классическая культура Японии повседневная жизнь

7. Повседневная жизнь феодальной Японии.

Жилище. – Средства передвижения и путешествия. – Одежда. – Прически. – Обмундирование воинов. – Семья. – Имена. – Образование. – Кухня. – Медицина. – Похороны.

Жилье в средневековой Японии возводилось из дерева, поэтому от раннего периода до нас не дошло ничего, кроме описаний в литературных источниках.
Дом знатного человека хэйанской эпохи представлял собой ансамбль, состоящий из главного дома, где находились приемный зал и спальни хозяев, боковых флигелей, служебных помещений. Вход располагался с южной стороны. Дом стоял на деревянных столбах, соединенных балками – «нагэси» сверху и снизу. На балки навешивались легкие перегородки. Вокруг дома тянулись террасы с балюстрадами, к которым присоединялись длинные комнаты, находившиеся под самой крышей. Окружающие дом флигеля соединялись с ним галереями. Крыши строений покрывались черепицей. Роль внешних стен и окон выполняли решетчатые щиты - ситоми, непроницаемые для постороннего взора, но пропускавшие свет. Верхняя створка ситоми могла подниматься. Внутри помещения разделялись решетчатыми рамами - сёдзи, оклеенными бумагой, матерчатыми занавесями, бамбуковыми шторами. Во дворе устраивался сад с прудом и перекидными мостиками. Пол лакировался и устилался циновками. Спали на полу, укрывшись одеждой. Из мебели в современной литературе упоминаются столики, шкафчики с полками, ширмы [35, с. 36]
В записках Сэй-Сёнагон содержится описание дома старозаветного сельского помещика: «Дом имел совсем простой сельский вид. На скользящих дверях, обтянутых бумагой, нарисованы лошади. Плетеные ширмы. Шторы из водяной травы микури. Все как будто нарочно было устроено так, чтобы напоминать старину. Бедное, тесное здание, похожее на галерею, нет внутренних покоев, и все же какое очарование!» [35,с.121]
Тот же источник приводит сведения о жилище придворного невысокого ранга в отставке, претендующего на изысканность: «Живет он в маленьком тесном домишке с дощатой кровлей. Иногда он возводит вокруг него узорную ограду из кипарисовых планок. Построит сарай для экипажа. Быки его привязаны к невысоким деревьям прямо перед домом, там их и кормят травой. Двор у него чисто убран, а в доме тростниковые занавеси подхвачены шнурами из пурпурной кожи, скользящие двери обтянуты материей…» [35,с.194-195].  Крестьяне жили в простых тростниковых хижинах.
В период Камакура двор сёгуна  отличался строгостью, в то время как крупные князья стремились к роскоши. Нидзё описывает дом князя Ёрицуны в Камакуре: «В отличие от дворца сёгуна, имевшего самый обыкновенный вид, здесь повсюду сверкало золото и серебро, драгоценные камни; блестели гладко отшлифованные зеркала, украшенные изображениями фениксов, парчовые занавесы и ширмы, расшитые узорами одежды слепили взор». [28,с.186]
С появлением огнестрельного оружия в Японии стали возводиться замки на высоких каменных платформах. В условиях феодальных войн деревни крестьян обносились валами. К концу 16 в. сложился традиционный японский дом с подвижными дверями и стенами – сёдзи. Сёдзи представляли собой деревянную решетку, оклеенную рисовой бумагой, пропускающей свет. Дом делился на помещения с помощью внутренних перегородок – фусума, оклеенных бумагой с двух сторон. Пол покрывался татами – матами из рисовой соломы, уложенными в тростниковые рамы размером 0,9;1,8 м. В главной комнате часть пола была приподнята (сёин), а в задней стене располагалась ниша - токонома, с небольшим окошком в её боковой стороне. В нише помещали произведения искусства, композиции из цветов и трав, полку для книг и принадлежностей для письма. Вещи хранились в стенных шкафах. Обстановку составляли маленькие столики и подушки для сидения. Сады при домах уменьшились в размерах. [21,с.123-124]
В период сёгуната Токугава размеры домов низших сословий были ограничены. Фасад дома купца не мог быть больше 9 метров. Хозяева компенсировали неудобства, увеличивая дом в длину. Чтобы не платить налог на окна, торговцы заменяли их дверью, которую закрывали наподобие окна деревянной решеткой. [21,с. 116]
Средством передвижения знатного человека в эпоху Хэйан были лодки с домиками и экипажи. Экипаж представлял собой арбу на двух высоких колесах с плетеным кузовом из пальмовых листьев. Сзади и спереди он закрывался шторами, а по бокам имел окна. Вез экипаж бык, рядом с которым шел помощник. Остальные слуги бежали сзади. Перед дворцом быка распрягали, экипаж ввозили во двор и ставили оглобли на специальное возвышение. Накануне путешествия приглашали гадателя. Даже если получали благоприятное предсказание, начинали ехать в противоположном направлении, по дороге совершали остановку в чужом доме, и только после этого отправлялись в нужное место. [35,с.50,283,299,306] В более поздний период знатные господа путешествовали в паланкине или верхом.
