Рядом со смертью

    Кронштадт. Наш ВРД – водолазное - рейдовое  судно - было  своего рода  «скорой помощью» в порту. Намотает какой-нибудь корабль на винты трос или еще что, мы тут как тут, освобождаем. Проводили осмотр подводной части кораблей. А еще очищали  дно бухты  от лежащих на грунте судов, снарядов и мин. И всякого  железного хлама. Работы хватало.
      Команда была небольшая, но дружная: один за всех и все за одного. В водолазном деле иначе нельзя.  Работали в трех болтовом водолазном снаряжении. Воздух подавался водолазу компрессором. Была у нас и ручная водолазная помпа – на всякий  «пожарный» случай. Вскоре этот случай и подвернулся.
      В тот день с самого начала все шло не так: не подвезли горючее, мой напарник заболел и пошел в санчасть. Осталось нас водолазов, двое, хотя по штату положено четверо. Но мы всегда работали втроем. Обещали нам четвертого. Но так и не прислали.
      Выход назначили на осмотр волнолома. Накануне был шторм, и смотритель маяка сообщил, что в одном месте  просело бетонное покрытие  волнолома. Вышли мы с половинным, если не с меньшим запасом топлива.  «Ничего  страшного, - заверил командир. – Ходка не дальняя. Осмотр займет не более двух часов, глубина - детская,  справимся».
    Пришли на место. Встали на якорь, а кормовой трос завели за волнолом. Запустили компрессор, продули шланги. От водолазного шлема к компрессору  подсоединили  два колена шлангов по  двадцать метров.
Одевали меня  вчетвером: командир, моторист, второй водолаз и  матрос-боцманенок. На плечи опустили манишку, к ней на три болта шлем привернули. Зашипел воздух в золотнике. Я встал  на первую ступеньку  трапа. На шланг - сигнале меня поддерживал командир. Второй водолаз завернул иллюминатор на моем шлеме. Хлопнул ладонью  по верхушке шлема, и я поднял правую руку – готов, значит. И  пошел по трапу в воду.
   И вот я на грунте.
- Как себя чувствуешь? – спрашивают по телефону сверху.
- Я на грунте. Чувствую себя хорошо.
. Вода после шторма мутноватая, видимость – метра три – четыре. Передо мной громоздятся бетонные блоки, плиты, отдельные крупные камни. Шипит под шлемом воздух, я его стравливаю по мере необходимости через головной клапан.
Наполняю скафандр так воздухом, чтобы  поддерживать  малую отрицательность плавучести. Так идти по грунту легче. Иду, отталкиваясь от дна  ногами, обутыми в тяжелые полупудовые башмаки. Подгребаю правой рукой, а левой  поддерживаю шланг – сигнал, который мне сверху подтравливают. В одном месте вижу такую картину: На тетраэдре покачивается бетонная плита размером метров пять на шесть и толщиной полметра. Шторм размыл  подушку под ней и она, видать, «нырнула» вниз.
     Докладываю наверх обстановку.
- К плите не подходи, - предупредили меня. – Обойди и осмотри с другой стороны.
- Чего проще? Обошел и говорю в телефон:
- Потравите шланг – сигнал.
- Выбирай, травим, - отвечают
   Я тяну шланг, а он не идет. Наверное, зацепился  за что-то. Прощу подобрать шланг. А сверху сообщают:
      -Не идет  шланг-сигнал. У тебя там зацеп!
    Пошел я назад, у плиты набрал в рубаху воздух и  подвсплыл.  Надо же!  Шланг дважды  перекрутился между длинными арматурными  штырями, торчащими из плиты. Да она вся ощетинилась ими, как  ёж иглами. Смотрю на плиту и  прикидываю: если сорвется, придавит, как комара. По спине мурашки поползли.
Пытаюсь осторожно вывести шланг из-за штырей. Снял один виток, второй…
- Свободен! – доложил наверх. – Подберите  шланг-сигнал.
