Социальная самоорганизация

                ***

              В 1969 году я попытался с приюта одиннадцати
              в одиночку подняться на вершину Эльбруса
              в лёгком туристическом снаряжении.
              Дул сильный пронизывающий насквозь ветер.
              Мои вибрамы промёрзли насквозь, я почувствовал
              как замерзают пальцы ног. Мела сильная позёмка,
              перешагивая через снежные заструги, я добрался
              до приюта Пастухова. Солнце приближалось к закату.
              Рациональным рассудком я понял, что мои силы на исходе
              и дальнейший подъём может закончиться для меня трагически.
              И не смотря на то, что до вершины было уже не далеко,
              я всё же повернул назад.
              Когда я зашёл в приют, находящиеся там альпинисты
              усадили меня к пышущей жаром печке - буржуйке,
              сняв с моих ног скрюченные от мороза вибрамы.
              Говорить я ничего не мог, поскольку мои челюсти
              невозможно было разжать чтобы открыть рот.
              Ребята всё же руками разжали мне челюсти и влили в рот
              двухсот граммовый стакан водки. Моё сознание сразу отключилось
              и ребята уложили меня в спальный мешок...
              Проснулся я утром, к счастью для меня, практически, без каких 
              либо отрицательных последствий.
              Я конечно не запомнил имена моих вчерашних спасителей,
              но я останусь благодарен им пожизненно!

              Я хорошо усвоил данный мне урок. Я понял, что, увы, горы
              принимают только сильных, мужественных и благородных людей...       

                ***

С  появлением  у  протантропов  сознания,  их  биологическое  поведение  переходит  на  качественно  новый  уровень  - оно  начинает  формироваться  как  социальное,  т.е.  оно  регулируется  теперь  не  только  физиологическими  потребностями индивида,  но  главным  образом,  социально  нравственными  нормами социального объединения.  При  этом  биологическое  поведение  входит  в  социальное  как  его  жизненно  важная  составная  часть,  но  которая  находится  под  постоянным  контролем  сознания  и  нравственно-регулирующих  норм.  При  потере  сознания  или  его  заторможенности  психотропными  веществами  и психологическими воздействиями,  контроль  сознания  утрачивается,  и  поведение  становится  чисто  биологическим. 

Биологическое  поведение  запрограммировано  на  генетическом  уровне  и  определяется  исключительно  рациональными  физиологическими  потребностями  организма  с  небольшими  иррациональными  флуктуациями  относительно  абсолютного  рационализма.  Иррациональность   поведения  наиболее  ярко  проявляется  в  ролевых  играх  до  полового  созревания  и  в  период  полового  созревания  в  ритуалах  брачных  ухаживаний. 

Социальное  поведение  проявляется  с  момента  осознания  себя  органической  частью  социальной  общности,  находясь  в  которой  личность  может  обеспечить  свою  безопасность  и  реализовать  свои  потенциальные  возможности.  В  разные  периоды  своей  жизни  каждая  личность  меняет  своё  поведение  от  примитивно   биологического  с  выраженным  эгоизмом  и  паразитизмом  и  вплоть  до  самых  возвышенных  идеалов  самозабвенного  альтруизма  и  жертвенности.   


Социальная  норма  поведения  определяется  как  оптимальная,  статистически  взвешенная,  сочетающая  в  себе  как  личностные,  так  и  общественные  интересы,  что  способствует  поддержанию  жизнеспособного  динамизма  всей  общности.  Крайние  отклонения  от  нормы  в  одну  и  другую  стороны  встречаются как  редкие  флуктуации,  играющие  роль  деструктивных  и  конструктивных  стимулов.  Деструктивное  поведение,  как  правило,  отличает  харизматические  личности,  это  люди  с  выраженными  организаторскими  способностями  и  претензиями  на  лидерство,  с  деспотическим  и  волевым  характером,  склонные  к  рискованным  авантюрам  и  агрессии. 

Конструктивное  поведение  отличает  маргинальные  личности,   которые  ищут  наиболее  совершенные  формы  социальной  организации,  занимаются   бескорыстной  благотворительностью,  а  в  моменты  обострения  социальной  опасности  готовы  на  осознанную  жертвенность.
Самыми  ранними  социальными  нормами  нравственности  можно  считать  нормы  магических  табу.   

На  заре  человечества,  магия  табу  была  единственным  нравственно  регулирующим  средством  способным  обуздать  самую  жгучую  физиологическую  страсть  и  зоологический  индивидуализм.  Только  магия  табу  могла  удержать  человека  от  совершения  недостойных  поступков, осуждаемых нравственными нормами.   Сила  магического  воздействия  на  человека  определялась  паническим  страхом  перед  необъяснимой  таинственностью  магических  сил  действующих  как  неотвратимая  кара  за  нарушение  принципа  табу.

