Канонерка 719 продолжение 1

Ход сразу снизился . В машину кинулся командир БЧ-5.Моторист Уразбаев, причитая по-узбекски, потеряв голову растерянно метался по отсеку. От гидродинамического удара сдвинулся с места один из узлов  крепления дизеля, надо было лезть под него и закрепить болты на ходу. Быстро, рывком подняли пайолы  и, поминая Уразбаева  крепкими словами,  туда полез моторист  Моцак. Лежа на спине в мазутной воде, подтянул гайки крепления и без  сил, кое- как вылез из-под двигателя, крепко зашибив колено. Дальше его, матерящегося и хромающего, уже потащили лейтенант и матросы. Двигатель добавил обороты, катер снова  шел самым полным ходом, выдавая 35 узлов и оставляя за кормой  продолжающиеся  глухие взрывы «глубинок».
А наверху было невесело. Баковый пулемет замолчал - кончилась лента, и боцман лихорадочно заталкивал новую в приемник. У станка пулемета Салминьша от интенсивной стрельбы отвалилось трубка, наваренная на треногу станка  для стрельбы по воздушным целям. Пулемет боком упал на мешки с песком. Арвид, матерясь по- латышски и по- русски,  поднял горячий, почти двухпудовый пулемет ,упер в плечо и продолжал стрелять по удаляющимся катерам. Задержку заметил  матрос Заруцкий , отложил свой РПК и кинулся  к пулеметной точке, оскальзываясь на гильзах.
-Держись, Арвид - орал он, перекрикивая трескотню пулеметов.
Попутно содрал брезент с вьюшки, обмотал руку ,схватил пулемет за раскаленный ствол,  и  уже они вдвоем поставили пулемет на станок.
-Порядок! Спасибо Коля!
-Да на здоровье!
Только белые зубы и глаза  выделялись на закопченном лице из-под сбившейся набок каски.
 В горячке Салминьш выпустил еще несколько длинных очередей, не заметив, что ручные пулеметы уже не стреляют. Катера  уже исчезли из виду – далеко, не достать.
-Дробь. Прекратить огонь. От мест отойти – прошла команда с мостика. Кормовое орудие  дало короткую очередь и замолкло.
Пороховую гарь сносило ветром. По вибрирующей палубе перекатывались остро воняющие сгоревшим порохом  гильзы. Сквозь уже привычный гул моторов было слышно, как потрескивали остывающие стволы пушек на закопченных башнях.
-Две цели исчезли с экранов. Чисто.
-Ну все, кажется отбились- не веря себе, сказал Черныш.
-Похоже так- откликнулся комбриг, снимая каску.
-Андрей- устало сказал помощнику командира Черныш – быстро сходи по кубрикам, проверь, как там  пассажиры. С кормы по телефону доложишь.
Минут через пять помощник доложил - Все в порядке. Не поверишь, командир - сидят моряки и жрут  сухпай, спокойные, как удавы. А чего, говорят ,добру пропадать. Бледные, правда!!
-Ну ,ничего себе. Мы тут все перетряслись - а этим хоть бы хны.
Остались позади территориальные воды Эфиопии, шли уже в нейтральных водах.На небе уже висел красный шар солнца и начиналась удушливая жара .Спасало и ,то, что катер шел полным ходом. Близилась точка рандеву.
На горизонте замаячило белое пятно-это было госпитальное судно «Лена».Белоснежный корпус с высокими надстройками и крупными красными крестам на бортах, изящные обводы- судно было  по-настоящему красивым. «Лена» застопорила ход и легла в дрейф.
С правого борта вывалили парадный трап. Катер медленно подошел и мягко ошвартовался, ткнувшись кранцами  к площадке трапа.
 Командир бригады сказал Чернышу-
-Я с флагманскими на «Лену», через час жду  вас в кают-компании, на совещание с офицерами. Осмотреться, доложить состояние корабля и оружия. Займитесь машиной пока есть время - не приведи господь ,если поломаемся в бою. Здесь, видимо, задержимся до прихода «Лимана» и «Лазутчика». До них еще миль 50. Назад пойдем конвоем, возможно, придется прорываться. Сейчас свяжусь с эскадрой, доложу о бое. До встречи…


