Найденко
Найденко в Новониколаевке был мужик особый, полезный немыслимо. Человек, не человек, экскаватор, не экскаватор, но все ломовые работы – его. Он жил на краю деревни. Изба как у всех, крыта пластами. Стены мазаные, белёные. Кухня с русской печью да горница.
Найденко числился в колхозе, но его нанимали все. Он был нужен всем, всей деревне. Он настолько ценный работник, что все, и маслозавод, и сельпо, и школа просто не могли бы существовать без него. Он неимоверной физической силы и выносливости, словом, общественное достояние. Работал без перекуров, совершенно непьющий человек. Работу выполнял размеренно, основательно, сосредоточенно, без халтуры.
Я когда впервые прочитал былины, то именно Микула Селянинович был у меня в образе Найденко.
Я видел, как он ест. Это – поэма. У него два блюда: борщ и молоко. Вместо миски – тазик. Он наливал из чугунка борщ, томлённый в печи, ломал хлеб руками и отправлял в борщ.
Он сам большой и ложка у него большая, деревянная, им вырезанная. После борща он точно так же готовил молоко с хлебом.
Но я видел и как он работает. Это – симфония. При мне он за световой день выкопал котлован под овощехранилище на территории сельпо.
Зимой он возил лёд для маслозавода, крыл соломой. И летом в двух громадных ледниках маслозавод хранил свою продукцию – сливочное масло. Найденко заготавливал камыш в качестве топлива для школы, сельпо, молоканки и маслозавода. От него всем было тепло. Он возил по бригадам с дальних покосов сено. А долгими зимними вечерами вязал сети.
Сейчас народ обмельчал и душой и телом.
Нет больше таких Найденко в деревне. Постарались, извели. А на них земля держалась и
...жизнь.
****
Свидетельство о публикации №211071800722