 На  стадии  позднего  Мустье,  около  70  тысяч  лет  назад,  неандертальский  человек  уже  пользовался  магией  табу,  в  качестве  нравственно  регулирующей  нормы.  Такими  нормами  были  табуированные  запреты  на  монополизацию  добычи – пищевые  табу,  запреты  на  половые  отношения  в  период  подготовки  и  проведения  охоты  - охотничье-производственные  табу,  запрет  на  каннибализм – каннибалистское   табу.  В  это  время  сокращается  число  убийств  в  результате  соперничества,  появляются  первые  погребения,  начинают  складываться  такие  нравственные  нормы  как  чувство вины,  стыда,  совести,  долга.  Таким  образом,  первобытное  стадо  протантропов  начинает  трансформироваться  в  социальную  человеческую  общность – в  социум.


--эволюция социума--

Социальные  системы    являются  продуктами  эволюции  биологических  систем,  и  поскольку те  и  другие  являются  системами  самоорганизующимися,  вполне  естественно  предположить,  что  они  имеют  эволюционную  связь,  а  значит  и  общие  принципы  внутреннего  самоуправления  и  структурно  иерархической  организации.  Как  биологические  организмы  прошли  длительную  эволюцию,  начиная  от  первых  безъядерных  прокариотических  клеток  царства  монера,  так  и  социальные  объединения  эволюционируют  в  иерархически  структурированные  сообщества,  начиная  с  зоологического  стадного  объединения  приматов. 

Примечательно  то,  что  связь  элементов  в  системы  и  у  биологических  организмов  и  у  социальных  объединений  является,  по  существу,  одинаковой – симбиотической,  когда  различно  специализированные  элементы  объединяются  к  их  взаимной  выгоде  и  целесообразности,  получая  при  этом  существенное  адаптационное  преимущество  перед  не  объединившимися. 
      

Поражает  воображение  единство  нашего  мира:  единство  и  неизменность  физических  законов  и  преемственная  связь  иерархически  вложенных  биологических  видов,  поэтапно  повторяющих  в  эмбриональном  развитии  человека,  весь  филогенетический  шлейф  наших  многочисленных  предков.  Все  биологические  организмы  на  Земле  имеют  одинаковый  вещественный  состав. Аминокислотный  состав  гемоглобина  человека  и  самых  низших  животных  практически  одинаков,  а  ферментативный  состав  разных  видов  растений  очень  близок. 


В  геноме  человека  95 %  генов  унаследованы  нами  от  низших  обезьяноподобных  предков,  а  60 – 70 %  генов    унаследовано  нашими  предками  от  насекомоядных  млекопитающихся  и  даже  от  рыбообразных.  Количество  общих  анатомических  признаков  человека  и  гориллы  составляет  385,  с  шимпанзе – 369,  а  с  орангутангом – 359.  Таким  образом,  наше  ветвистое  генеалогическое  древо  своими  корнями  уходит  глубоко  в  субстрат  эукариотических  протист,  где  все  мы,  живые  твари,   являемся  всего  лишь  отдельными  веточками  единого  планетарного  древа  жизни. 


Архаичным  безъядерным  прокариотам  понадобилось  1,5  миллиарда  лет  эволюции  чтобы  симбиотически  объединяясь  с  другими  специализированными  прокариотическими  клетками  и  непрерывно  мутируя,  создать  наконец,  ядерные  эукариотические  клетки,  которые  и  стали  элементной  базой  всех  трёх  царств  высших  многоклеточных  организмов:  грибов,  растений  и  животных.

 Аналогом  архаичным  прокариотам  в  области  социальных  объединений,  можно  считать  стадо  приматов,  которое,  как  и  прокариоты,  представляет  собой  первое  и  наиболее  архаичное  зоологическое  образование,  которое  позже,  в  результате  50  миллионов  лет  эволюции,  превратилось  в  предсоциальное  стадо  протантропов. 

Дальнейшая  социализация  стадного  образования  протантропов   продолжалась  на  протяжении  всего  раннего  палеолита,  сопровождаясь  обузданием  зоологических  инстинктов  и  прежде  всего,  эгоистического  полового  инстинкта  самцов.  В  борьбе  за  обладание  стадным  гаремом    самок,  самцы  уничтожали  друг  друга.  В  этой  борьбе,  в  первую  очередь  погибали  физически  наиболее  слабые  особи,  а  позже,  с  развитием  орудий  охоты,  победителями  выходили  не  физически  сильные,  а  наиболее  умелые  и  техничные  т.е.  интеллектуально  более  развитые. 

