Supergirl. Часть 2. Глава 1. Послесловие

И по своей аллее воспоминаний-по улицам своей памяти-среди лабиринтов твоего прошлого- ты бежишь как дворовый пес, или кот, с привязанной консервной банкой к хвосту, и цепляешь ей все попутное и встречное-цокаешься-как с бокалами –задеваешь все предметы и препятствия, по которым тебя бьет твой издевательский балласт-твой ничего не весящий якорь-но твоя звуковая помеха, которая привлекает только всеобщее внимание и вызывает ехидный смешок-«…вот мчится тройка почтовая по Волге матушке зимой… Но злой отец ее богатый меня бранит, а я терплю.. сказал, и горестно вздохнул…»- и звенит и гремит не колокольчиком «даром Валдая» а звуком и раной твоего собственного сердца, неутомимого- унижения твоего положения-трагикомедии положений-где тебе неуютно и досадно за то, что ты в этой ситуации и все навиду и при людях-на миру-средь бела дня-как на духу. Раной сердца неугомонного, непослушного, сырого, raw, naughty by nature, шероховатого. Как будто уже природного богатства и полезного ископаемого-потому что ты заживо хоронишь себя, и остаешься теперь в недрах и забытьи чувств и действий каким -то меловым периодом -кайнозойской эрой-спрессованной и отутюженной  тысячелетиями  и перепадами температур,   силой атмосферных явлений в какой- то суглинок и прослойку гигантского слоеного тектонического палеонтологического торта «наполеон» под грунтовыми водами.

Ты катишься по лестницам-ездишь в этих лифтах, пересекаешь пространства  по горизонтали и вертикали, и нигде не находишь себе места, потому что привык, что ничто у тебя в голове не оставляет-потому что не «несет в себе» чувства дома. Сказать «дом –дорога»-это «притянуть за уши». Твой дом- там, где ты сейчас в конкретную минуту- будь ты стоящим под раскидистой веткой или козырьком здания в минуту проливного дождя, места где ты уселся, отдав вожжи перевозчику «доставить тебя как ценный груз» –это есть только место, где ты задержался- как будто засмотрелся, stare, только не глазами, а ногами и еще своей «пятой точкой». Место, где тебя окружают улыбкой и отзеркаленным словом-где тебя не выслушали, но хотя бы дали сказать.

Многие параллели будут натянуты-многие нити будут просто «притянуты за уши»-потому что должно быть именно по плану-по заказу твоих линий-той генеральной мысли, которую ты хочешь донести и сказать, чтобы вставить своих очередных героинь-которые уже хотят трудиться без райдера и списка требований за одно счастье играть ту или иную роль и просто топчутся и шушукаются в прихожей ожидая «фактического допуска работодателем к работе».

И ты рассказываешь Альбе (избранной тобой для роли Блонды-из за внешнего сходства), что она не должна так играть как она обычно играет, way it is, as usual, comme il faut- а как надо сыграть героиню. А из всего повествования так и не ясно, какая она-какая -то блондинка с плохо выбритыми ногами на щиколотках. «Бедовая»-ну куда ей американке, неважно какого происхождения, понять, что такое «бедовая женщина»- это не имевшая несколько административных штрафов за неправильную парковку и езду в нетрезвом виде. Рожавшая детей от разных актеров. Нет. Куда ей это понимать?

Я: Представь, как будто ты в своей жизни несешь на себе какую -то печать, no, not curse.
 
Alba: Just a little bit melancholy?

Я: Нет, неуравновешенность. Готовность к каким-то резким поступкам. Любовная мобильность.

Alba: Материнские чувства?