Традиционная японская одежда сложилась не сразу. Придворные кавалеры эпохи Хэйан носили  волочащиеся по земле шаровары – сасинуки и длинные шелковые кафтаны – носи с широкими рукавами и воротником – стойкой, подпоясанные тонким поясом. Волосы, гладко зачесанные и уложенные в пучки на затылке, скрывались под шапкой – «ворон» из черного прозрачного шелка, завязанной шнурком под подбородком. В моде была «охотничья одежда» - длинный кафтан с разрезами по бокам. [35,с.300,315] Под кафтан надевалось еще несколько одежд. Иногда между ними и кафтаном можно было увидеть безрукавку – хампи, подвязывающуюся шнуром в 3 м. длиной. [35,с.317]
Знатные женщины, в отличие от коротко остриженных служанок, носили длинные распущенные волосы, выщипывали брови, рисуя вместо них тушью две толстые полосы на лбу, и чернили зубы. Они надевали штаны – хакама, похожие на юбку, несколько нижних одежд и верхнюю, широкие, с длинными рукавами, все разного цвета. Поверх набрасывалась китайская накидка с широкими рукавами.
Носить узорные ткани позволялось только знатным лицам. Они получались либо путем вышивки, либо отпечатывания травы с красящим соком, на которую сверху укладывалась ткань и прижималась грузом. [35,с.292,315] Цвет одежд зависел от ранга придворного. Например, только придворный 6 ранга мог надевать одежду из затканной узорами светло-зеленой парчи. [35,с.107-108] Знатные люди носили сапоги и туфли из кожи и материи, а простолюдины – соломенные сандалии.
В период Камакура одежда мужчины привилегированного сословия включала в себя кафтан или «охотничью одежду», шаровары – хакама, носки и башмаки. Описывая придворного, Нидзё говорит, что на нем было «белое придворное платье на пурпурной подкладке, под ним светло-лиловое платье, такого же цвета шаровары, алый нижний халат, высокая придворная шапка, а за спиной - колчан». [28,с.166]
Одеждой знатных женщин служило косодэ, прообраз кимоно. Их носили, одевая одно на другое. Торжественный наряд включал 12-13 косодэ. Нидзё описала свой особенно пышный наряд, приготовленный для дня рождения бабушки императора Го-Фукакусы. В тот день она надела «коричневое нижнее косодэ, поверх него – набор из восьми других, красноватых, постепенно переходящих в лиловый цвет, затем алое узорное одеяние с рукавами, украшенное золотыми и серебряными нитями, далее – просторное верхнее косодэ на желтой подкладке и, наконец, парадную голубую накидку» [28,с.164] Нидзё также упоминает образцы вышивок на одежде знати. На шелковом кафтане дайнагона Дзэнсёдзи узор ткани изображал цветы вьюнка, увившие изгородь. На её собственной парадной накидке «вышивка изображала унизанные каплями росы осенние травы», а на голубом одеянии зеленой ниткой «были вышиты лианы и китайский мискант».  [28,с.110,116,158]
Покрой кимоно, которое мы знаем в качестве традиционной японской одежды был известен в Японии с VII в., но название его закрепилось в XVII в. Кимоно носили представители всех слоев общества. Они различались лишь качеству ткани. Бедные люди шили одежду из хлопка и льна, богатые – из шелка. Крестьянская одежда окрашивалась индиго, украшалась рисунком в технике батика. Одежду знати покрывали аппликации, вышивки золотой и серебряной нитью. Распространены были узоры в виде полос, геометрических фигур, цветов. (25,с.187) Мужчины носили кимоно с штанами – хакама.
