Интервью для рок - обозревателя Алексея Громакова

Возникновение рок-движения в  России и в СССР в частности, что нужно подчеркнуть..

A - Как долго вы занимаетесь музыкой? Расскажите с чего всё началось?

v - В целом, как я пишу в своих мемуарах, музыкой я занимаюсь столько, сколько я себя помню.

A. - С какой музыки (направления) вы начали свое творчество? это был блюз?
V. Нет-нет. Вообще понятия блюза тогда ещё не было в России. Мы не знали что такое блюз. Музыка для нас «оттуда» пришла с появлением гибких пластинок, которые крутились то там, то сям, и песен «The Beatles» и «Rolling Stones». Но мы не знали что это «The Beatles» или «Rolling Stones». Как явление, это было воспринято вот так – звуки с улицы, откуда-то несутся и они очень возбуждали – звуки гитары, хриплые голоса.
A - Ну а вы можете поподробнее рассказать о том, ощутили ли вы сами приход этой рок-культуры, первые зачатки именно в СССР.
V. Я могу сразу сказать, что понятия как такового - рок-культура - нет. То есть это никак не позиционировалось. Понятие «рок-н-ролл» существовало.
A- Так культура, которая пришла, было ли это веяние моды, был ли это своеобразный протест?
V - Никакого протеста не было. Это явление шло не через СМИ, потому что через СМИ не проникало ничего.  По телевидению мы ничего не видели. Радио – это была программа «Маяк» - строго структурированная информативная советская программа. Надо учесть, что я жил в Риге, в Латвии. Прибалтийская зона отличалась от всей России. Как мы поняли, что эта информация к нам приходит – она приходила, как бы, с воздуха. В Эстонии люди смотрели финское телевидение, в котором не могли две программы заглушить. Они оттуда получали информацию. В латвийском варианте многие начали получать пластинки с запада от родственников и распространять эти пластинки. Кто переписывал, кто как. Но сразу же появились группы. Это было время «British invasion» (британское нашествие) – 60е годы. Примерно в это же время все это началось и в Прибалтике. Состояние «British invasion», этого нашествия Британии на Европу, это было нашествие британского рока, но тогда ещё не знали рок, это считалась поп-музыка. И были такие радиостанции, которые вещали эту музыку. Но само британское радио мы не ловили. B основном на Прибалтийскую зону – это было «радио Люксембург».
A - То есть это пошло из Англии, касательно СССР?
V - Это во всем мире пошло из Англии. Надо это понять очень конкретно. Все пошло из Англии. И даже в Америку все пришло из Англии. То, что касается рок-культуры – то это все пришло из Англии. Феномен «Битлз» был точно такой же для американцев, как и для всех остальных. Блюз, как таковой, в Америке вообще не был известен. Они не знали своих героев. Круг черных музыкантов – это было табу. Расизм не позволял совмещаться этим культурам. То есть, белая культура жила отдельно. Поэтому во времена рок-н-ролла, когда появились «Little Richard», «Chuck Berry », «Elvis Presley» (это уже последующая стадия), – это был рок-н-ролл, а не рок. А Рок-н-ролл, как я потом уже начал анализировать, – это ускоренная форма блюза под которую можно было танцевать. Потому что под блюз танцевать нельзя было, и блюз – это культура, которая считалась «черной». Никто вообще ее не воспринимал как культуру.
 A - Вы считаете, что она возникла во времена Гражданской войны именно как противостояние «черного» населения?
V - Нет. Не было протестом. Блюз – это была их форма выражения и началась она в начале XX века. И она не была ни в коей мере протестом. Когда возник рок-н-ролл – это считалось контркультурой. Почему «контр» – потому что она себя позиционировала очень громко, резко. Такой рок-н-ролл, как «Roll Over Beethoven» – это рок-н-ролл Chuck Berry. Oн исполнялся с исключительным уважением к Бетховену, даже в самом тексте рок-н-ролла говоритcя: «Извини, Бетховен, но я должен идти roll over» – я должен тебя подвинуть. У нас в политике и во всем политическом освещении этого процесса, это обьявлялось, как буржуазное влияние на  советскую культуру.