Черныш проводил комбрига и офицеров до трапа «Лены» и только сейчас ощутил, как он устал, тело ломило, будто из него с вытащили какой-то внутренний стержень .Позади стояли его офицеры- штурман, помощник и командир БЧ-5,такие же усталые и вымотанные. По верхней палубе  на мешках с песком устало сидели  пулеметчики Привалившись к  открытой двери сидел на корточках боцман с неизменной дудкой на цепочке. Но надо было воевать дальше - поход еще не кончился ,и расслабляться  было рано..
-Так, давайте на мостик, обговорим дальнейшие действия. Офицеры с боцманом собрались в ходовой рубке.
-Олег, что с машиной?
-Думаю, на обратный переход хватит, хотя тряхнуло прилично. Да и проводку надо проверить  кое-где, на главном щите  сейчас электрики работают.
-Смотри. На тебя надеюсь. Скиснет машина в бою – плохо нам  всем будет.
Штурману- нанести на карту наше маневрирование, возьмем с собой для доклада.


-Давай Моцака и Салминьша к докторам , пусть посмотрят, чего там у них –сказал Черныш боцману.- Помощнику организовать высадку пассажиров. Чтоб не перли, как на буфет и вещички на радостях не забыли. Мы через полчаса идем на «Лену», боцман-останешься за старшего. Оружие почистить, дозарядить ленты. Доложить наличие  боеприпасов. Произвести приборку. Экипаж покормить. Попробую договориться насчет баньки, не все ж забортной водой мыться. Потом всем отдыхать, до  особого распоряжения.
Черныш спустился с мостика в  свою крохотную каюту, ополоснул лицо и переоделся в чистую «тропичку». Все же  в гости идем, да и  девушек-медичек на судне много. Сел в кресло , благо до совещания еще минут тридцать осталось. И провалился в полудрему.
А по трапу  на «Лену» уже шли  цепочкой демобилизованные моряки, трогательно прощаясь с экипажем катера.
Усатый  сержант- морпех из танкового взвода, крепко жал руку Заруцкому
-Спасибо, пацаны! Теперь  мы хоть живыми домой доберемся. А вам-то еще обратно идти…Удачи!
-Да, ништяк, отобьемся ! Не впервой.
-А  я  вообще думал, п…ц нам. Сидим на койках, как дураки, кругом трясет, грохочет. Были бы автоматы - хоть постреляли бы, все при деле.
-Да ладно, земеля, мы тут сейчас  за вас настрелялись, ажно руки трясутся.

