Во что превращают классику. Продолжение 7
...Так преподносятся классические произведения со сцены -- и рассчитано это НЕ ТОЛЬКО на учеников школы, но и на вполне ВЗРОСЛЫХ людей. ("Кто взял на себя смелость сокращать классиков?!" -- справедливо вопрошают в пространство авторы "ЛГ"...).
Чего же ждать после этого от учеников, как научить их ПОНИМАТЬ художественное слово?!
Пусть простят меня некоторые режиссеры, что вслед вышеприведенным примерам вспоминается сцена объяснения урока в "Недоросле" -- именно та, где учитель толкует передразнивающему его главному герою -- бездельнику Митрофану: "Червь -- сиречь животина, скот. Сиречь: "Аз есьмь скот"...". Попробуйте не понять такого объяснения!
Приходится признать СПРАВЕДЛИВОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ рассуждений Радищева о "необходимости" цензуры с печальным выводом: "Недоросль всегда будет Митрофанушка"...
Но в пьесе его СОВРЕМЕННИКА -- Фонвизина -- учитель предстает жалким существом, к тому же малограмотным... А наши ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЕ "мэтры" режиссеркого искусства? -- Неужели они видят в нас -- ЧИТАТЕЛЯХ, ЗРИТЕЛЯХ -- таких же "недорослей"?!
Неудивительно, что в таком окружении и в ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ романах Дюма-отца (НАПРАСНО считающихся "легкомысленными"!) будет воспринята только ФАБУЛА и незамеченными останутся блистательные, остроумные, полные житейско-психологического смысла ДИАЛОГИ между героями (что ощутимо и в ПЕРЕВОДНОМ тексте!)...
Неудивительно также, что известное произведение "Ромео и Джульетта" И ПОСЛЕ ШКОЛЫ будут понимать НА УРОВНЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА (как бы ни был прекрасен фильм, он НЕ ЗАМЕНИТ книги!)
А о Достоевском (который, кстати, любил и Дюма, и Шиллера) останется впечатление, что он "скучен"...
Пусть же обучение школьников перестроится так, чтобы, вступая на самостоятельную дорогу, юные граждане прочно усвоили русскую словесность как НЕОТЪЕМЛЕМУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ настоящей жизни и увлеченность процессом ГЛУБОКОГО, ВНИМАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Наталья Шилова,
инженер (металлург).
1986 -- 2011-й годы*.
P. S. Не представляю, как отреагируют на мои торопливо высказанные результаты многолетних наблюдений и размышлений, но прибавлю к своему письму желание ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ -- очень надеюсь встретить союзников среди ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТОРОВ.
*В 2011 году в процессе перепечатки материала отдельные абзацы были РАСШИРЕНЫ, а также подверглись некоторой СЛОВЕСНОЙ КОРРЕКТИРОВКЕ.
Свидетельство о публикации №211071900118