A- То есть у нас возник рок-н-ролл. Ни блюз, ни рок, а рок-н-ролл. Так?
V - Рок-н-ролл  возник  везде. Но к нам дошел совсем не так, как к другим.
Я расскажу про Прибалтику. Oткуда все началось именно в СССР. Я не могу говорить за Москву и Питер, но я знаю то, что приходило из разных источников и сведений. Москва это восприняла как супер-модное веяние, но в Москве всё началось с «Битлз». B основном все, что попадало в Прибалтику, потом в записях мигрировало в Россию. Хочу подчеркнуть, что в Прибалтику музыкальная культура пришла прежде всего. Следствием этого весь рок-н-ролл (на том этапе) ими (Россией) воспринимался как «Битлз», потому что не было у них информационных источников, как у нас в Прибалтике – радио и прочее. Может, конечно, единицы получали реальную информацию, но в общей массе никто ничего не знал. Что касается джаза, то он рано был воспринят Москвой. Это была своего рода буржуазная контр-культура. Однако, первый джазовый фестиваль прошел  в Таллине. И вся Москва поехала в Таллин. Но рок-н-ролла, как такового, в Москве не было. Он  был, как поп-культура. Не было тогда понятия «рок-н-ролл». Никто не выделял ни «рокабилли», ни «рок-н-ролл». А вот «битломания» больше подходит под возникновение этого переходного момента. В чем еще был «феномен битломании» – в  том, что у них были необычные прически. А у нас был «полубокс». Но сами «Битлз» не были длинноволосыми. У них была своя такая вот «битловская прическа». А длинноволосыми битлы стали перед своим развалом.
A- Расскажите, пожалуйста, когда именно рок в полном его понимании стал проникать в СССР.
V - Вот именно рок в таком его понимании пришел после появления таких групп, как «Emerson, Lake & Palmer», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Эти четыре группы, которые очень ярко проявились в конце 60х. И, конечно же, Джими Хендрикс. Была такая пластинка «Deep Purple in Rock». Я считаю, что это революционная пластинка. До этого они тоже играли рок, но это был не тот рок, который стал исполняться позже. Когда появилось «хэви-звучание» («Black Sabbath» - первый диск «Paranoid», «Deep Purple» - «Deep Purple in Rock», «Emerson, Lake & Palmer» - первый диск «Tarkus» и Jimi Hendrix – «Are You Experienced») – тогда рок стал обретать новый смысл. Но все же я хочу сказать что все началось с Джими Хендрикса. Jimi Hendrix – «Are You Experienced» появился в начале 67-го года. Я хочу сказать, тогда еще не было нового «Deep Purple», тогда еще не было «Led Zeppelin» (в то время Jimmy Page играл в «Yardbirds»), и, тогда не было «ELP». Я подчёркиваю, что появление Хендрикса в Англии привнесло новое значение рока, как контркультуры. До Джими Хендрикса Британия увлекалась архаичным блюзом. Одним из основных блюзовых исполнителей был John Mayall, который воспитал всю последующую плеяду супер-блюзовых гитаристов, таких как Eric Clapton, Peter Green, Jeff Beck, Jimmy Page. Я считаю что пластинка «Are You Experienced» - это полистилистическая пластинка. С точки зрения выступления на сцене, что в роке очень важно, модели поведения, Джими Хендрикс обозначил некий переход от прежнего понимания рока к тому, которое принято сейчас. Oн автоматически произвел бешеное впечатление на множество групп, включая «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Ху». Who - эта группа ближе всего была к понятию рока. Они все сметали, они разбивали аппаратуру. Но из английских команд, ближе всего к року были «Who». Первое выступление Хендрикса было в Америке на фестивале, где он выступал как раз после «Who», там где он сжег гитару. А почему? Потому что если бы он не сделал чего-то экстраординарного, то его выступление стало бы провальным. Его поведение восприняли как эталон поведения в стиле рок.. Это не было протестом с точки зрения политики. Можно охарактеризовать рок-культуру, как нарушение неких правил («Over» – значит перейти через что-то). Это пошло из рок-н-ролла, как я считаю катализатора последующих событий, ставших залогом  образования  рока.