    Когда начал стравливать воздух, чтобы опуститься на грунт, непроизвольно схватился за арматурину. И… плита пошла вниз вместе со мной, увлекая за собой камни и гравий. Облако мути, грунта и грязи поднялось вокруг меня. Боли я не почувствовал, но правая нога и часть воздушного шланга оказались  зажатыми плитой. Воздух поступал нормально. «Хоть не задохнусь!» - подумал я. Вот  только нога…Попробовал  было освободить ее. Но сильная боль  тут же  пронзила все тело.
- Толик! – кричат в телефон, -  Как ты там? Отзовись!
- Чего кричите? – отвечаю. – Живой я. – И докладываю обстановку: - Плита сорвалась, шланг-сигнал и правая нога под плитой. Ногу очень больно, наверное, перелом.
Положение, в котором я оказался, было предельно ясным: они наверху, а я здесь, под плитой, в полулежащем положении. Сколько времени проработает компрессор? Ладно, перейдут на ручную помпу. Но сколько это продлится? Час? Два?  Свяжутся по рации с портом, будут искать водолазов. А они есть только на боевых кораблях, да и то не на всех. Пока найдут, то да се…А плиту как поднять? Здесь же плавкран нужен!  Ну и так далее. В общем, те еще мысли в голову лезут.
    А нога тем временем немеет, сам мерзнуть начал. Хорошо. Что рубаха цела, не порвалась. Бежит время. Вот прекратился характерный стук клапанов компрессора, захлюпали цилиндры ручной помпы.
Прошу поменьше давать воздуха и стараюсь дотянуться руками до зажатой ноги. Когда сгибаюсь, воздух переходит под спину, раздувает скафандр и
  поднимает меня.
 Ухитрился все  же как-то присесть, сжавшись. Выгребаю  руками гравий вокруг зажатой ноги: горсть уберу, а ссыпается  обратно в два раза больше. Подергал шланг – не и дет, подергал сигнальный конец – он освободился.
Это сверху его потянули.
    -Вы что там? – спрашиваю.
    -Нога у меня под плитой по самое колено. Перестаньте тянуть, оторвете! Попробуйте шланг, может, с вашей стороны освободится.
   И доосвобождались…Шланг зажало так, что воздуха  стало поступать мало. Набираю, накапливаю воздух, дышу очень редко – экономлю.
    Боль перестал чувствовать, нога онемела, в висках кровь стучит. А в глазах – то  вспышки, то круги черные.
     Мгла тем временем осела, вокруг прояснилось. Теперь вижу всю плиту и уходящий вверх сигнальный конец. Глубина около двадцати метров. Потом, правда, узнал, что было пятнадцать метров. Со мной все время разговаривают. Я односложно отвечаю – «да», «нет». Начал терять сознание. А сверху кричат:
- Не спи! Помощь идет. Не спи!
 А я все чаще «отключаюсь». В какой-то момент  так хорошо стало: ничего не болит, тепло по всему телу  разливается…И вот  я уже не на дне, а в каком-то большом  незнакомом саду с удивительными растениями, уходящими  вверх.
И слышу я такой тихий и спокойный голос: «Сейчас плита поднимется, набирай побольше воздуха, не трави. Перережь шланг ножом и всплывай…»
  Я не помню, как освободилась нога. В полу сознании достал нож из чехла, как перерезал шланг и кричал в телефон, тоже  не помню:
- Тащи- и – и…  Выбирай!
-   Обеими руками  схватился за сигнальный конец. Рывок! И меня подняли наверх.
- Как снимали с меня шлем, груза, манишку – все как в тумане. Прямо в скафандре пересадили в подошедший быстроходный катер и доставили в госпиталь. Там скафандр просто разрезали.
- Кессонка меня миновала, ногу подлечили. Жаль было скафандр – как раз мой размер.
-    О голосе я никому никогда не рассказывал. Вам первым…


Рецензии