Во что превращают классику. Продолжение 5

                (ПИСЬМО в "ЛИТЕРАТУРНУЮ ГАЗЕТУ")

       


        Речь шла сейчас о драме, в которой (в силу ее НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТИ для театра) купюры НУЖНЫ. А как поступают с произведениями вполне ТЕАТРАЛЬНЫМИ?
        Имеет ли право читатель, желающий УВИДЕТЬ интересующих его героев пьесы,задать вопрос: для чего в спектакле Театра на Малой Бронной "Отелло" последняя сцена -- с изобличением подлости, коварства, жестокости в лице завистника Яго -- окончательно проясняющая характеры действующих лиц... опущена; осталась только одна фраза ("Ты перед сном молилась, Дездемона?"), вызывающая ПРИМИТИВНЫЙ СМЕХ в зале. Почему режиссер НЕ ПРЕДВИДЕЛ последнего и не поступил... хотя бы НАОБОРОТ? -- "Позиция художника"? Но даже мне, взрослому читателю, БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ позиция другого -- не менее прославленного художника -- ШЕКСПИРА...
        И опять -- глубоко личное событие: я читала Шекспира в 15 лет и полагаю, что вполне СВОЕВРЕМЕННО; но это -- СЛУЧАЙНОСТЬ СУДЬБЫ (домашнее воспитание, склонность родителей к чтению, их знакомство с просвещенными людьми)... Как все-таки действуют его трагедии на впечатлительную юность! А из старшеклассников нашего времени читают великого драматурга, к сожалению, немногие...
        В школе произведения Шекспира УПОМИНАЮТСЯ: один урок посвящен "Гамлету"*. Но есть же, в самом деле, такие учителя, которые могут и за ТРЕТЬ УРОКА вызвать желание ПРОЧЕСТЬ КНИГУ! Жаль, что их немного -- тех, кто ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТ школу и школьников, заставляет ДУМАТЬ, А НЕ ПОВТОРЯТЬ. Решительно, метод преподавания словесности нуждается в капитальном улучшении.


                (продолжение следует)


        *Приятно вспомнить, что в 9-м классе я получила 5 баллов за устный анализ этого произведения.


 


Рецензии