A - Можно провести некую хронологию, начиная с рок-н-ролла, и приведшую к самому понятию «рок»?
V - Все пошло от рок-н-ролла, который в его зачатках воспринимался, как поп-музыка. И что касается рок-н-ролла, то одним из влиятельнейших исполнителей этого стиля, можно назвать Элвиса Пресли. Но в его время это ещё поп-музыка, переросшая в рок-н-ролл «Битлз», «Chuck Berry» и других исполнителей. А вот Джими Хендрикс стал «послом» так называемой «черной выразительности», невиданной в Британии и мире до сих пор. Он явился, в свою очередь, переходным звеном и в своем творчестве от рок-н-ролла к року. В последствии позже вышли в свет пластинки «Deep Purple», «Led zeppelin», «ELP», зазвучавшие именно в стиле «рок-музыки».
Рок-культура стала популярна через хиппи - многочисленные «Hippie Community», которые  стали появляться в Англии. Скорее всего «Битломания» спровоцировала состояние протеста, возникшее в Америке. В чем выражался протест? Америка - очень религиозная страна и «Битлз» фактом своего появления спровоцировали отход от религиозных доктрин. Протест был в том, что молодежи «снесло крышу» и все они равнялись на «Битлз».
A - Можно ли сказать, что протест, нарушение каких-то правил, заведенных норм – это все составляющее, рок-культуры, которое преобразилось после Джими Хендрикса?
V - Сказать можно, что протест выражался в экспрессии. «Битлз» показали Америке то, что происходило в самой Америке. «Битлы» - это был трансформированный вторичный продукт. Они исполняли свою музыку, но построенную на рок-н-ролле, а  не на блюзе.
Джими Хендрикс привнес «новую свободу». Он своим поведением на сцене показал, что можно себя так вести. В СССР рок-н-ролл, в своем новом ключе, также начал приносить вот это настроение свободы, коей в России не было.
A - Был ли тот рок, рок-н-ролл, который возник у нас - в СССР, веяние моды или чего-то другого?
V - Я не могу точно охарактеризовать то, что происходило в Москве или Питере, но я могу сказать, как это было в Риге. Там был представлен срез всей мировой культуры на том этапе развития рок-культуры в конце 60х – начале 70х гг. Возникли группы, исполняющие репертуар «Led Zeppelin» и «Black Sabbath». Это исполнялось на серьезных площадках, на танцах (в то время это был серьезный концерт). Тогда дискотек не было. Это было абсолютно свободно и никто не запрещал. Появились «волосатые» и они выступали по школам. В Риге была группа «Dreamers» копия английской группы «Shadows», и аналогом этой группы в России были «Поющие Гитары». Отличием было лишь то, что они не исполняли песен. Таким образом, хочу заметить, что в России всё началось с инструментальной музыки. Потому что вокально исполнять нельзя было. Но первые официальные инструментальные пластинки появились именно у группы «Поющие Гитары». Для «гитаризма» это было очень важно. Пластинки выходили и в журнале «Калейдоскоп», что немаловажно. Это был апофеоз контркультуры. Для того, чтобы выпустить пластинку, необходима была социальная значимость. Они все сделали через инструментальную музыку, через копирование группы «Shadows», где главенствующую роль играла электрогитара. Так как в России самого понятия электрогитары ещё не было. Но это было проявлено как раз в такой группе, как «Поющие Гитары». Но я не учитываю андеграунд. Я говорю о том, что было на виду. Касательно того, что шло из Москвы – это были группы «Веселые Ребята» и «Самоцветы». Это те коллективы, которые стали исполнять «Beatles» на русском языке. Была выпущена пластинка «Baby You Can Drive My Car», как элемент контркультуры. Они показали, что эти песни можно исполнять, но на русском языке.
