Василий Ливанов

Грани и кадры

Я же не сразу знал, что он – Карлссон, или нет, что Карлссон – он. Комплекция не совпадала. И не сразу поверил, что Карлссон – это врач в «Коллегах», император Николай Первый в «Звезде пленительного счастья», сценарист и постановщик мульт-шедевров «Фаэтон» и «Бременские музыканты», автор талантливой прозы (сказки, повести) и, наконец, его детективное величество Шерлок Холмс.
 
Не скрою, первое появление Ливанова в образе гения с Бейкер-Стрит вызвало скепсис. Холмс у сэра А.К. Дойла не такой – и выше, и крепче, и голос не застужен. Чемпион по боксу, гнутую кочергу в легкую разгибает.

Очень скоро опосля со смехом взирал на уже английских Холмсов. Как не крути, – плотва перед Царь-рыбой. Все - самозванцы. Другого Шерлока Холмса уже не придумать и не узаконить.
 
Теперь видишь: и боксер, и в джиу-джитсу либо баритцу «копенгаген», и кочергу выпрямляет. А мнение английской королевы меня, провинциала-самарца, мало волнует и нисколько не трогает. Как и ее орден для Василия Борисовича. Не августейшим особам с прочими политиками судить-рядить об угаданной степени проникновения в классический характер. Их функция - лишь милостиво итожить и легитимировать уже четко определившийся рейтинг народных симпатий и предпочтений.
 
Но то был «Шерлок Холмс. Век ХХ». А на дворе век XXI. И что? Какие роли у мэтра? Нет ничего мало-мальски приличествующего величине.
 
Впрочем, полноте, Василию Борисовичу хватит и того, что сделал. Один голос Карлссона – недостижимо голубая мечта для сотен «Коллег», в том числе сериально подкованных. А если в твоем активе «до кучи» и мистер Холмс… Хм-хм… А тоже ведь Сериал, извините за бестактность.

Но давайте, товарищи, проявлять гуманизм ко всем, всем, всем…

Родился 19 июля 1935. Сын народного артиста СССР Бориса Ливанова. Народный артист России (1988). Лауреат Государственной премии ГДР (1969), кавалер почетной медали «За актерскую доблесть» (2002), лауреат международных кинофестивалей, Кавалер Ордена Британской империи / Officer of the Order of British Empire (2006, Великобритания) - за театральное и исполнительское искусство.

Из биографии ("Кино-Театр.Ру")

Василий Ливанов учился в мужской школе № 170, затем, с 1950 года по 1954 год — в Московской средней художественной школе.
По окончании художественной школы поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Помимо освоения тонкостей актерского искусства, пробовал силы в режиссуре — поставил на студийной сцене «Трех толстяков» Юрия Олеши (дипломная работа) и сам оформил спектакль. Музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков — одноклассник и сосед по школьной парте, а в будущем — замечательный композитор, соавтор В.Б. Ливанова по многим работам в кино, театре и мультипликации.

После окончания Щукинского училища, в 1958 году, принят в труппу Театра имени Вахтангова. Не сыграв ни одной роли на сцене, через год распрощался с театром.

В 1959 году дебютировал в кино в фильме кинорежиссёра Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Для достоверности режиссёр предложил озвучить зимние сцены «Неотправленного письма» прямо на улице в 40-градусный мороз. Но сильные порывы ветра производили ужасный шум, актёры пытались его перекричать, и в итоге на пленке получился брак. А Ливанов сорвал голос, который спустя несколько дней восстановился. Так появился уникальный тембр голоса Василия Ливанова.

Затем последовал ряд ярких ролей — Пётр в «Слепом музыканте» (реж. Татьяна Лукашевич), народоволец Крыльцов в «Воскресении» (реж. Михаил Швейцер), врач Саша Зеленин в «Коллегах» режиссёра Алексея Сахарова. Василий Ливанов получил по-настоящему широкую известность. На кинофестивале в Мар-дель-Плато он был назван «самым популярным актёром года».

В середине 1960-х годов Ливанов отказывается от предложений сыграть роль очередного «очкарика» и поступает на Высшие курсы кинорежиссуры. Через 2 года, в 1966 году с отличием защитил диплом — мультипликационным фильмом по своему же сценарию «Самый-самый-самый».

