Сага о двухколесном друге

Амстердам, фото автора

Путешествуя по благополучной Европе, бывая в самых разных, больших и маленьких, державно роскошных и по-домашнему уютных, но неизменно прекрасных городах, нельзя было не обратить внимание на огромное множество аккуратно припаркованных велосипедов на оборудованных стоянках прямо на центральных улицах и площадях городов. Гладкие велосипедные дорожки, выложенные бледно-розовой плиткой, тянулись вдоль проезжих улиц. Никаких бордюров…

Уверенные в себе европейцы, обеспокоенные вопросами экологии, стремящиеся к «здоровому образу жизни» не на страницах печатных изданий, а наяву, прямо на моих глазах, вызывая острое чувство зависти, спешат на велосипедах по своим делам.

Да, я не могла смотреть на это равнодушно. Ведь для меня велосипед (и я уверена, что я в том не одинока) – важная часть моей жизни. И все проблемы, связанные с ним, волнуют мое сознание, вызывая невеселые размышления «о судьбах» велосипедистов (не профессиональных спортсменов, нет) на просторах моей Родины.

Итак, я попытаюсь начать свою сагу, посвятив ее своему верному двухколесному другу, который много лет был рядом со мной в беде и в радости, который навсегда прочно вошел в мою жизнь, став неразрывной ее частью…

Как все это началось для меня? С этим связана довольно забавная, на мой взгляд, история.

Когда это было? Год 1975. Я совершенно не имею никаких навыков езды на велосипеде, т.к. даже в раннем детстве ездить на нем мне не приходилось. Просто велосипед в то время был неподъемной роскошью для нашей семьи.

Предметом моей самой пылкой зависти и вожделения послужила соседка с ее новеньким, блестящим никелированными частями, полуспортивным великом. Как грациозно она выделывала на нем замысловатые круги в нашем дворе!

И вот, однажды, мне дали его в руки «покататься». Помощь соседей, попытки подержать меня за седло - все было напрасно. Я никак не могла сохранить равновесие и падала на землю. Вскоре всем это надоело и я осталась одна с велосипедом.

Я чуть не плакала от досады. Вокруг понемногу стали собираться дети, завистливо глядя на сверкающий «взрослый» велик. И мне в голову пришла идея: я должна доставать ногами до земли и при этом условии я непременно поеду. Да, конечно, только так я поеду!

 Вскоре сделка по обмену на низкорослый «Орленок» состоялась. Пацан весело покатил куда-то, а я почувствовала себя увереннее.

И вот я уже мчусь с ускорением с горки, не имея никакого представления о тормозах... В ушах ветер, сзади доносится свист, крики:  «Не умеешь – не садись!»…

Домой я вернулась с разбитыми коленками и ободранным животом. Но страсть моя меня не оставляла.

Конечно, это были первые шаги. Но велосипед уже прочно вошел в мою жизнь.

Как-то раз жарким летним вечером компания нашего двора собиралась на Неман поплавать. Впереди на велике горделиво восседала соседка. Но вот и лес. Узкая тропинка скрывается между соснами. Я опять» милостиво» получила велик в свои руки.

Ребята уже скрылись за деревьями. А я, прислонив велик к сосне, упрямо пыталась с ним совладать. Но мои попытки были безуспешными. Каждый раз снова и снова я оказывалась вместе с великом в мягкой траве. Крики ребят  постепенно становились все менее различимы. Уже заметно стемнело, а я все падала опять и опять.

И чудо произошло: я еду! Я еду САМА по почти  неразличимой уже в темноте извилистой тропинке с колотящимся сердцем и ощущением небывалой радости. Так я и "приземлилась" кому-то из нашей компании прямо на руки. И это был мой первый » самостоятельный» успех!



Через некоторое время после описываемых событий мы с моим мужем отправились за покупками. Собственно, надо было приобрести мне зимнее пальто, деньги на которое собирались длительное время  и специально были отложены. Мы добросовестно прошли несколько магазинов, но подходящее пальто так и не нашлось.