Почему я говорю о том, что происходило в Риге, потому что в то время были группы в каждом дворце культуры, полностью исполнявшие репертуар групп, как «Black Sabbath» - группа «Фантазия». Полностью перепевала целыми пластинками «Битлов»  - группа «Cathedrals», весь "Tarkus" исполняла группа Икшкеле. Группа Ригонда играла в идентичном составе песни группы Chicago и Blood Sweat & Tears, Deep Purple и Led Zeppelin - группа Apples... Тут же возникла «микроиндустрия» по производству колонок и усилителей, что потом стало транспортироваться в Россию. Это все было на том, этапе, когда в самой России если такое и было, то находилось в андеграунде. Наличие аппаратуры дало несомненный толчок для увеличения и усиления этой культуры. Рига стала так же выпускать электрогитары, первые ударные установки и все необходимое для музыкантов. Можно назвать двух основных людей, которые делали усилители, пользовавшиеся большим спросом – это Пивнюк и Комаров. Это был конец 60х – начало 70х. Без аппаратуры никакого рока быть не могло. Именно с этого момента начинается понятие настоящей Рок-группы, той, которая могла на сцене что-то поставить.
Причиной тому, что мало групп в Москве было - коллективам попросту не на чем было играть.
И так. Что такое культура и как она проявляется. Любая культура не может быть культурой, пока она не обнародована. Таким образом перейдем к понятию «фестивали».  То, что происходило в Риге, несмотря на обилие групп, не принимало глобального масштаба, потому что не было фестивалей.  Рига была зеркалом западных культур.
A - какой  характер носила эта музыка?
V - Это была копия запада. Исполнялись «кавера». Появлялись «волосатые», как элемент влияния западной культуры, выражавшей свою внутреннюю свободу. Но это ещё не было протестом против режима, который был в то время. По крайней мере, в Прибалтике. Этот элемент определял первые предпосылки  развития и распространения рок-культуры.
Первые фестивали начали появляться в Эстонии. Один из первых заявленных рок-фестивалей, проходил в 1975 г. в Вильянди. Это маленький городок в Эстонии. Хочу подчеркнуть, что до 1975 г. не было рок-фестивалей в СССР вообще. Это говорит о том, что до этого года все было в состоянии «андеграунд». И если где-то что-то и выходило в общественные источники. То это имело «приличный» вид в плане исполнения. Текстуально, они пели что-то типа: «я не хочу быть тем-то, но хочу быть тем-то». Но как таковой оппозиции или выражения протеста это не имело. Это все было в скрытой фазе по причине самой подачи и эпатажа, которого, по сути, не было. Так же стоит сказать, что подобная музыка не транслировалась абсолютно нигде, касательно советских каналов или радиовещания. Единственная передача была на радиостанции «Маяк» - Владимир Татаринцев и БиБиСи с Севой Новгородцевым, являвшимся неким посланцем этой культуры. Хотя сам он не был никогда рокером. Как выяснилось, он был джазовым музыкантом в коллективе «Вайнштейна» в Питере.
