Венеция. Путешествие в мечту

Для тех, кто жил в советское время, понятие” ВЕНЕЦИЯ “ассоциировалось в лучшем случае с TV программой “В клубе кинопутешественников” или, быть может, с иллюстрированными журналами “из их жизни”.

"Венецию любил я с детских дней
Она была моей души кумиром,
И в чудный град, рожденный из зыбей,
Воспетый Радклиф, Шиллером, Шекспиром,
Всецело веря их высоким лирам,
Стремился я, хотя не знал его..."

Мысль о том, что ты сам хотя бы когда-нибудь сможешь ступить на эту землю даже не приходила в голову, это было из области фантастики и само магическое слово ” ВЕНЕЦИЯ” вызывало в сознании образы, аналогичные созданиям параллельных миров.

И вот у моих ног плещутся волны Адриатического моря. Необычайно – светлый оттенок воды, отдаленно напоминающий цвет резеды. Пронзительные крики чаек. Тучи над головой стремительно сгущаются, застучали первые капли дождя.

Мы всей группой поднимаемся на борт небольшого катера, дождь усиливается, но, кажется, никто не замечает этого.  Я, не глядя на потоки дождя, вышла на открытую палубу и начала на камеру снимать побережье, причудливыми силуэтами приближавшееся по ходу катера.

Чувство волнения, какой-то сопричастности чему-то, очень важному для каждого из нас, я уверена, охватило каждого.

Постепенно небо светлело,тучи рассеивались и, когда мы вышли на причал, как по мановению волшебной палочки, сквозь облака пробились первые солнечные лучи. Пятьдесят метров по влажной от дождя набережной, украшенной изящными фонарями из цветного стекла, и мы на одной из самых красивых площадей мира

Сказать, что меня охватило чувство восторга, благоговения – да, конечно, но главное – чувство какой -то нереальности происходящего!  Так вот ты какая, прославленная в веках столица морей!

Площадь Святого Марка или и иначе пьяцца Сан-Марко начинается прямо от набережной Большого канала. Многочисленные туристы застывают на месте, любуясь изящнейшим палаццо Дожей, стены которого напоминают застывшее в камне кружево с удивительно красивым зубчатым верхом, несущее в себе индивидуальность и неповторимость образа, сотворенного гением зодчих.

Рядом, почти вплотную, примыкает Собор Святого Марка с базиликой, где находится захоронение евангелиста Святого Марка.

Собор и базилика поражают воображение колористикой и богатством декора:  Здесь и вздыбленные на бегу лошади, скульптуры которых оформляют портал, и крылатые львы – символ Венецианской республики с давнего времени, и мраморные фигуры святых покровителей, и Дева Мария с младенцем, и много другого, что надо рассматривать и чего сразу глаз не в состоянии охватить.

Собор красочен и великолепен,  огромное множество элементов декора, но нет ощущения” перегрузки”, напротив, возникает чувство фееричности, гармонии в его убранстве. Богато украшенный портал входа, фантазия архитекторов не знает пределов!

С противоположной стороны площади , видимо, самое высокое строение Венеции – колокольня Кампанила. Башня несколько раз была разрушена. В прежние времена она выполняла функции маяка. Неоднократно восстанавливалась и сейчас заняла достойное место в ансамбле площади.

Ее стройные, несколько даже аскетичные (особенно по сравнению с собором) формы уравновешивают и дополняют роскошное убранство площади.

Наконец, нельзя не упомянуть о прекрасной старинной часовой башне, расположенной неподалеку от  собора, с двумя маврами наверху, которые каждый час ударяют попеременно в железный колокол.

На фасаде башни – большие старинные часы, отсчитывающие время вечности. Выше – большая эмблема все того же крылатого льва. В нише – Дева Мария с младенцем и фигурки волхвов, движением  которых управляют затейливые механизмы еще с самых давних времен.

Часовую башню продолжают стройные ряды зданий Старой Прокурации, где в давние времена размещались крупные чины. Напротив- здания Новой Прокурации. Вместе они формируют очертания площади в виде незамкнутого неправильного каре.               

Группа вместе с милой русскоязычной женщиной- экскурсоводом пристроилась в довольно многочисленную очередь,ожидая открытия собора.Площадь постепенно заполнялась прибывающими туристами. Кого здесь только не было! И, хотя одежда приблизительно одинакова (если не говорить об арабах, индусах и каких-то неизвестных мне национальностях, в одеянии которых преобладали национальные традиции), то выражения лиц, манера держаться, жестикуляция людей различных наций заметно отличается от привычного нам.