Затем были новые идеи, оригинальные сценарии, режиссерские работы, как правило, не укладывающиеся в рамки устоявшихся канонов. Сценарий фильма «Жу-жу-жу» (1967) — забавная и немного грустная сказка о пчеле-одиночке. В мультфильме «Синяя птица» (1970) автор сценария и режиссер Василий Ливанов перенёс героев тревожной сказки Меттерлинка в реалии ХХ века со всеми новейшими достижениями злых сил. Научно-фантастический фильм «Фаэтон — сын солнца» (1972), имевший большой успех, соединил в себе сказку, античный миф и результаты современных научных изысканий.
Жанр мультипликации стал для Ливанова проекцией не только его талантов, но и самой души, жизненной философии, личного миропонимания. После выхода на экран фильма «Фаэтон — сын солнца» Александр Митта отозвался о его авторе такими словами: «Он проложил тропинку в неосвоенный мир искусства будущего».

Василий Ливанов учился в мужской школе № 170, затем, с 1950 года по 1954 год — в Московской средней художественной школе.
По окончании художественной школы поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Помимо освоения тонкостей актерского искусства, пробовал силы в режиссуре — поставил на студийной сцене «Трех толстяков» Юрия Олеши (дипломная работа) и сам оформил спектакль. Музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков — одноклассник и сосед по школьной парте, а в будущем — замечательный композитор, соавтор В.Б. Ливанова по многим работам в кино, театре и мультипликации.

После окончания Щукинского училища, в 1958 году, принят в труппу Театра имени Вахтангова. Не сыграв ни одной роли на сцене, через год распрощался с театром.

В 1959 году дебютировал в кино в фильме кинорежиссёра Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Для достоверности режиссёр предложил озвучить зимние сцены «Неотправленного письма» прямо на улице в 40-градусный мороз. Но сильные порывы ветра производили ужасный шум, актёры пытались его перекричать, и в итоге на пленке получился брак. А Ливанов сорвал голос, который спустя несколько дней восстановился. Так появился уникальный тембр голоса Василия Ливанова.

Затем последовал ряд ярких ролей — Пётр в «Слепом музыканте» (реж. Татьяна Лукашевич), народоволец Крыльцов в «Воскресении» (реж. Михаил Швейцер), врач Саша Зеленин в «Коллегах» режиссёра Алексея Сахарова. Василий Ливанов получил по-настоящему широкую известность. На кинофестивале в Мар-дель-Плато он был назван «самым популярным актёром года».

В середине 1960-х годов Ливанов отказывается от предложений сыграть роль очередного «очкарика» и поступает на Высшие курсы кинорежиссуры. Через 2 года, в 1966 году с отличием защитил диплом — мультипликационным фильмом по своему же сценарию «Самый-самый-самый».

Затем были новые идеи, оригинальные сценарии, режиссерские работы, как правило, не укладывающиеся в рамки устоявшихся канонов. Сценарий фильма «Жу-жу-жу» (1967) — забавная и немного грустная сказка о пчеле-одиночке. В мультфильме «Синяя птица» (1970) автор сценария и режиссер Василий Ливанов перенёс героев тревожной сказки Меттерлинка в реалии ХХ века со всеми новейшими достижениями злых сил. Научно-фантастический фильм «Фаэтон — сын солнца» (1972), имевший большой успех, соединил в себе сказку, античный миф и результаты современных научных изысканий.
Жанр мультипликации стал для Ливанова проекцией не только его талантов, но и самой души, жизненной философии, личного миропонимания. После выхода на экран фильма «Фаэтон — сын солнца» Александр Митта отозвался о его авторе такими словами: «Он проложил тропинку в неосвоенный мир искусства будущего».

Среди известных рлей: Крыльцов ("Воскресение" 1960), Вернер ("Суд сумасшедших" 1961), Дзержинский ("Синяя тетрадь" 1963), Гейман ("Мне было 19" 1964), Веерт ("Год как жизнь" 1965), Александр первый ("Ватерлоо" 1969), Бенедиктус ("Ярославна, королева Франции" 1978), Гэлбрайт ("Лунная радуга" 1983), профессор Енотов ("Необыкновенные приключения Карика и Вали" 1987), Дон Кихот ("Дон Кихот возвращается" 1997), психиатр Стравинский ("Мастер и Маргарита" 2005) и др.


Рецензии
Действительно, великолепный актер. Конечно, это его Шерлок Холмс. Было бы время обязательно пересмотрел все серии и не один раз. Но и Карлосончиков мне хватает с детишками :)

С уважением.

Сергей Вшивцев   25.07.2012 16:08     Заявить о нарушении
Всецело солидарен.

С признательностью и уважением.

Владимир Плотников-Самарский   25.07.2012 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.