Вернемся на первый рок-фестиваль в Вильянди. Они позиционировали его именно как эстонский рок-фестиваль. Приглашенной была лишь моя группа «Opus», которую я создал в 1974 г. мы официально исполняли произведения Джими Хендрикса. Мы заняли первое место и получили приз публики, и я подчеркиваю – на эстонском рок-фестивале, будучи не эстонской группой. У меня в составе было два музыканта из ритм-секции эстонской группы “Intarsija”, которые помогли мне стать участником этого фестиваля. На первый фестиваль понаехали какие-то группы людей из России. Они были одеты, подчеркнуто, как хиппи. После общения с ними мы узнавали, что это богатая элита (дети номенклатуры), которая знала об этой культуре. Они ехали на этот фестиваль и потом переодевались. Это был класс, которого официально не существовало в России. Поэтому это было принципиальное подражание.
Хочу сказать, что первый фестиваль в Эстонии был воспринят лояльно властями, хотя шли на определенный риск. Но они хорошо подготовились, ввели, подчеркиваю, вежливую милицию. «Волосатых» и «хиппи» развозили по специальным общежитиям, чтобы они не спали на улицах.
A - Какие факторы протеста или оппозиции вы в этом видите?
V - Хочу заметить два основных ярко выраженных фактора контркультуры: это «битломания» и ношение длинных волос. На втором этапе развития этой культуры можно отметить возникновение «богатой прослойки», которая подражала хиппи, носила определенную атрибутику, и разрастание рок-культуры, выражавшееся в проведении массовых фестивалей. Первый, из которых, прошел в Эстонии, в городе Вильянди. Фестиваль размещался на большом певческом поле, похожем на чашу и напоминал "микро-Вудсток".Туда могло поместиться порядка 20 тыс. людей. О росте и популярности рок-культуры говорит второй более крупный рок-фестиваль в Эстонии в 1976 г., Вильянди - 2, с гораздо большим притоком хиппи и «волосатых» со всего Советского Союза. Ориентация была только на западную музыку. Мероприятие носило более выраженный характер протеста, сопровождавшийся большим размахом. Такой масштаб вызвал опасения у властей, в результате чего фестиваль был прикрыт. Больше эстонцы уже не шли на подобные действия по созданию таких фестивалей.
Именно второй фестиваль можно считать всесоюзным слетом хиппи. Он сильно отличался от предыдущего.
A - Наряду с отращиванием длинных волос и общей атрибутикой, что вы можете сказать о распространении наркотиков среди этой молодежи?
V - Ничего, но мне кажется, что интерес к наркотикам в «комьюнити» был неизбежным следствием подражания и противоречил  советской идеологии. Можно предположить  что послужило примером...
(Ремарка Алексея:Из истории – в 1969 г. прошел трехдневный Вудсток под девизом «Секс, наркотики, рок-н-ролл». Однако настоящим девизом Вудстока следовало бы считать главный постулат хиппи: «Make love, not war» – «Твори любовь, а не войну», причем с ударением на вторую часть. Вудсток стал не только и не столько музыкальным событием, сколько апофеозом свободы. Философия хиппи – братства и всеобщей любви – и была настоящей религией. Слова американского кинокритика и телеведущего Роджера Эберта: «Мы были братьями. Мы верили, что музыка может изменить мир, по крайней мере – то общество, в котором мы жили. Но все это в прошлом, в прошлом...».
Некоторые интересные факты: на «Вудстоке-69» произошло три смертельных случая (передозировка, инфаркт и гибель под колесами трактора) и два случая родов. Не было ни одной драки (за исключением стычки между Питом Тауншендом из группы The Who и каким-то политическим активистом, выбежавшим на сцену, которого Пит вытолкал гитарным грифом) и ни одного столкновения с полицией и армией. С той поры было проведено четыре юбилейных фестиваля: Вудсток-79, Вудсток-89, Вудсток-94 (к 25-летию) и Вудсток-99).
V - Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что Эстония явилась катализатором рок-движения. Хочу подчеркнуть, не Латвия, не смотря на то, что там всё так мощно развивалось, а именно Эстония.
А – что происходило в России в конце 60х – начале 70х гг.? Был ли там ещё андеграунд?