Я: Да, но не определяющие. Ну как ты по электронной почте поймешь, какая твоя героиня? Все что я о ней знаю- да я может со всего детства ее видел раз десять всего, и не более суток каждый-минус общение всеми семьями- нам даже побыть вместе не удавалось надолго и просто о чем-то поговорить. Я переживаю ее образ, приукрашенный в моей голове-потому что она для меня –загадка-из самого детства, как какое-то школьное уравнение- что то невообразимо уже далекое-но доступное и простое-как будто урок, который ты «не прошел», пропустил из-за болезни,  и не усвоил-но это  тебе не помешало с серебряной медалью закончить школу.
Она офицерская дочь. Как у Пушкина в «Капитанской дочке». Слушай, Джесс, ты думаешь сейчас хоть одна русская девушка-женщина-девочка готова дать характеристику персонажу Марии Мироновой? Какая она была? Большинство из них сейчас ответят «да никакая»- и знаешь почему-потому что все живут в плену ложного мифа-что «Капитанская дочка» -повесть поименована только для отвода глаз-завуалировать от цензоров-потому что проблема русского бунта –как социально-политического потрясения не могла быть просто так преподнесена на блюде власти – с которой Пушкин «корефанился»-она (Миронова) не главный герой-главный герой-Гринев и Пугачев, а роль ее вспомогательная-чтобы показать, как на фоне простой человеческой судьбы происходят роковые и фатальные изменения. Все списали в «love theme»-в дополнительный повествовательный план, а между тем образ Маши- один из наиболее глубоко проработанных-показывает как из домашней девочки-решительной и смелой она становится твердым и стойким человеком, и совершает поступок-подает прошение Императрице. Здесь сказка про «Финиста ясна сокола»-живо вспоминается-на что идет русская девушка ради любви- и съесть хлеба –коржи железные и лапти истоптать и посохи стереть в пыль-лишь бы добиться любимого. Люди выхватывают не самое главное-мыслят поверхностно.

Alba: Жена декабриста?

Я:  Нет-просто женщина со вложенной предопределенностью в судьбе-предопределенностью ее грядущего выбора. Как в фильме «О бедном гусаре замолвите слово»- та, которая поет «вы чьи шинели напоминали паруса.. и сладок самый черствый хлеб»- песня «Генералам двенадцатого года»-такая же девушка-которая вышла замуж за гусара-который потом геройски погиб в Крымскую войну.
Ну каждая офицерская жена по сути «жена декабриста», но учти, Джесс, что она вдвойне-она не поневоле стала «женой декабриста»-она скорее –«дочь декабриста»-а стала «женой декабриста» только потому что она другой жизни-то и не видела-какие-то служебные хаты-бесконечные коридоры коммуналок-графики дежурств-танцульки с курсантами- как с наиболее дисциплинированной и отчасти «выдрессированной» частью мужского молодежного населения-на которую еще можно хоть как –то воздействовать ученым советом и неизбежным отчислением.

Alba: Бытие определяет сознание.

Я:  Бытие. Бытие. Житие мое! Нам для роли нужен ее портрет. Ну это так –все понемногу и одновременно «ни о чем»-штрихи к портрету-образ-архетип-какая она-кто ее знает-по обрывкам фраз я не слеплю тебе монолитного портрета-для того, чтобы говорить «штрихи к портрету»-сам портрет-должен быть-штрихи-это так-завершение, стежки набело-а тут еще черновой работы полно-описать ее-как она взрослела-как она переживала-как искала свою колею-боролась за свою долю- а как мы с тобой по ее отдельным действиям воссоздадим ее психологический портрет.

Alba: Crazy?

Я:  Aha. Когда я в первый раз поехал с американцами в их дом во Флориде-сестренки- американки Сильвия и Соня и шутили между собой-сказали мне на ухо, что  она, старшая, Соня,  за глаза, «Crazy»,- и я Русику сказал-«их сестра сумасшедшая»-так я понял почти буквально. Мы не догадались-что это шутка и слова-ничего не значащие.

Alba: Cultural shock?

Я: No. Just misunderstood.