Мужу надо было зайти в автомагазин, чтобы посмотреть запчасти для своего спортивного велосипеда, который ему подарили родители. Мы зашли в магазин. И тут я увидела ЕГО.

Это ярко-оранжевое великолепие ослепительно сверкало никелированными крыльями, было оснащено собственной ногой, благодаря которой могло стоять самостоятельно, имело ручные тормоза и десять скоростей!

Сказать, что я была покорена – это ничего не сказать. Я буквально обомлела от восхищения! Велосипед стоил дорого – целых 124 рубля. Такую сумму надо было отдать за приличное зимнее пальто с натуральным меховым воротником. Но никаких колебаний у меня не было.

Я пообещала супругу, что вопрос о зимнем пальто не будет возникать, что можно прекрасно обойтись стареньким. Но без велосипеда… Но без велосипеда существование становится совершенно  невозможным…

И вот я гордо вышагиваю рядом со сверкающим в лучах солнца сокровищем, бережно придерживая его за руль, по улицам родного города. Я была АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВА!



Так я обрела верного друга, с которым была рядом и в горести, и в радости и с которым не разлучаюсь вот уже 35 лет. Как быстро и незаметно они пронеслись!

Первые поездки… Много падений и ушибов. Но все это было ничто по сравнению с тем чувством восторга, которое доставлял стремительный полет со спусков. Блаженство  от ни с чем не сравнимого запаха свежей, только что распустившейся, листвы, медового аромата  полей, бодрящего и манящего лесного воздуха, насыщенного прогретой за день хвоей, звонкоголосья птиц…

Это было чудесно! И совершенная ерунда, что часто при первых путешествиях я оказывалась в придорожном кювете. Ушибы и синяки – все это мелочи по сравнению со страстным упоением, шумящим ветром в ушах, наслаждением скоростью и радостью от развертывающейся перед глазами ленты дороги…

Задорная мелодия » Песенки велосипедистов», спетая » Поющими гитарами»,  хорошо передает настроение:

"Трудно было человеку десять тысяч лет назад
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса
Потому, что не изведал всех достоинств колеса.
Солнце на спицах, синева над головой,
Ветер нам в лица, обгоняем шар земной.
Версты и ветры, убегающие вдаль,
Сядешь и просто нажимаешь на педаль…"

Весной, летом, осенью все свободные дни мы проводили в путешествиях по окрестностям Гродно. Это были замечательные дни!

Весной – пикники на благоухающих ландышевых полянах, которых в изобилии в лесах в сторону силикатного комбината. А наслаждение замечательными пейзажами живописных Неманских берегов! Бодрящий аромат соснового бора, веселый пересвист и пение  птиц. Ароматные, прогретые солнцем, земляничные поляны, буйство цветущего разнотравья!

Летом – отдых, купание на Немане или Юбилейном озере, костры с неизменными шашлыками, ужины “с цыплятами табака”  прямо на открытой веранде уютного лесного ресторанчика “Сосны”…

Осенью – все восторги “грибной охоты”, свои излюбленные места, поиски новых ” грибных владений…”

Постепенно поездки становились все более удаленными. Особенно нам полюбилось место в 14 км под Гожей на живописном берегу Немана. Уютно потрескивающие поленья, дымок костра, запах поджаривающегося мяса на углях, привлекавший крупную рыбу, возможно сома (я ее называла “велярыбом”), неизменно приплывавшую к этому месту, выдававшую себя тяжелым всплеском.

Бесконечные беседы на фоне розовой полоски заката – все это незабываемо и бережно хранится в моем сознании, и я снова и снова плыву по волнам моей благодарной памяти…

За окном морозная и снежная зима. И, хотя днем, небо напоминает о февральской лазури с полотна любимого мною тонкого и проникновенного колориста, романтичного и трепетного И.Грабаря, но до теплых дней еще далеко…

Мой старый добрый друг велосипед (я сегодня навещала его) терпеливо дожидается теплых весенних дней, когда ветер странствий снова позовет в дорогу и мы снова вместе, как когда-то…

В то советское время мы еще не знали о границах. Мы гордились своей Родиной, такой бескрайней и такой огромной. Украина, Россия, Литва – все это наше, советское. Гродно имеет замечательное географическое положение, а мы, его жители, возможность  бывать в соседних республиках, знакомиться с местными достопримечательностями, свободно путешествовать.