V – Вот что касается андеграунда в России, то самой первой группой, приехавшей из России на рок-фестиваль в 1977 г. в Таллине, была Машина Времени. Попасть туда было очень сложно. Без официальных бумаг, группы туда не попадали. Тогда моему коллективу выступить так и не удалось ввиду отсутствия каких-то документов. Но мы выступили на закрытом концерте для участников фестиваля. Там же я познакомился с Андреем Макаревичем. Что представляла «Машина Времени» на тот период – это был чистый «Creedence Clearwater Revival». Они пели все на английском. Ни одной русской песни там не было. Они  были далеки от эстетического понятия слова «рок». Относительно других групп, они выглядели очень блекло, что говорит о развитии  рока  в самой  России или в той же Эстонии и Латвии.
После Таллинского фестиваля, наступило 3х-летнее затишье,  видимо существовали какие-то санкции, благодаря пост-фактам предыдущих мероприятий. И вот к 1980 г.  – олимпийскому году – были подготовлены все директивы, т.к. в Москве намечались Олимпийские Игры. Этот год мы можем считать отправной точкой  официального советского рок-движения, которое уже началось и в самой России – выход из андеграунда. Заведомым началом явился первый рок-фестиваль в Тбилиси.
(Ремарка Алексея: в котором приняли участие такие группы, как Гюнеш (Ашхабад), Magnetic Band (Таллин), Машина Времени (Москва), Автограф (Москва), Интеграл (Усть-Каменогорск), Аквариум (Санкт-Петербург).
 Об этом фестивале был снят фильм, где говорится, как музыканты понимали и выражали значение рок-музыки в их жизни. Там же появился известным нам критик Артемий Троицкий, рассказывающий о трансформации  рока, пришедшего к нам из Запада, когда в 60е годы все пели только на английском. Позже, пришли к выводу: «зачем нам петь о делах «Beatles», если у нас есть свои дела», и уже к концу 70х стал образовываться, так называемый, «советский рок»». До сих пор влияние эстрады и эстрадных текстов было велико. Однако, больше стали петь о проблемах, которые не дают ответов. Стали исполнять песни, отражавшие те самые 80е годы.  Одной из таких групп, была группа «Аквариум» и Борис Гребенщиков, играющий в стиле панк-рок. Для этого коллектива была характерна открытость и откровенность в текстах и самом исполнении, что отличало их от эстрадных исполнителей того времени. «Для нас это определенное постижение мира, мы пытаемся осознать то, что вокруг нас – действительность. Рок – это постижение действительности и выражение нашего отношения к этой действительности. Рок-музыка нацелена создавать такую музыку, такие песни, которым молодежь могла бы верить»).

(Ремарка Валерия: из ссылки Алексея становится очевидно, что к 1980 г. Советской номенклатурой был накоплен и отслежен обширный материал, позволяющий создать иллюзию альтернативы "Западному Року" - "Советский Рок".И именно в 1980 г. на создание Советского свободного мифа были брошены огромные средства, чтобы всвязи с Олимпийскими играми, достойно встретить идеологического врага - Западную общественность. Следствием и ярким свидетельством явился фильм Финского телевидения о первом Советском Рок-Фестивале в г.Тбилиси. Характерно, что фильм был рассчитан на западного зрителя, поэтому в Советском Союзе о нём никто даже и не подозревал и в широкий прокат он не поступал).

 А – Расскажите, что для вас есть музыка и как вы ее для себя определяете.