 Самураи периодов Момояма и Эдо носили прическу, при которой темя выбривалось, а остальные волосы сворачивались жгутом и поднимались вверх, пропускались через специальный футляр, «хвост» укладывался на затылке. В женские прически позднего средневековья подкладывали подушечки, валики и картон. Законченную прическу носили несколько дней, смазывая для устойчивости и блеска маслом или воском. Для её сохранения спали на деревянной подставке, чтобы она держалась на весу. Гейши украшали прически большими шпильками и бумажными цветами. Им запрещалось выщипывать брови и носить обувь. [34,с.65,66]
Обмундирование японских воинов было неизменным и традиционным. Оно, в основном сложилось в XII веке. Латы самурая состояли из железных подвижных пластин, соединенных шелковыми шнурами. Тело защищалось наплечниками, нарукавниками, наколенниками. Панцири делались из металлической  пластины, к которой сверху прикреплялись поперечные пластины, а внизу прикреплялась юбка из железных полос. В XVI в. был изобретен чешуйчатый панцирь. Латы знатных самураев богато орнаментировались. [5,с.300,304] Голову воинов защищал шлем с козырьком. Сзади он спускался на плечи. Шлем делался из кожи и металлических пластин. Часто к нему крепились рога. Для защиты от стрел со стороны спины всадники надевали набитую тростниками накидку – хоро. Конь также прикрывался доспехами. Стремена японских воинов делались в виде башмаков. [5,с.300,308]
Обычным вооружением самурая были, копье, лук и два меча – короткий (50 см) и длинный (1,5 м). В ходу были и двуручные мечи. Использовался также серп с цепью и грузом на конце. Брошенный в противника, он обматывал его цепью, после чего врага добивали серпом. Серьезным оружием в руках мастера мог оказаться боевой веер. Им отбивали стрелы, удары меча, использовали как орудие нападения:
Десятки наконечников
Застряли в веере (моем)
И дух подобен
Тетиве, от напряжения дрожащей. (Пер. Д. Серебрякова)
В конце XVIII – начале XIX в. у самураев появился кинжал для сэппуку.
Особый путь развития прошла японская семья. В эпоху составления «Маньёсю» и период Хэйан существовал брак «цумадои», когда муж входил в семью жены или жена оставалась в доме родителей, а он посещал её по ночам. Пожилые супруги могли перейти в дом мужа и жить вместе. Богатые люди имели по нескольку жен. Женщины были экономически несамостоятельными, поэтому если умирали родственники, поддерживающие их в материальном плане, то, чтобы не умереть с голоду, им приходилось постригаться в монахини. [35,с.300]
В период Камакурского сёгуната глава семейной группы был облечен всей полнотой власти над остальными членами семьи. Он исполнял обряды, связанные с культом предков, распоряжался собственностью, заботился о продолжении традиций семейной профессии. Если глава был вассалом сёгуна, то получал грамоту, в которой описывались обязанности семьи, связанные с предоставлением поместья. Как правило, обязанности заключались в уплате налогов, трудовых и военных повинностях. [21,с.77] С разрешения сюзерена самурай мог назначить любого наследника. Если старший сын оказывался обойденным, ему гарантировалась 1/5 часть наследства. Вдова после смерти мужа сохраняла принадлежавшие ему земли, могла быть главой семьи и держательницей сёгунской грамоты. Если жена или наложница были брошены без вины с их стороны, они сохраняли подаренную им недвижимость. Жена теряла имущество только в случае совершения мужем тяжелого преступления.
В период Муромати окончательно утвердился патрилокальный брак: жена переходила в семью мужа. [1,с.79, 97]
Женитьба и развод производились по решению родителей или главы рода. На свадьбе невеста носила специальный налобник, который должен был скрывать «рога ревности», по поверью, выраставшие у замужних женщин. Ожидалось, прежде всего, рождение сына – наследника. Во время родов звенели тетивой, отгоняя злых духов. Если рождался мальчик, глиняный сосуд сбрасывали с южного ската крыши, а если девочка – с северного. [28,с. 56,255] Детей одевали в красную одежду, выбривали волосы, оставляя кружки на висках, которые перевязывали у основания шнурами, челки. В 14 – 15 лет юноше делали взрослую прическу, выбривая волосы на лбу и укладывая в букли на висках. [36,с. 65]
Только самураи имели настоящие имена и фамилии. У представителей одного рода часть имени могла быть одинаковой, например: Минамото Ёритомо, Ёсицунэ, Ёрииэ; Асикага Ёсиакира, Ёсимицу, Ёсинори; Тоётоми Хидэёси, Хидэёри. Простых людей окликали по их профессии. Среди них распространены были имена с использованием порядковых числительных и прозвища. Гетеры, поэты и художники брали себе псевдонимы.
