Огни Московского форштадта Часть4 Наталья

Наталья, Мария, Коля.

Вот, в таком  зловещем и злачном  форштадте, поселилось семейство Строковых в начале века,  в деревянном доме, похожем на барак,  на Славянской улице. Дом, по видимому принадлежал известному заводчику  знаменитой фарфорофаянсовой  фабрики Кузнецову, к которому  и была принята на работу художницей по фарфору Мария Романовна Строкова, урожденная Дадзит, в крови которой,  по-видимому,  перемешалась и немецкая и латышская кровь. Выйдя замуж за русского Строкова Авраамия  Ивановича, переехавшего в Латвию,  откуда то, из-под Великого Ростова града.  Был он,   черноволосый с выдающимся носом.   И  он,  иногда любил рассказывать,    что он,  возможно, происходит от турка,  захваченного в плен в  Русско-турецкой воине,  и осевшего  в России.      Жили и так, не очень счастливо и богато, как на них обрушились несчастья - Первая Мировая война,  страшная эпидемия тифа, и смерть матери семейства  Марии Романовны и, можно сказать сиротство ее  троих детей.  Авраамий Иванович, после смерти жены впал в уныние и запил.
Роль хозяйки по дому пришлось перенять старшей дочери  Наталье, а помогать ей младшей Марии.  Так, в одиннадцать лет, будущий отец Миши,  Николай, остался без матери.  Учебу в школе пришлось прервать и искать работу. Одно время семья открыла свою малую хлебопекарню и с трудом выжила. Работали в ней все не покладая рук.  Подрастая,  Николай продвигался по коммерческой линии.  В начале его взяли разносчиком, мальчиком на «побегушках»,  в лавку, где продавали всякую всячину. Хозяин лавки был скуп и  суров, доверял,  но проверял. Однажды, он поручил Коле отвести на базар рыболовецкую сеть.  Базар находился далеко от фоштадта,  ближе к старому городу.  Из-за своей скупости хозяин не выдал  Коле деньги на трамвай,  и Коля повез сеть на саночках вдоль трамвайных путей.  Хозяин же решил, что дорогую сеть могут по дороге украсть и пошел за Колей вслед.  Коля же хотел показать, как долго везти товар не на трамвае, и периодически останавливался и присаживался  отдохнуть на саночки. Хозяин все это проследил и дал хорошую взбучку  Коле по приезду.  Но после этого давал деньги на трамвай. И таких забавных вещей было немало в практике Коли.
А в это время в Латвии происходили большие политические перемены.
На завершающем этапе  Первой мировой войны появляется возможность создания независимой Латвийской Республики, которая в сложной политической ситуации и была провозглашена 18 ноября 1918 года. В Латвии началась освободительная война, во время которой, в течение 1918—1919 гг., при смене трех различных политических режимов Риге наносится тяжелый урон. Мы  заканчиваем главу  на завершающем этапе  Первой  мировой  войны.  Это  была эпоха  наивысшего  подъёма  Российской  империи,  время  больших  перемен,  грандиозных  замыслов  и  несбывшихся  надежд.  В  1914 году  началась  война,  которая  положила  начало  той  череде  страшных  испытаний  для  русского  народа,  под  знаком  которых  пройдёт  весь  кровавый  XX век. 
После августа 1920 года разоренная Рига становится столицей столь же разоренной Латвийской
Республики.
Первая мировая война нанесла сильнейший удар по экономике Риги. В 1915 г. в ожидании наступления германской армии 417 наиболее значительных рижских фабрик  и  заводов были эвакуированы в глубинные районы России. Из Риги было вывезено 30 тысяч вагонов с оборудованием, готовыми изделиями, сырьем и материалами. 
К сожалению, большинство из эвакуированных в 1915 году предприятий впоследствии не возродились. Никогда более не возобновили работу такие гиганты рижской промышленности как «Проводник», «Руссо-Балт» и многие другие. После революции российский рынок оказался потерян для фарфоровой фабрики. Однако её владелец господин Кузнецов не растерялся. Из Франции и Германии в Латвию стали завозить так называемый белый фарфор – не разрисованные блюдца и чашки. В Риге талантливые живописцы расписывали фарфор, словно произведения искусства. Затем латвийский товар продавали обратно на Запад, но уже втридорога. Не удивительно, что рижский фарфор неоднократно завоевывал «Grand Prix» на международных выставках…
В 20—30-е годы двадцатого столетия Рига развивается, становясь крупным  торговым центром.
На фото Мария и Наталья.


Рецензии