V – Музыка – это мое призвание с раннего детства, оно и определило последующую мою деятельность. Что касается профессии, то сначала она не была связана с музыкой. Это стало профессией, когда я решил, что музыка определяет всю мою деятельность и моим основным инструментом стала гитара. Музыка – мир, открывшийся с момента углубления в инструмент. Тогда молодежью воспринималась поп-культура, которая позднее стала категоризироваться, как рок, делиться на какие-то жанры (рок-н-ролл, рокабилли, рок, хэви-метал, хард-рок, софт-рок). Для меня лично, этого деления не существовало изначально. Для меня была музыка, и этапы её развития. Но изначально это поп-культура. Представителями классики в той или иной мере был «Emerson, Lake & Palmer». Можно назвать это новой классикой. В более поздний период – это группа «Yes» и «King Crimson». Затем это стали называть арт-роком. Позже все перетекло во фьюжн, джаз. По мере углубления в истоки, я стал приходить к джазовым корням. Понимание классики у меня пришло через джаз. Через джаз («Miles Davis»)  я пришел к фьюжн (fusion) – «Mahavishnu Orchestra». Там была ярко выраженная основа, хорошо понятная мне, в отличии от других направлений. Можно называть исполнителя Chick Corea, производившего не меньшее впечатление на меня. Это был уже этно-фьюжн, исполнявшийся такими командами, как «Weather Report»,  «Joe Zawinul Syndicate». На том этапе рудиментарно «рок» стал мне понятен. Я вошел в более широкое течение, где уже и классика мной воспринималась нормально – такие композиторы, как Стравинский, Рахманинов, Шостакович. Сюда можно отнести Джими Хендрикса, Фрэнка Заппу и Карлоса Сантану, как представителей американской музыки. Я стал профессионально изучать музыку. Я начал заочно обучаться в московском университете и изучать классику по гармонии Римского-Корсакова. В прошлом у меня были пару курсов в музыкальном училище по вокалу, куда я поступал, чтобы не пойти в армию. Но это несерьезно. Более реально я начал ощущать музыку, изучая классическую гармонию будучи учеником профессора Е.П. Медведевой по курсу «Гармонии Римского Корсакова». У меня уже появилось много собственной музыки, которую я начал писать с 1976 г. Музыка изначально была инструментальная, потом появились и вокальные циклы. Можно сказать, что я стал профессиональным музыкантом, потому что с 80-го г. я стал работать в филармоническом коллективе «Модo». С этого момента музыка стала моей профессией. Если всё это собирательно обозначить, то можно сказать, что я «убежденный музыкант».
А – Есть ли у вас свой музыкальный круг общения и что его отличает от остальных?
V – Музыкальный круг общения – это люди, с кем я так или иначе профессионально сталкивался. С самого начала я стремился к общению с музыкантами, потому что понимал, что каждая музыкальная встреча дает какой-то ракурс музыкального видения, и каждое общение приводит к «джемам» (музыкальное «общение», основанное на импровизации на заданную гармонию). Таким образом, я стремился обогатить свои знания, свой язык. К тому же, у меня был чисто культурологический интерес в познании, что же такое «музыкальное движение». В России я со многими музыкантами был знаком, со многими встречался, играл, общался и на профессиональном уровне и на человеческом. Сегодня это хорошо известные всем: Игорь Бутман, Андрей Кондаков, Давид Голощекин, Михаил Костюшкин, Николай Левиновский, Виталий Долгов, Игорь Широков  и  многие другие.
A – Есть такой композитор, музыкант – Эдуард Артемьев. Как его творчество повлияло на развитие музыкальной индустрии в стране?
V – Эдуард Артемьев, я считаю, – великий человек, который в подкорку впитался еще с таких фильмов, как «Солярис», к нему он написал совершенно гениальную музыку. Безусловно, Артемьев – это часть синтетической культуры, потому что он использовал синтезатор. Он связан с изобретением первых синтезаторов не только в России, но и в мире, с таким инструментом, как мелотрон. Я дружу с его сыном. Эдуард Артемьев – это новоклассическая эпоха, впитавшая все, что было до неё, включая и современную культуру. Однако, это не касается молодежныx приоритетов. Популяризации, как таковой, его деятельность  не получила. Все, что связано с фамилией Артемьев можно было узнать через кино. Такие, как Эдуард жили сами по себе, поэтому их нельзя назвать частью молодежного движения.