Ровно через полчаса офицеры собрались в ,непривычно для катерников, просторной кают-компании «Лены». Черныша удивило, что подниматься пришлось на лифте- судно было таким высоким, по коридорам, постреливая глазками, пробегали улыбчивые медсестры. Этакий островок мира и спокойствия посреди войны.
Командир бригады  без лишних проволочек начал разбор действий.
-Товарищи офицеры! Ясно, что  разведка эритрейцев знала о  нашем выходе и о том, кого мы везем. Видимо рассчитывали захватить и корабль и людей, потому сразу  не открыли огонь и перехватили в выгодном для себя месте. Но были вовремя обнаружены, что  позволило  отбить атаку и нанести противнику  урон. С этим пусть разбираются контрразведчики. Предварительно можно сказать, что нами потоплены  два катера, остальное уточнит разведка эфиопских товарищей. Следует отметить нестандартные действия командира, отдавшего приказ на сброс глубинных бомб по курсу катеров противника и результативность  их применения. Никогда еще такой тактический прием на флотах не применялся. Отмечаю слаженную работу комендоров и пулеметчиков, не допустивших катера на  дистанцию, когда их пулеметы  могли пробить корпус  и поразить людей и механизмы. Кроме того, против нас впервые были применены боевые катера специальной постройки с 40-мм артиллерией. Я тут посмотрел по справочникам, это ориентировочно  торпедные катера типа «Ягуар» западногерманской постройки. Корабли серьезные, это вам не джонки.
После сброса глубинных бомб ,от гидродинамического удара вышел из строя один дизель, что в критический момент снизило ход на 10 узлов. Завтра мы идем обратно. Командир БЧ-5, доложите состояние двигателей.
- Я ранее докладывал, что на  катере после аварии в условиях докового ремонта  на «ПД-66»,еще первым экипажем, были поставлены новые валы и гребные винты от катера другого проекта. Это нарушило центровку валов и при длительной работе на максимальных оборотах может привести к остановке дизелей. Раньше мы ходили на средних ходах в составе конвоев, и это не было заметно. На 35-узловом ходу  может быть остановка.
-Ясно, лейтенант, садитесь. Пока сделайте все возможное, чтобы катер дошел до базы. Дальше дадим время  на  ремонт. Но недолго.
-Командир, доложите о расходе и наличии боеприпасов.
-По выходу был штатный боекомплект  по 500 снарядов на орудие и по1500 патронов на ствол для пулеметов. Дополнительно  взято со склада еще  500 трассирующих патронов. В бою израсходовано почти половина  патронов и 300 снарядов. Необходимо пополнить БК.

-На рассвете подойдут  тральщик «Лазутчик» и средний морской танкер «Лиман». Он пришел из Севастополя, на нем есть для нас почта. От него дозаправимся, на тральщике везут боеприпасы – там пополнимся. Дальше будем следовать конвоем, мы со штабом переходим на «Лазутчик». Старшим на переходе  буду я. Пополнение пойдет на катере-опыт у вас есть. Тральщик перегружен, танкер тоже. На  завтра назначаю совещание командиров кораблей, время сообщу дополнительно. Все свободны.
(продолжение следует)На фото- наша база на о.Нокра


Рецензии
Читаю с интересом. Есть замечания:
= Я, конечно, не механик, но "...сдвинулся с места один из узлов крепления дизеля..." - очень коряво. Если речь идёт о главном двигателе, то сдвижка "одного из узлов крепления" - фантастика. Видимо, "ослабли некоторые болты крепления двигателя к фундамету" - это другое дело и их-то, наверное, и подтягивали.
= "По верхней палубе на мешках с песком сидели..." - не идёт "По палубе", лучше и грамотнее "На верхней палубе, на мешках с песком сидели..."
= "...шли УЖЕ в нейтральных водах. На небе УЖЕ висел красный шар солнца..." Наверное, надо убрать одно из "УЖЕ".

Стас Литвинов   24.08.2015 20:57     Заявить о нарушении
Спасибо за деловые замечания по стилистике.Я помещаю тексты сразу после написания,не дав "вылежаться",т.к. подпирают новые темы.Отсюда и ошибки.Редактирую потом,по мере наличия времени и желания.

Станислав Сахончик   25.08.2015 04:00   Заявить о нарушении
Теперь о неполадках в дизеле.Б.командир БЧ-5 ничего на этот счет не пояснил,комментарии были от одного из матросов-пулеметчиков,который тоже не моторист и не механик.

Станислав Сахончик   25.08.2015 06:13   Заявить о нарушении
Тёзка! Ну, никак не может сдвинуться главный двигатель. Если пришлось лезть под пайол и подтягивать болты крепления, то мой вариант неисправности предпочтительнее.

Стас Литвинов   25.08.2015 12:12   Заявить о нарушении
На катере этого проекта их два.Да и масштабы не те,что на пароходе.

Станислав Сахончик   25.08.2015 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.