Ради спасения души одного из сыновей могли отдать в монахи. Такой шаг, по поверью, обеспечивал родителям и их потомству рай до седьмого колена. [30,с.301]
Обучение детей проходило на дому или в школах при буддийских монастырях. Образованность требовалась и от женщин знатного происхождения. В эпоху Хэйан придворная дама должна была уметь играть на цитре, красиво писать и знать на память 20 томов «Кокинсю». [35,с.39]
В период токугавского сёгуната возникла светская школа, в которой в течение семи лет девочки и мальчики с 7 – 8 – летнего возраста обучались чтению, письму, арифметике. Общее количество учащихся не превышало 30 человек. По окончании школы бедные ученики поступали в обучение к ремесленникам или в услужение, а богатые – в более высокие учебные заведения. Существовали частные школы, где изучали китайскую философию, литературу и историю. В 1633 г. в Эдо открылась академия для подготовки  высших чиновников. [21,с. 134] Философско – религиозные учения постигали у монахов – учителей в монастырях. Достигшим в этом деле успеха учитель дарил свой портрет. Военным искусствам обучались в школах «рю» у мастера – «иэмото». Благодарные ученики до смерти хранили теплые воспоминания о своих наставниках:
Тень (моего) Учителя навеки
Сохраняют
(И монастырская) стена,
и камень
у подножия горы.
(Все те места), где он
(со мной)
беседы вел. (Пер. Д. Серебрякова)
К началу XIX в. в стране насчитывалось более 200 правительственных и княжеских учебных заведений для детей самураев, в которых изучали китайскую и японскую историю и литературу, медицину и воинские искусства. Те, кто закончил школы в провинциях, поступали в сэйто – высшую столичную школу. Окончив ее, они могли служить чиновниками или работать учителями. [21,с. 134]
Основу японской кухни составляли сырые, жареные и вареные морепродукты, соленые, вареные или маринованные овощи, рис. В токугавский период крестьянам запрещалось есть рис. Они готовили пищу из ячменя, проса, овса. Японцы пили зеленый, черный, красный чай, в который подмешивали лепестки жасмина, розы, магнолии, а также подогретую рисовую водку сакэ.
Медицина в раннее средневековье имела скорее магический характер. Врачеватели – гэндзя лечили с помощью заклинаний. Они ходили по святым местам, чтобы получить магическую силу. [35,с. 301] Чтобы изгнать злого духа, мучающего больного, приглашались и монахи. Сэй – Сёнагон описывает один из случаев такого лечения. Призванный излечить женщину, монах сидел перед занавесом и читал молитвы с целью перевести злого духа из госпожи в служанку. Вскоре девушку начала бить дрожь. Она потеряла сознание, стала стонать и плакать. «Наконец, - сообщает Сэй – Сёнагон, - монах заставил демона просить о пощаде и отпустил его». [35,с. 293] Врачеватель больше действовал методом психологического внушения, чем физическим воздействием.
В более позднее время наряду с подобными методами лечения использовались массаж, лекарства из трав и минералов сложного состава в виде отваров, примочек, мазей.
Умерших японцы сжигали. На заполненную дровами яму ставились носилки с телом покойного. Вокруг натягивались стены из белой ткани с четырьмя воротами. Чтобы душа подкрепилась перед дорогой, раскладывали овощи и фрукты. Родственники стояли вокруг в белых одеждах. После сожжения прах захоранивали, сверху ставилась каменная плита.

 


Рецензии
Заглянула на страницу своей подруги. Рада, что её лекции пользуются популярностью. Заметила, однако, что ни один из многочисленных читателей и копирователей не сказал хотя бы спасибо. Не многие авторы в наше время согласятся вот так запросто выложить в сеть результаты своих кропотливых трудов.Я тоже пользуюсь этими материалами. За себя и за всех остальных хочу выразить автору благодарность. Татьяна

Ковалева Марина 2   12.10.2011 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.