Краудфандинг альтернативный способ найти инвесторо

Краудфандинг: альтернативный способ найти инвесторов для вашего фильма

Пол Озборн,
документалист, независимый режиссер, продюсер

http://www.cinemotionlab.com/think/93

Представьте, что будет, если каждый житель России подарит по рублю на съемки одного фильма. Сумма, которая получится в итоге, превысит любое государственное финансирование. К сожалению, в нашей стране пока мало кто знает, как привлечь всех этих инвесторов. О том, как это делают на западе, — в статье независимого режиссера Пола Озборна.

Я не экономист, но за свою более чем 10-летнюю карьеру в кино, я очень многому научился. В том числе и тому, как удачно запустить свой независимый проект, найти для него финансирование и деньги на маркетинг уже отснятой картины. Все эти задачи можно решить при помощи технологии «краудфандинг» (crowdfunding).

По большому счету, «краудфандинг» – это поиск средств на фильм через Интернет или различные БТЛ-акции. И, разумеется, это не единственный способ найти альтернативный источник финансирования вашего фильма. Представьте, что вы придумали, скажем, как сделать летающий велосипед, и вам не хватает средств на закупку деталей для первого, пробного образца. Вы обращаетесь к незнакомым людям и пытаетесь убедить их, что именно вам они должны пожертвовать свои деньги. А если вернуться к кино, такой метод финансирования фильмов чаще всего используют начинающие режиссеры – люди без имени. Но не только: Дэвид Линч пользовался этим методом (документальный проект «Линч три»), а еще – Аарон Соркин, Люк Бессон, Ридли Скотт и многие другие. «Краудфандинг» – это не более чем один из новаторских способов найти финансирование, который стремительно развивается параллельно с развитием коммуникаций между людьми.

Первым удачным проектом, где авторы обратились за помощью к Интернету, стал французский фильм «В ожидании завтра» (2004), который за 4 недели собрал 50,000 долларов от анонимных пожертвований. Эти деньги позволили режиссерам снять фильм и даже сделать несколько копий для проката.

Но самый удачный на данный момент фильм, который снят с применением технологии «краудфандинга» – «экологическая» документальная лента о спасении планеты от загрязнения окружающей среды. В период с 2004 по 2009 годы он собрал почти миллион долларов от анонимных инвесторов со всего мира. Это очень большая цифра, учитывая, что минимальный платеж составлял 1 доллар.

Все это очень непросто, поскольку вы не можете дать своим Интернет-инвесторам никаких гарантий или обещать серьезный процент от продаж. Все, что у вас есть – амбиции и желание закончить проект. Давайте попробуем разобраться, как это можно сделать:

С чего нужно начать?

Идея (концепция) будущего фильма.У вас должна быть четкая и понятная концепция, которая апеллирует к наибольшему числу людей и недорога в производстве. Вот почему большинство картин, которые финансируются Интернетом, – драмы или комедии, реже – фильмы ужасов.

Концепция должна быть недорогой в производстве (здесь отметаются исторические эпосы и фантастические боевики), поскольку как бы вы ни старались, найти через Интернет сумму в 2-5 миллионов долларов (или больше) – просто невозможно (если вы не Дэвид Линч).

Концепция должна быть понятна широкому кругу людей. Представьте, захотели бы вы пожертвовать 5-10 долларов на создание фильма о «самой лучшей закусочной в мире» или об «адаптации современных майя в мегаполисе»? Думаю, что нет. Чем шире ваша концепция, чем понятней она – тем больше у вас шансов достучаться до самых широких масс.

Сценарий. Это даже не обсуждается. У вас должен быть четкий и прописанный сценарий. И первоначальный замысел должен соответствовать финальной версии фильма.

Съемочная группа. Лучше всего заниматься «краудфандингом», когда у вас уже есть собранная группа единомышленников. Вам может не хватать, например, нескольких актеров или ассистента оператора, но команда должна быть наиболее полной и готовой к съемкам.