Джесс-ты пойми-вы склонны перенимать только лицевую сторону-я же хочу тебе показать «брожение в человеке»-та история с «мумиком»- это всего лишь отголоски того –что вы видите в своем голливудском кино-сорванные свадьбы –сцены-штамповки:
 «есть ли кто в этом зале, который скажет почему этот союз не может состояться?...»- папа (святой отец) выжидает- как будто в аукционе
 «есть ли среди здесь присутствующих в этом зале раз»,
«есть ли в этом зале два»,
« есть ли почему эти прекрасные молодые люди…?»-и тут картинно распахиваются двери и в самую последнюю минуту врывается на мотике герой-любовник и «солирует» -увозит невесту и она седлает его железного коня-как Уитни-а потом и его «красного коня»- прямо как в клипе «I am your baby tonight».. вы мыслите клише-расхожими штампами-как иногда бывает- как «Сбежавшая невеста», как Сара Паркер в полном  метре «Секса в большом городе»- но все эти фильмы показывают внутреннюю неготовность персонажей к обручению, замужеству и там священному союзу, holy matrimony.. А здесь у нас другая история.

Alba: Lost as Lolita in Nabokov’s story?

Я:  Ну, скорее, да- просто ей может быть самой ясный выбор мужика-а мне и читателю нет-мы привыкли к Гумберту, к его рефлексии и клофелину, к его тараканам в башке, уже прирученным, и половым странностям-но нам неприятен бойфренд Лолиты- с которым «они залетели» и просят у Гума «немного денег»..

Alba: Мы любим «повествователя»?

Я:  Нет, скорее он нам даже глубоко не симпатичен-но мы с ним уже «свои в доску». И мы прощаем ему наши слабости –но не одобряем выбор Лолиты-потому что мы привыкли к Лолите –именно ведомой-а не делающей выбор самой.
Эти девочки-офицерские дочки-они делали в своей жизни свои выборы-и не мне их судить, и не мне их реабилитировать-я откуда знаю, как им лучше и с кем- и лучше в клетчатых рубахах с бойфрендом из лесопилки или под пыхтящим как паровоз покрасневшим от возбуждения Quilty.

Alba: А ты бы принял ее. Ну, пусть она стоит на пороге..

Я:  Какая-«такая –сякая- сбежала из дворца» («Новые приключения Бременских музыкантов»)- умытая слезами, и растерявшая свое все-все чем жила до меня-зная что я есть на белом свете-но никуда не делся-хоть и не с ней-но жив и здрав и сердце бьется.

Alba: Принял бы?

Я:  Всю в соплях и кляксах потекшей туши-со сломанными ногтями и невыспавшейся  в дороге-которая несколько ночей не спала переживая и готовясь к встрече?

Alba: Да, знаешь, да так же и как твои жалобы в европейский суд по правам человека- ты должен показать «дать возможность России исправить ситуацию»-исчерпать все средства правовой защиты и возможности чего-то добиться от нее в русле вашей с ней системы-изолированной  и искусственно намеренно сооруженной –чтобы вы расставили все точки над «и» и разобрались без сопливых.

Я:  Wow, your russian is perfect! Do you know russian  judicial  system and legislation?

Alba: Д’якую. Та ти шо? Батогом по шii i уся судова справа..

Я:  Если серьезно, ну, когда заходит речь о последнем шансе, все превращается в «Онегинскую Татьяну» «ну я другому отдана ..» и это все бла –бла- бла любовная бюрократия – как будто накладывает на нас обоих суровые ограничения и лежачие полицейские-отсекая любую возможность общения и достижения-обретения друг друга, что невольно вспоминаешь цитату «Разлучает нас с тобой та сила,  сильнее которой нет на земле-воля князя Руси»…(из фильма Ю. Ильенко «Легенда о княгине Ольге»). Повторное истязание-как все боевики и нравоучительные фильмы-где предателей убивают-за то, что унижаются и становятся на колени- потому что после отказа от себя-своего мира-ты больше не представляешь для врага никакой потенциальной ценности- с тобой считаются пока ты -враг. Так и она-когда она даст тебе положить себя на лопатки, уступит тебе-«даст тебе»-позволит собой «овладеть»-ты потеряешь ее навеки-поставишь себе зачетную галочку-«ну вот-и ста лет не прошло», долго ждал-а отведал как крепленого вина, такого, с естественным очень полезным осадком. И за эту ее милость она больше перестанет тебя интересовать как женщина потому что уже будет твоей победой, трофеем. Добычей.

