ВГИК им. Роберта Родригеса

Петер Джон Росс,
независимый режиссер, документалист, редактор Film & Video Magazine

http://www.cinemotionlab.com/think/96

ВГИК им. Роберта Родригеса



Режиссер фильмов «От заката до рассвета» и «Города грехов» Роберт Родригес считает обучение в киношколе пустой тратой времени. В доказательство этой теории он всегда приводит в пример самого себя. С тех пор, как он продал Columbia Pictures свой первый фильм, снятый за 7.000 долларов, за ним закрепилась слава человека, который может недорого реализовать самые безумные фантазии. Весь свой опыт он собрал в 10-ти минутные видеоролики, которые, однако, трудно понять неподготовленному зрителю. О том, как интерпретировать советы Роберта Родригеса, – в статье редактора Film & Video Magazine Петера Джона Росса.

Прошло почти 20 лет с момента появления первого полнометражного фильма Роберта Родригеса «Музыкант» (El mariachi). Режиссер снял его за собственные средства – всего $7.000. В приложении к фильму был выпущен 10-ти минутный ролик, где Роберт рассказывает «Как научиться снимать кино», а еще чуть позже – он написал книгу «Бунтарь без съемочной группы» (Rebel Without a Crew).

«Музыкант» (в США фильм собрал 2 миллиона долларов) открыл Родригесу дорогу в Голливуд и сделал «идолом» молодого поколения режиссеров, которые не хотели учиться режиссуре, а просто мечтали взять камеру и снимать.

Я помню, как первый раз посмотрел фильм и 10-ти минутный ролик, о том, как снимать кино. Тогда у меня совсем не было опыта, но было огромное желание написать сценарий, купить камеру, найти актеров, место для съемки и… сделать что-то особенное, снять невероятный фильм. Тогда Роберт Родригес был и моим кумиром, я подражал ему во всем.

Теперь я сам снял уже не один десяток короткометражных, художественных и документальных картин и смотрю на вещи под чуть более резким углом. Недавно я пересмотрел советы своего кумира и пришел к выводу, что многие его заявления нужно объяснить. Тем более что Роберт продолжает давать советы начинающим режиссером, приводя в пример свои новые фильмы.

Вот, например, последний из его советов:

Но не все сразу. Роберт Родригес утверждает, что научиться снимать кино можно за 10 минут. Он просит засечь время и начинает короткий рассказ:

Все, что говорит Роберт Родригес сводится к нескольким простым постулатам:

Хотите снять фильм? А вот и неправда, вы уже режиссер, раз об этом мечтаете. Напечатайте себе визиток и раздавайте их друзьям. Как только вы внушите всем, что вы – режиссер, вы сами в это поверите и станете думать как режиссер.

Недостаточно просто быть креативным, придумывать новые неожиданные ходы и сюжетные повороты. Вам нужно стать «технарем»: научиться работать со съемочной техникой, камерой и программами монтажа. Причем, если вы умеете мыслить нестандартно – вам проще, поскольку подогнать техническую базу можно из книг или мастер-классов. Но будучи только технически подкованным, вы никогда не станете мыслить нестандартно. Только сочетание технических знаний и оригинального взгляда на вещи сделает вас настоящим режиссером.

Опыт? Он у вас уже есть. Вы же смотрите фильмы, правда? Вы обращаете внимание на интересные режиссерские ходы, на неудачные планы, диалоги, свет? Я действительно верю, что просмотрев множество фильмов можно кое-чему научиться. И не бойтесь совершать ошибки. Ведь ошибка – вещь субъективная: то, что для одних – ошибка, для других – высокое искусство. Говорите всем, что вы занимаетесь высоким искусством, и вам многое будет позволено.

Сценарий? Вы не умеете писать сценарий? Ничего страшного, никто не умеет. Просто садитесь и пишите то, что хотите сказать. Можно пойти на курсы, читать учебники, но ни в коем случае не поступайте в классическую киношколу, иначе вы начнете делать такое же кино, как у всех: станете мыслить шаблонно и предсказуемо.

Комментарии Петера Джона Росса:

– Также не стоит забывать – когда Роберт Родригес работал над «Музыкантом», у него за плечами уже было более 200(!) самых разных короткометражных фильмов, которые он снимал с 9 лет. Поэтому не стоит обольщаться, что вы можете вот так просто взять камеру и снять хороший фильм. Для того чтобы это сделать, нужен большой опыт в кино. И усидчивость. И внимание к деталям. И огромное терпение.

Не зная этой предыстории, многие бросаются делать свои фильмы по советам Роберта Родригеса. Нужно понимать, что без хотя бы 20-30 ужасных картин, без опыта – у вас не будет своего «Музыканта». Никогда не будет.