Смета проекта. Это самый важный ваш документ, если вы намереваетесь собрать деньги на фильм. Смета должна быть грамотно и максимально понятно составлена. Желательно, чтобы у вас был не только «рабочий» вариант сметы, но и «презентационный» – в виде красивых графиков и табличек.

Вот несколько советов по составлению сметы:

- не нужно слишком занижать ваши будущие траты. Может, вы и обманете нескольких Интернет-инвесторов, но в итоге, вам от этого будет только хуже.

- всегда закладывайте дополнительные 10% на непредвиденные расходы. В большинстве случаев – это очень мудрый шаг.

- старайтесь придерживаться невысокого бюджета. Какими будут траты – предсказать невозможно, но есть способы урезать финансирование. Например, вы можете договориться со съемочной группой на небольшие зарплаты, но при этом – пообещать процент от продажи или проката будущего фильма. Также четко разберитесь, какие люди (профессии) вам необходимы в первую очередь и поощрите их (например, если у вас уже есть хороший сценарий, вам не так нужен автор или редактор на площадке). При этом оператор должен чувствовать себя комфортно, его зарплату можно увеличить. Но лучше всего сделать так, чтобы у всей съемочной группы были одинаковые зарплаты. Или же – что еще лучше – все они помогали вам за процент.

- оборудование должно быть дорогим. Самым «весомым» пунктом в вашей смете должна быть аренда (или покупка) оборудования. Можно экономить на еде, но на технике экономить нельзя. В противном случае, у вас все будет ломаться, зависать, и ваш съемочный бюджет только вырастет.

А что дальше?

Дальше вы составляете план действий. Обозначаете, как долго и где вы будете искать деньги. Стратегию не обязательно кому-нибудь показывать или даже записывать, но вы должны четко помнить весь алгоритм ваших дальнейших действий.

И морально приготовьте себя к тому, что вам предстоит проделать очень серьезную работу, которая будет отнимать у вас до 10 чесов ежедневно! Поэтому, если вы решили, что можете продвигать свой проект параллельно с чем-то другим или в свободное время – вас, скорее всего, ждет разочарование.

С чего начать?

Определите носители, на которых вы будете продвигать фильм. В 99 случаях из 100 вам будет достаточно Интернета, но можно еще делать СПАМ-рассылки (малоэффективно) или рассылать диски с вашим предложением по почте (дорого и еще менее эффективно).

Итак, чем богат Интернет? Можно создать страницу проекта на Facebook. Это наиболее оптимальный вариант, если вы не хотите тратить слишком много времени на техническую составляющую вашей презентации. Проблема этого сайта в том, что вы, фактически, не можете выделить то, что нужно, и «упаковать» проект так, чтобы он говорил за себя. В этом отношении ваша страничка ничем не будет выделяться из миллиона других.

Еще можно воспользоваться специальными сайтами, которые созданы для таких вот проектов. Их пока не так много, но вот ключевые из них:

KickStarter

URL: http://www.kickstarter.com/

Самый популярный на данный момент ресурс, где вы можете бесплатно разместить свое объявление и получать отклики со всего мира.

RocketHub

URL: http://www.rockethub.com/

Fans Next Door

URL: http://en.fansnextdoor.com/

IndieGoGo

URL: http://www.indiegogo.com/

Profounder

URL: http://www.profounder.com/

 

Лучше всего, на мой взгляд, воспользоваться одним из этих ресурсов, но дополнительно создать отдельный сайт проекта. Это позволит презентовать вашу идею, сценарий, съемочную группу, актеров, которые будут задействованы.

Здесь вы также сможете сформулировать основной «крючок» для потенциальных инвесторов: какую выгоду они получат, профинансировав ваш проект. Эта выгода (и то, как вы ее представите) – основная гарантия успеха вашего проекта. Здесь нужно учесть, что большинство «жертвователей», помогают вам, поскольку хотят а) славы, б) поучаствовать в чем-то важном, в) заработать. Поэтому все ваши встречные предложения должны обыгрывать эти основные мотивы.