Ожидать пришлось где-то минут сорок. Наконец, мы стали продвигаться и очутились в самом соборе. Внутренность собора предстала в сумеречном свете, наполненная таинственным дыханием веков (электричество не включалось, дабы не повредить бесценные фрески. ) Собор поражал величием и великолепием: обилие дорогого мрамора, cкульптура, многочисленные старинные фрески, “надгробия веков,” роскошь убранства…

Очутившись вновь на залитой солнцем площади, мы всей группой проследовали за экскурсоводом вглубь острова, продвигаясь по узким улочкам города.

Улочки Венеции – они тоже требуют особого описания. Узкие, бесчисленное множество поворотов и ответвлений (самая узкая – всего 45 см) и невероятное количество туристов всех мастей!

Эти мощеные камнем “коридоры” совершенно лишены растительности, лишь то тут , то там на старинных балконах палаццо – гирлянды цветов оживляют каменные стены. Нет привычной нам проезжей  дороги и транспорта, все улицы сплошь пешеходные.

С обеих сторон располагаются лавки, торгующие сувенирами: роскошными карнавальными масками, украшенными перьями, стразами, позолотой. Зачастую, это настоящие произведения искусства, имеющие очень оригинальную форму и выглядящие просто замечательно.

Много изделий из цветного стекла, которыми так славятся Венецианские мастера. Много изделий из кожи. Но все это очень дорого и мне, конечно, было не по карману.

На стенах домов слева и справа чередуются изображения стрел с надписями: “пьяцца Сан-Марко” или в противоположную сторону мост “Риальто”. Это своеобразные ” путеводители” по Венеции, которые позволяют находить дорогу в сплетении узких венецианских улочек.

Приходилось быть очень внимательными: толпы туристов буквально рекой наполняли улицы, требовалось не упустить из вида экскурсовода, успевать отметить интересные для съемки места и еще услышать рассказ. При значительной скорости движения все это требовало немалой сноровки.

По дороге часто встречались костелы, правда более скромного вида, чем собор Сан-Марко, маленькие тесные площади, обрамленные старинными палаццо. Заметно, что город часто подвергался наводнениям: об этом свидетельствовали следы на стенах в виде облупленной штукатурки, хотя экскурсовод заметила, что ремонт зданий в городе проводится каждый год.

Обращало внимание и то, что по дороге мы не встретили ни одного продовольственного магазина, только маленькие очень уютные кафе в огромном множестве располагаются на первых этажах зданий или просто на улице , украшенные очень затейливо, с фонариками из цветного стекла, с прекрасно сервированными столами и приветливой обслугой. Но все это довольно дорого, как и все в этом городе для богатых туристов.

Нельзя не сказать о каналах, широкой сетью пронизывающих Венецию: узкие и более широкие, подходящие к самым стенам зданий, Через них переброшены фантастически красивые арочные мостики.

Каналы в Венеции – это все, это сама душа этого удивительного шедевра! Каналы выполняют роль дорог, как живительные артерии, они пронизывают каменную плоть вечного города.

Роскошно убранные гондолы со статными красавцами – гондольерами часто в национальных одеяниях катают по каналам богатых туристов, соревнуясь между собой и конкурируя (одна поездка в среднем для туриста обходится где – то порядка от 20 евро за полчаса).

Огромное множество маленьких катеров, лодок создают уникальное зрелище жизнедеятельности единого организма. Невиданное  и поражающее воображение творение - город, подаривший мне воплощение мечты наяву!

Хитросплетения узких улочек, каналы, мостики – все это вдруг закончилось снова грандиозной панорамой Гранд – канала и мы оказались у второго по значимости туристического объекта – знаменитый мост Риальто. Это очень древний мост, на котором в старые времена располагались ювелирные лавочки. Сейчас по обеим сторонам тоже растянулись магазинчики, только уже с сувенирами.

Посередине буквально протекала людская река пестрых туристов, слышался говор на всех языках мира. Можно было пробраться к перилам и тогда перед глазами открывалась величественная панорама знаменитого города.

Здесь в этом живописнейшем месте экскурсовод распрощалась с нами с самыми добрыми пожеланиями. А мы все вместе по набережной вернулись вновь на площадь Сан-Марко и посетили частную мастерскую стекла, расположенную прямо на набережной неподалеку от знаменитой площади в небольшом доме.

Изготовление цветного стекла “мурано” – давний промысел венецианских мастеров -стеклодувов. Секреты изготовления этого замечательного стекла являются семейной тайной и передаются по наследству. Именно в помещении такой семейной мастерской мы и оказались. В небольшом зале мастер на невысоком постаменте щипцами держал раскаленный сияющий кусок цветного стекла.

И прямо на весу, ловко управляясь с щипцами, плавно вытягивал конечности, шею, хвост. Мгновенно на глазах рождался фантастический образ  скакуна с горделиво изогнутой шеей, летящим хвостом и стройными, будто застывшими в стремительном беге, ногами. Каждое движение мастера было точным и отточенным, работа его завораживала.

Затем мы проследовали в следующий зал, где услышали   рассказ и увидели выставку готовых изделий.