Alba: Ты бы сам ее отверг-даже если бы она сыграла в «поддавки»?

Я:  Даже слушать не хочется. Я бы ей сказал «ты что? я женат. Я не некрофил.» Даже если предложит что-то плотское, брутальное и грубое-ну вообщем, как ты любишь, на твоих условиях-без ухаживаний и долгих смотрин-совсем-как что-то из разряда зоологии, но  под музыкальное сопровождение «My saline eyes»..

Alba:  «Pyogenesis»? That’s good choice!

Я:  …- потрахаться на лавочке, на поваленном заборе, где-нибудь на стройке-которую «облюбовали» готы, бомжи и эскаписты. Для того кто для меня давно умер в моем сердце и мыслях и я воздержался –против той еще твоей  устаканенной мысли что «наши отношения закончились многоточием.». Звучит как оправдательный приговор нашим слабостям- какое –то пошлое сравнение-типа «давай останемся друзьями», «ты была частью моей жизни, и лучшей ее частью» (ты-филейная часть моей половой жизни, ты-вырезка, ты-суповая основа, и наши «потрахушки»-так –кость-кипятить которую полтора часа для наваристого супа), «нам надо побыть раздельно», «вместе нам нельзя», «я всегда буду помнить тебя», «ты мой идеал мужчины», «ты-моя самая первая любовь».
Отношения многоточия. Отношения сороконожки. «А срока было сорок сороков» (В.Высоцкий «Баллада о любви».) Отношения, которые куда- то идут, заходят в какие то тупики-в какие –то кипятки паром выстреливающие из переполненных кастрюлей, которые дают нам понять-не стойте под паром-«отойдите на безопасное расстояние»-«поберегите себя»- эти удары пострашнее солнечных и тепловых-удары судьбы-ниже пояса, под дых-которые оставляют вас в замешательстве –таких беспечных и самодовольных, и рассчитывающих на чужую порядочность и сознательность- на милость судьбы, на развитие ситуации «в позитивном ключе», даже в «самом депрессивном регионе»- что переживем свои зимы. «Вот она любовь окаянная ..»и бла-бла бла-«бьет копытом он-гонит седока»…(«Золотое кольцо» «Постучалась в дом боль незваная»).
И разрушится наш «холодный занавес» и «Карибский кризис», «Берлинская стена» и «смутное время», зачем то с удавкой на шее стянут показательно Феликса с Лубянки-чтобы потом двадцать лет стояла площадь с фантомной болью- опустелая-сиротелая, чтобы потом «псевдо-патриоты», все кабинетное жулье, все паразиты на теле России, под видом что ради нее под шумок «решающие свои шкурняки»-выставили себе по маленькому бюстику – и кто имеет к тайной службе отношение и кто не имеет. Пока твои Джесс-соотечественники достают пятидолларовую бумажку с честным Эйбом- чтобы сверить свой поступок с эталоном принципиальности и порядочности, мы квасные патриоты, твои, Россия сыновья-будем заглядывать в орлиный профиль железного…не достают? Неужели пяти..купюры изъяли из оборота? Сколько. Сколько? Это твой совокупный суммарный доход за год? Гонорар за один фильм. Что ты. Что ты? Нет, дорогуша-раз уж на роль напросилась- буду «держать тебя в черном теле»-пока не сыграешь офицерскую дочку. Так чтобы сам Станиславский в гробу перевернулся. Синхронно с Немировичем-Данченко, еще с Белинским и Островским, еще с Волковым-создателем первого русского театра. Кто такой Белинский? Нет, не медиа-магнат. И не предприниматель, в Лондоне  не живет (Березовский), к «Медиа-мосту»  (Гусинский) никакого отношения не имеет..