 Обобщая все, можно сказать, что, в принципе, не было проведено никаких культурологических исследований касательно рок-музыки в то время, когда она зарождалась в СССР. Остались лишь некоторые видео- и аудиозаписи, которые могут говорить о том периоде развития рок-музыки, претерпевшей множество изменений и влияний, и трансформирующейся до сих пор. Даже ссылаясь на музыкального критика Артемия Троицкого, нельзя утверждать о понятии рока, освещаемого им как та часть музыки, которая ему импонировала. То, что не входило в круг его интересов – того, как бы, и небыло. В целом, охватить размах музыкальной индустрии  просто невозможно.   
A – Расскажите, пожалуйста, вкратце, как все таки повлияла музыка – в частности, рок-музыка, на вашу жизнь?
V – Она не просто повлияла, она структурировала мою жизнь. Музыка создала мою биографию. Русло моей жизни было и есть - связанно только с музыкой. Как только я стал профессионалом – это музыкальная деятельность: аранжировки, музыка, написанная мной, регулярные концерты, участие в огромном количестве фестивалей  начиная с 1976 г. (участие почти во всех джазовых фестивалях). Странно, каким образом я не проучаствовал в тбилисском рок-фестивале, ничего мимо меня не проходило в то время (донецкие, витебские, вильнюсские фестивали). С 80го года  я объехал всю Украину, кроме Киева, это был закрытый город. Музыкальные встречи, общение – это всё, что формировало мою жизнь и эстетику восприятия. Музыка и до сегодняшнего дня является движущим фактором моей жизни во всех её аспектах. Хотя многие пророчили, что приезд в Америку в Нью-Йорк в 2000 году уведет меня от того направления, куда я все это время двигался.  С тех пор я еще не возвращался в Россию и Ригу.
А – Как бы вы охарактеризовали рок-культуру, как часть современной культуры?
V – Я считаю, что то, что называется сегодня рок-культурой – это уже синтетическая культура, не развивающаяся естественным путем, как изначально. Pок сегодня имеет сугубо политическую направленность в контексте социализации молодежи. Присутствует скрытая идеология, в отличие от той изначальной идеологии рока, нацеленной на огласку. Несомненно, под внешним покровом разнузданности этой культуры, поверхностно символизирующей свободу, на самом деле это иллюзия течения, созданного для того, чтобы привлечь как можно большее количество молодежи. Поэтому я считаю, что сегодняшняя рок-культура в наименьшей степени имеет отношение к музыке, и в наибольшей степени символизирует политическую группировку молодежных сил, созданную с целью управления этой структурой. Вот так я характеризую то, что сегодня является так называемой рок-культурой со всеми ее подразделениями. Это касается не только России. Это касается даже в большей степени Америки. Там все курируется скрытыми политическими силами – все рок-ветви американской культуры, включая всю ритуалику, все формы, одежды – все это структурировано. Не могу сказать о том, что было раньше, но сейчас все это контролируется и всему задается нужное направление. Что касается религии, то она уже не так акцентируется в рок-музыке, хотя есть такие направления как Thrash Metal, Death, Black – там прослеживается влияние сатанизма, что является тоже религией. Но в том, что это контролируется специальным службами – я  более, чем уверен. Таким образом, то, что Америка – свободная страна – сегодня это миф.
(Ремарка Алексея:  Относительно Америки, Россия еще кое-где сохраняет позиции независимого рок-движения, которое определяется исключительно идеей видения и мышления общества, в котором мы находимся. С уверенностью могу сказать, что одной из таких групп является группа Алиса и Константин Кинчев. Этот коллектив связан текстуально с историей нашей Родины, со сложным путем, который прошла группа от самых зачатков с 85го года с путем внутренним, духовным, который неразрывно связан с Православием).
V – Не во всём соглашусь, но так или иначе - это уже тема для другого интервью...


Рецензии