Это были разнообразные фигурки животных, всевозможные украшения, посуда и многое другое. Излишне говорить,что цена таких изделий была высока, но они того стоили и, действительно, выглядели замечательно. Впрочем, я воспринимала эти витрины как музейные, отдавая должное фантазии и таланту мастеров.

Несколько часов свободного времени мы провели в прогулках по улочкам и мостам города, наслаждаясь и впитывая в себя атмосферу вечного праздника, царящего здесь.

Я постоянно ловила себя на мысли о том, что как бы мне хотелось побывать здесь во время карнавала, увидеть воочию эти волшебные маски, насладиться вечерним видом пьяцца Сан – Марко, вдохнуть в себя сказочную прелесть карнавальной Венеции!

Еще один сюрприз ожидал нас по возвращении к площади: скамеечки, которые мы наблюдали ранее , были выстроены в виде переходных мостков.

Вся пьяцца Сан – Марко была погружена в воду! Невероятно!

Это удивительное зрелище: люди гуськом друг за другом передвигаются по этим импровизированным мосткам. А некоторые самые нетерпеливые снимали обувь и шли напрямую прямо по воде.

Ничего подобного в своей жизни я не наблюдала никогда! Мы тоже медленно продвигались вслед за всеми по эти мосткам, смеясь и удивляясь всему, что творилось кругом.

И вот я сижу на набережной на одной из многочисленных скамеек, установленных с видом на море, вдыхаю свежий соленый воздух, вся переполненная впечатлениями, жую бутерброды, лениво наблюдая за пестрыми стаями голубей, снующими кругом:

они живописно оседлали изящные фонари из цветного стекла, суетливо перелетают с одного места на другое, заполняя собой все пространство. Кормить голубей строго запрещено властями города (штраф 50 евро!).

Чудесный, сказочный город! Ты - само воплощение поэзии в камне!Вспоминаются щемящие сердце строки

“Венеции”  Анны Ахматовой:

"Золотая голубятня у воды.
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.

Столько нежных, странных лиц в толпе.
В каждой лавке яркие игрушки:
С книгой лев на вышитой подушке,
С книгой лев на мраморном столбе.

Как на древнем, выцветшем холсте
Стынет небо тускло-голубое…
Но не тесно в этой тесноте
И не душно в сырости и зное."

Вокруг на скамейках  много людей, доносятся слова и говор на самых различных языках планеты.

Я тихонько шепчу про себя:

“Прощай, удивительный город!

Мне бы так хотелось снова когда – нибудь окунуться в волшебную сказку твоих карнавалов,

ощутить опять эту особую атмосферу твоих старинных улиц,

причудливых каналов и ажурных мостов!

Прощай, Венеция! Прощай, город моей мечты!

Работая над этими записками, я заново пережила все волнения и восторги моего замечательного путешествия. Мне вспоминаются строки из некогда очень любимого мною Давида Тухманова:

“Я ПЛЫВУ ПО ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ, ИСЧЕЗАЯ В ЭТИХ ВОЛНАХ…”

17 июля 2011 года     Гродно Беларусь


О МОЕЙ ДАНИ ВОСХИЩЕНИЯ ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШЕМУ ГОРОДУ НА БЕРЕГАХ АДРИАТИКИ

Путешествие по Европе, безусловно, произвело огромное впечатление на мое мироощущение. Но Венеция, ее бессмертный дух! Это было подобно потрясению… У меня не возникало никаких сомнений, о чем писать. Царственная Вена, поражающая воображение Пиза, признанная столица искусств Флоренция, вечный город Рим, Ватикан с его сказочными богатствами, пивной центр Мюнхен с его Оберфэстом – величественно, грандиозно, потрясающе!

Но Венеция – ее нельзя сравнивать ни с чем!

          


Рецензии
Когда я впервые попала в Венецию, я толком ничего не увидела, потому что это волшебное слово "Венеция" , которое сидело во мне еще из учебника школьной истории с фотографией Дворца Дожей, мне, как бы говорило: ты здесь - это не сон, проснись и посмотри вокруг. Это один из лучших городов мира... Какой счастье побывать там! И Вы прекрасно об этом написали... Многое вспомнилось... Спасибо за Вашу эмоциональность и любовь к Прекрасному...

Наталья Архипова 2   20.09.2011 19:56     Заявить о нарушении
Спасибо, рада, что Вам это показалось интересным. Действительно, писать об этом сказочном городе - сплошное удовольствие. Мне больше нравится работать в блоге - там есть возможность выступить в качестве редактора, использовать богатый фотоматериал, самому комментировать написание своих статей и одновременно получать комментарии читателей и не только на родном языке, есть еще многие моменты...
Еще раз спасибо за внимание к моей работе. Успехов Вам.

Людмила Демьяченок   21.09.2011 11:34   Заявить о нарушении