Жизненная  ситуация  требовала  социализации   общности,  требовала  управляемых  коллективных  действий,  большей  организованности  и  сплочённости,  особенно  в  экстремальных  условиях ,  во  время  охоты  на  крупных  животных  и  отражение  набегов  чужаков,  а  также  в  противоборстве  с  природной  стихией. 

Социализация  это  процесс  превращения  стада  из  социально – биологического  образования  в  социальный  организм,  который  происходит  одновременно  с  изменением  самого  человека,  как  биологического  вида,  с  формированием  у  него  коллективистского  сознания,  с  формированием  нравственного  чувства  коллективного  долга,  совести  и  справедливости.      

 Социальная  общность  окончательно  сложилась  только  в  позднем  палеолите,  т.е.  около  40  тысяч  лет  назад.  К  этому  времени  заканчивается  внутривидовая  борьба,  а  вместе  с  ней  заканчивается  и  биологическая  эволюция  человека  как  вида  Homo  sapiens,  но  начинается  его  социальная  и  интеллектуальная  эволюция.  При  этом  неандерталец  окончательно  принимает  форму  современного  человека,  а  его  социальная  общность  принимает  форму  родовой  общины.

 Родовая  община,  по  аналогии  с  эукариотической  клеткой,  имеет  трёхуровневую  организационную  структуру  в  отличие  от  примитивной  двухуровневой  структуры  стада  и  является  элементарной  ячейкой  в  структурной  иерархии  всех  развитых  социальных  объединений.  Все  высокоорганизованные  поведенческие  системы,  с  точки  зрения  общих  принципов  самоорганизации,  имеют  одинаковую  структуру  управления  поведением.

 Структура  управления  состоит  из: 1).  креативно - когнитивного  ядра  (центра); 2). специализированных  органов  рефлекторного  управления  и  3). исполнительных  органов. 

Креативно - когнитивное  ядро  является  генератором и субъектом  поведения,  оно  делает  оценку  складывающейся  на  каждый  момент  ситуации,  прогнозирует  и  программирует  стратегическое  и  тактическое  поведение,  а  также  контролирует  и  корректирует  поведенческие  программы  по  ходу  их  реализации  с  учётом  появления  непредвиденных  ранее  обстоятельств.


Специализированные  органы  рефлекторного  управления  реализуют  поведенческие  программы центра,  управляя  исполнительными  органами.  Исполнительные  органы – это  динамическая  система  способная  реализовать  предписанную  ей  сложную  поведенческую  программу.  Сложное  поведение  субъекта  это  совокупность  большого  числа  элементарных    поведенческих  актов,  складывающихся  в  единую  поведенческую  программу,  представляя  собой  совокупность   изменений  состояний  и  положений  всех  исполнительных  органов  субъекта  поведения.

 В  социальных  объединениях  между  уровнями  управленческих  структур  и  управляемыми  устанавливаются  сложные  взаимоотношения,  варьирующиеся  в  широком  диапазоне  от  симбиотических,  благоприятствующих  развитию,  до  паразитарных,  социально  разрушительных.  Жизнеспособные  социальные  объединения  возможны  только  при  симбиотических  взаимосвязях  между  всеми  социальными  слоями  и  группами,  между  управляющими  и  управляемыми.  Только  при  симбиотических  связях  возможна  динамическая, гомеостатическая равновесность  социума  при  всех  изменениях  во  внешней  среде,  возможно  поддержание  безопасности,  самосохранения  и  самовоспроизводства. 

Социальные  объединения,  в  которых  господствуют  паразитарные  отношения,  быстро  деградируют  и  самоликвидируются.  Социумы,    соединяющие  все  возможные  вариации отношений  от  симбиотических  до  паразитарных,  являются  метастабильными  и,  в  зависимости  от  тенденции,  могут  перейти  в  разряд  развивающихся  или  деградирующих.  В  процессе  эволюции  социумов  и  социальных  объединений  в  них  происходят  естественные  процессы  внутренней  стратификации  и  дифференциации  на  основе  функциональной  специализации.  что  приводит  к  изменениям  социальных  взаимоотношений  и  связей.


Надо полагать, что эволюционная тенденция социумов в конечном счёте приведёт их к симбиотическому объединению в единую общепланетарную НООЦИВИЛИЗАЦИЮ, представляющую собой оптимально функционирующий СУПЕРОРГАНИЗМ,  аналогичный самому совершенному биологическому организму  Homo  sapiens. 


Рецензии