Как писать сценарий? Оставьте идею снять блокбастер до лучших времен. Если, например, ваш отец владеет небольшим магазином – пусть действие фильма происходит в этом магазине. Если ваши друзья – байкеры, пусть главные герои будут байкерами. Снимите фильм про ваше домашнее животное, про жену или мужа, про детский сад, куда ходит ваш ребенок. Используйте для сюжета только тот инструментарий, который уже имеется в вашем распоряжении.

Когда я готовился к съемкам «Музыканта», у меня были: черепаха, чехол от гитары и небольшой город, в котором я окольными путями получил разрешение на съемку, – вокруг этих предметов я и сочинил историю. Только потом я научился дешево снимать дорогие фильмы.

Как визуализировать то, что написано в сценарии? Закройте глаза и представьте свой фильм, кадр за кадром. Выкиньте все лишнее из головы. Что у вас за фильм? Он слишком длинный? Слишком медленный? Смешной? Есть ли в нем вообще смысл? Запишите все, что вы увидели. Потом снимайте по этим записям.

Оборудование? Чем оно хуже, тем для вас лучше! Не надо выбирать что-то слишком дорогое и сложное, вы пока еще не «Спилберги». «Музыканта» я снимал на 16мм камеру (ARRIFLEX 16S). Это настоящая, «киношная» камера, которая дает невероятно красочную картинку, и, конечно, она очень легкая, что позволяет мне быстро перемещаться по площадке, снимать с разных ракурсов. Она стоит порядка $2.000. Но вы ни в коем случае ее не покупайте! Найдите, лучше, человека, у которого она уже есть, и одолжите ее на неделю. Я так и сделал.

Не нужно использовать слишком много освещения. У мня просто не было денег, на нормальный свет. Но в итоге, мне все сказали, что фильм снят в стиле «нуар». Так я в первый раз столкнулся с тем, что мои ошибки и недочеты воспринимаются как авторские ходы.

Комментарии Петера Джона Росса:

– Самый распространенный совет от Роберта Родригеса – не использовать съемочную группу, все делать самому. Режиссер объясняет это а) экономией, б) самовыражением. Другими словами, если вы все делаете сами – вы экономите, и это позволяет вам полностью контролировать творческий процесс. Конечно, в этом есть доля правды. Но есть и другое популярное утверждение: «Кино – это коллективный труд». Хороший оператор может подсказать, указать вам на вещи, о которых вы не подумали, хороший ассистент найдет более удачное место для съемок или реквизит. С людьми нужно общаться, их нужно слушать.

Постпродакшн? Что делать с отснятым материалом? Существует множество компьютерных программ, которые позволяют не только добавлять предметы, но и убирать их. Постпродакшн – это 70% фильма. Я сделал копию «Музыканта» на VHS и разослал кассеты в разные студии, отборщикам фестивалей и просто друзьям. Этого было достаточно, чтобы меня заметили. Никогда сами не делайте копию фильма для кинотеатра! Пусть за вас это сделают продюсеры или кинокомпании, заинтересованные в вашем продукте. А с определенной долей везения – они будут заинтересованы.

В Голливуде все ищут таланты. Я часто слышу, что «никому не нужны таланты, продюсеры не берут трубки, а многие «соискатели» заканчивают жизнь в барах, причем простыми официантами». Это не так. Найдите нужных людей, свяжитесь с ними, покажите им фильм. Дальше они уже сами решат, стоит ли тратить на вас время.

Комментарии Петера Джона Росса:

– Роберт Родригес снял первый полнометражный фильм за $7.000. Это факт. Но Columbia Pictures и ICM Talent, которые купили на него права, потратили в несколько раз больше только на одну копию, которую можно было показывать в кинотеатрах и на фестивалях. Это тоже факт. Они же перезаписали звук, доработали графику. $7.000, потраченные на «Музыканта» – миф, который позволил фильму раскрутиться. И до сих пор позволяет. Но не рассчитывайте, студии с большой охотой расстанутся с деньгами и потратят их на ваш фильм. Чтобы это произошло, вам должно повезти и у вас должен быть прямой контакт с людьми, принимающими решения.

Я не хочу сказать, что Роберт Родригес не достоин считаться «лучшим независимым режиссером мира», но в начале карьеры ему сильно помогли как раз знакомства. Как это вышло, трудно сказать, но он получил доступ в одно из самых авторитетных Агентств в мире – Internationl Creative Management (ICM). И дело не всегда только в таланте и желании снять фильм, взять хотя бы такие заведомо провальные проекты, как «Блеск» (Мэрйя Кэри получила «Золотую Малину» за главную роль) и «От Джастина к Келли» (фильм признан худшим за 25 лет существования все той же премии). Как и зачем их делали – повод для бесконечных дебатов.

И, пожалуйста, не поступайте в киношколу за $20.000 в год – иначе вы окажетесь без практики, без фильмов, без работы. Я знаю, о чем говорю.


Рецензии