Особенную притягательность для нас имел литовский город–курорт Друскеникай, находившийся в 48 км от Гродно. Очень живописная дорога, которая пролегала в основном через прекрасные смешанные леса, манила велосипедистов. Хорошее дорожное покрытие (особенно в Литовской ее части), живописные окрестности, возможность отдохнуть у живительного родника.

Легенды и предания об ушедшем в одночасье под землю древнем городе (мрачное и нелюдимое место – дремучий лес глубоко в низине, сверху видны только верхушки деревьев да воронье, кружившееся стаей над гиблым местом) – все это вместе создавало некий романтический ореол путешествия, давало волю воображению…

Расстояние до Друскеник мы преодолевали с несколькими короткими остановками.

Потом – колесили по живописному городку, где было много уютных уголков. Замечательные кафе с вкуснейшими пирожными и отличные марочные вина. В лесопарках отдыхающие приручили многочисленных белочек и те прямо запрыгивали на одежду, взбирались на плечи и выпрашивали лакомство.

Много деревянной скульптуры по мотивам литовских народных сказаний, живописное озеро, утопающее в зарослях ароматного цветущего шиповника, запруда на речке, впадающей в озеро, уютные дорожки вдоль Немана с павильонами у источников минеральных вод, многочисленные прекрасные санатории -
все это создавало неповторимый облик курортного городка, по нашему представлению «европейского типа» и давало возможность «побывать в Европе»,  не глядя на «железный занавес», отделявший СССР тогда от всего остального мира.

Сто километров за день – это очень непросто. А если еще ветер в лицо? “Садишься на колесо”, едущего впереди, и крутишь, крутишь, крутишь… Начинают неметь предплечья, постоянно приходится менять положение рук на руле, но это помогает мало. Невыносимо болят ноги, кажется, предел – двигаться дальше физически невозможно…( Нет, это все – предел, я больше не могу!) Но в какой – то момент приходит то самое “второе дыхание” и ты крутишь, крутишь, крутишь…

Есть такое очень сладкое чувство ПРЕОДОЛЕНИЕ: ты смог, ты достиг, у тебя получилось! Это награда за все мучения, это гордость за себя, это чувство самоуважения и светлой радости. Это касается разных сторон жизни и, наверно, знакомо каждому.

Обратная дорога обычно занимала больше времени. Мы отправлялись в дорогу чаще около 18 часов. В этот промежуток, как правило, какой бы не был ветреный день, на какое–то время становилось тихо и ехать было легче.

Мы делали три привала. Первый обычно у родника близ Друзкеник. Место, хорошо известное всем гродненцам. Оборудованная стоянка, целебная хрустальная вода родника, упоительный аромат сосновой хвои, прекрасный лесной пейзаж.

Вторая стоянка - в лесу и более длительная. Чаще на таблетках сухого спирта прямо во мху разогревали банку говяжьей тушенки. Пахучим литовским черным хлебом вычерпывали куски тушенки прямо из банки, запивая изысканным марочным вином. Это было удивительно вкусно!

Следующая стоянка была у Гожи – и 15 км до дома. Однажды мы замешкались и из Гожи выехали уже в совершенной темноте. Дорога еле угадывалась средней белой полосой, обочины не было видно совершенно. Замирало дыхание от проносящихся и ослепляющих фарами машин. Казалось, летишь в темноте на свет прямо под колеса встречной, как мотылек. Было жутко: ангел – хранитель спас нас в ту темную ночь…

Незаметно пролетели годы. Грозы, бушующие в мире, не миновали и нашего дома. Случилось так, что мы с моим верным двухколесным другом осиротели. Не стало больше веселых длительных путешествий. Несколько раз я пыталась ездить одна на любимый “наш” четырнадцатый километр, но это было тяжело и больно, очень больно…

Поиски новой “велосипедной компании” успехом не увенчались: не все в этом мире взаимозаменяемо. И нравится это тебе или не нравится, но это факт, с которым вынуждена буду примириться и я…

Что же, от долгих путешествий пришлось отказаться. Я отыскала “свое” место в лесу. Весной неподалеку здесь в изобилии ландыши, летом – земляничные поляны, осенью – всегда можно отыскать маслят. Теперь мы были только вдвоем, надо было черпать в себе силы и учиться общаться со своим “безмолвным товарищем”.