Alba:  Это же всего лишь женская роль. Зачем ее политизировать придавая такое большое значение именно тому-что героиня-дочь русского офицера.

Я:  Советского, во-первых. Российского…ну да ладно..Знаешь Альба, нужно просто быть дочерью русского офицера как в «Капитанской дочке»-такая заведомо вложенная обреченность, что из-за этого корпоративного магнетизма- тоже выйдешь замуж за военного-из этой же среды-как будто какая-то каста кшатриев-из которой потом невозможно выбраться-как из социальной страты, сословия- потому что привыкла видеть пацанов в форме- с самого, как себя помнишь, детства- и сама похожа на отца и будешь искать мужика под стать и вровень отцу-такого же матерого хищника, скуластого, с развитым адамовым яблоком-торчащим в шее, как проглоченный и застрявший кубик-рубика-потому что, Альба, в девяностые стали экспериментировать что же можно сделать с собственным народом- что если можно такое сделать с людьми, у которых в руках оружие -можно сделать и со всем народом –власть тогда поиграла с зарплатами и увидела что стерпят и вынесут все, и развязала себе руки и потеряла чувство меры в своим конструкторах-экспериментах-реформах по живому- мы все как почва-удобрение для них-площадка для их экспериментов-опытная станция Россия-где так  пышно растут сорняки-вместо культурных растений.

Alba:  Скажи честно-для чего ты это все написал?

Я:  Довзвесить договорить- это не то чтобы «Искупление», где ты исправляешь свою жизнь написанным облагораживаешь ситуацию-отстригаешь у древа жизни показавшиеся тебя лишними ветки. Шанс вернуться в те ситуации- шанс  понять что было к чему.

Alba:  А где ты  в ее выборе? Она тоже ведь, в свою очередь делает выбор?

Я:  Люди соглашаются на свои утлые лачужки-на свои пресноводные мирки, на свои кроткие телодвижения, на свою покрытость плесенью, на самоограничение, на статусные роли, на Ипполита в норковой шапке вместо выпавшего из обоймы Мягкова чудом занесенного в район Черемушки после розыгрыша в мужской бане. Потому что один-предсказуем-второй-нет. Первый –стабилен-второй-под вопросом.

Alba:  Почему ты не раскрываешь тему ее взаимоотношений ее с сестрой если основная проблема-именно дилемма твоего выбора-где в ваших отношениях ее сестра?

Я:  Да, ты совершенно права, я чересчур преувеличенное отношение отдал именно твоему персонажу, а о ее сестре-как-то вскользь, как будто намеренно. Для того, чтобы было что обсуждать-выбросив тему альтернативы из двух вовсе не развил тему третьей-как в военных операциях-кто она- приданое средство к штатным средствам, «запасный (засадный) полк»? «Бесплатное приложение», «источник резервного питания» для «грелки на все тело», «кадровый резерв» моей спальни, возможность оживить досуг-усложнив наши отношения равновеликой третьей величиной- или возможность-одновременно стимулирующая и подстегивающая меня сделать выбор-которая заставляет меня принимать решение-думать и взвешивать.
Согласен –что сестра не выражена моим повествованием для какой-либо конкуренции Блонде, но без Брюн бы не было Блонды-именно Брюн дает понять мне насколько мне важна Блонда-она не мостик и не ступенька-и не химический реактив ингибитор-не лакмусовая бумажка и не маячок-не указка и не подсказка в «Форте Баяр»-которую вытаскиваешь со дня моря или из банки с пауками-преодолевая страх и ужас, волнение и превозмогая боль. Все ради цели-поставив на карту фамильные драгоценности против ее девичей чести..
 


Рецензии