Вот как это сделали авторы фильма, который собрал почти миллион долларов от пожертвований:

20-100 долларов: «улучшение кармы» + ваше имя на сайте

100-500 долларов: все вышеперечисленное + ваше имя на официальном DVD фильма

500-5000 долларов: все вышеперечисленное + возможность сыграть одну из ролей

5000-25000 долларов: все вышеперечисленное + 0,25% от прибыли картины

25000-50000 долларов: все вышеперечисленное + прибыть от проката возрастает до 1,25% + 2 билета на премьеру фильма

50000+ долларов: все вышеперечисленное + прибыть от проката возрастает до 2,5%.

Как вы, наверное, поняли, очень важно соблюдать объективность и не обещать слишком многое – только то, что реально восполнить.

 

Итак, в итоге у вас должен быть полностью работающий сайт, где любой пользователь может внимательно ознакомиться с вашей идеей, прочитать об условиях финансирования, рассмотреть фотографии будущих актеров и членов группы. Параллельно с этим, у вас есть полностью рабочая «страничка проекта» на Facebook и KickStarter. Очень важно придумать схему, по которой люди смогут переводить деньги на счет проекта. Также желательно, показать придуманное вами «Соглашение о сотрудничестве» юристу, чтобы в будущем у вас не возникло проблем с законодательством.

Все это не означает, что фильм соберет большую сумму, или что вам хватит вырученных таким образом средств на то, чтобы окупить ваши вложения. Есть и ошибки, которые встречаются довольно часто и «непредвиденные обстоятельства», да и просто – удача. Но, прокрайней мере, вы не сильно рискуете, пробуя профинансировать свой фильм «толпой». Да, время вы точно потратите, но и шансы свои повысите.

Какие могут быть подводные камни?

- Рассчитайте время, которое будет длиться ваша кампания по сбору средств.

Вы не можете начать кампанию по сбору средств, указав только время, когда она начинается. У любого предприятия, в том числе у фильма, должны быть рамки. Люди не захотят инвестировать в очередной «долгострой». Это просто не выгодно. В противном случае, ваша команда разбежится, сценарий устареет, а инвесторы потребуют деньги назад.

- Уясните одно: вы не «клянчите» деньги, а просите на что-то конкретное.

Ваш посыл не должен быть «умоляющим». Можно писать статьи, рекламирующие вашу идею, давать интервью, объясняющие ваш будущий проект. Это воспринимается лучше, нежели просто просьба сдать деньги.

- Информируйте своих «доноров» о судьбе проекта.

Относитесь к людям, которые помогают вам (сколько бы они не жертвовали) как к клиентам: высылайте им последние новости о вашем проекте, рассказывайте об успехах. Это поможет еще дальше распространить информацию о нем: включится сарафанное радио, и люди будут рассказывать знакомым о том, как здорово они участвуют в кинопроекте.

- Покажите вашу страсть к будущему фильму.

Все ваши потенциальные инвесторы должны понимать, что они помогают единственному человеку, который может снять этот фильм (даже если сюжет им не близок, вы можете заинтриговать их своей харизмой).

- Не рассчитывайте только на «краудфандинг».

«Краудфандинг» - не панацея от всех проблем. Вы должны пробовать все доступные вам способы продвижения проекта (нетворкинг, прямые продажи, питчинги). Если вся ваша надежда будет построена исключительно на анонимных Интернет-инвесторах, вы можете сильно прогореть.

 

Во всех этих случаях, как бы вы не решили искать финансирование для проекта, вы будете чувствовать себя «финансистом». Многим из нас, творческих людей (режиссеров, авторов) это может показаться неудобным, но только так мы можем сделать что-то свое и не зависеть от студий. Хотя, признаться, существует масса способов запустить проект – ни одним из них не нужно брезговать. Если, конечно, оно вам нужно. А оно вам нужно?


Рецензии
Любопытно.

Флорид Буляков   20.07.2011 01:45     Заявить о нарушении