По-прежнему родные леса дарили силы, энергию, желание жить. Местом частых поездок стали окрестные леса силикатного, взорванные укрепления генерала Карбышева. Летом – так называемые “Пышки”, место отдыха на берегу Немана, добираться до которого всего минут 30.

Надо заметить, что езда по городским улицам сильно усложнилась. Выезжать на дорогу, по которой катались раньше, строго запрещено. (Недаром такую зависть вызывали у меня велосипедные дорожки Европы, которые упоминались вначале) Катишь по тротуару и каждые 30 – 50 метров спотыкаешься о бордюр.

Иногда выезжала в Зарицу к подруге на дачу. Жизнь продолжается…

В заключение, мне хочется рассказать об одном эпизоде, произошедшем в конце лета прошлого года. Как-то во второй половине дня я отправилась в лес по “своим” грибным местам: на рынке появились грибы и была надежда собрать маслят, а, если повезет, то и рыжиков. На одном из таких мест (хорошо мне знакомом) я оставила велосипед недалеко от лесной тропы, прислонив его  к сосне.

Походив по знакомым местам, ничего не найдя, вернувшись обратно, вижу – велосипед исчез. Раз 15 я буквально обшарила хорошо знакомый мне лес на этом участке: сердце колотилось, кровь прилила к голове, руки дрожали… Утратив всякую надежду, решив, что кто–то просто укатил велосипед, ведь тропа была рядом. Сказать, что я была в отчаянии – этого мало. И вопрос был вовсе не в деньгах (конечно, я бы приобрела велосипед более нового образца). Но дело было не в этом: чувство потери верного друга, с которым вместе пройдено столько дорог… Я устала от потерь…

Я чуть не плакала: бесссилие и безнадежность владели мною… Надо было уходить, я побрела совсем в другую сторону. И… вот, он… стоит, прислонившись рулем к сосне… Я обняла его и расплакалась…

Возможно, кому–то эта история покажется экзальтированной и вообще “двухколесный друг” – не слишком ли? Но мне самой (ведь я не словом не отошла от правды, как я ее ощущаю) история еще раз показала значимость и мою искреннюю привязанность к моему верному старому другу. Он – действительно часть моей жизни, часть очень ценная и дорогая для меня.

Жизнь можно и нужно рассматривать не только как бесконечную цепь утрат всего самого дорогого для тебя, но ведь многое и остается, пусть иногда хотя бы в твоей благодарной памяти…

Я благодарна судьбе, что моя жизнь во многом была многогранна и разнообразна, полной и насыщенной яркими красками и свежим ветром странствий. И мой старый друг по-прежнему рядом, мы вместе…

Эти непритязательные строки я посвящаю своему верному другу:

Мой друг – двухколесный велосипед
Простой и надежный “Турист”
Спасал от тоски и любовных бед.
Наш путь и далек, и тернист…

17 июля 2011 года Гродно Беларусь

PS. Если говорить о велосипедном вопросе, то многое, конечно, изменилось. По всему Гродно и в окрестностях обозначены велосипедные дорожки. Значительно возросло количество велосипедистов. Особенно в женском лице. Но в Друзгеники уже не прокатиться, т.к. это уже другое государство. Да, многое изменилось с тех пор...


Рецензии
Да, почти один в один - те же чувства, то же отношение, та жа любовь, то же настроение, даже те же песни. Женщина, отдающая предпочтение велосипеду перед зимним пальто - это говорит о многом. Рад в Вашем лице найти заядлого велосипедиста.
С уважением:

Алекс Мильштейн   28.11.2015 10:01     Заявить о нарушении