Ящерка Анютка

    Когда мы пришли на свой будущий огород, то замерли с краю, боясь и шагу ступить оттого, что вся земля была в небольших норках, между которыми бойко сновали зелёные и серые полевые ящерицы. Вот так незадача! Как же нам быть? Ведь надо землю копать, а их полным-полно, и наступить можно, и лопатой поранить. Стояли мы в раздумье и тут услыхали грубый голос:
    — Чего вы с ними церемонитесь! Нашли кого жалеть. Да их здесь было видимо-невидимо. Я их всех извёл. А те, которые уцелели, на ваш участок сбежали. Так и вы действуйте.
    Но мы решили действовать иначе. Сначала топали ногами поблизости от норки, а лопату вонзали в землю очень осторожно, давая время ящеркам покинуть гнездо. Они так и делали — убегали. Среди них мы увидели много пораненных — без хвостиков, без одной лапки. Это их сосед покалечил. Но мы ни одной не повредили.
    Ящерки постепенно перебрались за забор, на целину и стали жить, никому не мешая. А вот на огород они наведывались, нас не опасаясь. Сновали там и сям, и вреда от них мы никакого не видели, а вот пользу большую заметили, так как они поедали вредных насекомых, их личинок, ядовитых пауков и таким образом делали нашу жизнь спокойной, безопасной. Замечал я их на фруктовых деревьях, где они охотились на гусениц, тлю и яблоневых бабочек.
    Внучка с ними разговаривала, как с людьми. Особенно подружилась с одной зелёненькой, которая полюбила её ладони и даже забегала к ней на спину. Она назвала её Анюткой. Имя нам так понравилось, что все остальные ящерки для нас тоже стали Анютками.
    Внучка сразу же занялась наблюдениями за ними. Весь их распорядок изучила от рассвета до позднего вечера. Иногда и ночью выходила — слушала их шорохи, часто фонариком светила. И вот что я прочитал в её тетрадке:
    — В основном за нашим огородом живут взрослые ящерицы длиной до 15—17 сантиметров. Толстенькие, проворные. Тельце сжатое с боков. На лапках пять тонюсеньких пальчиков. Веки подвижные. Иногда мигают одним глазом, и тогда мне кажется, что они мне подмигивают, изучай, мол, изучай. Кожица у них покрыта роговыми чешуйками или щитками. Они предохраняют ящериц от высыхания и повреждений, когда они с разбега ныряют под камни, если опасность рядом. Например, ворона или хомяк. А уж как они по стенкам бегают, не рассказать. Острые коготки им очень помогают, потому что за любую трещинку или царапинку зацепятся.
    Они любят греться на солнышке опять-таки на стенах. В этот момент я их не тревожу, сторонкой обхожу, пускай нежатся на солнышке после холодной ночи. А в жару они весёлые. Бегают друг за дружкой, будто в пятнашки играют. Они добрые, и обижать их нельзя. Мошек и мушек они ловят тоненьким липким язычком на лету, а ночью находят их в траве.
    Зиму они проводят в спячке, как и ёжики. Спят себе в норках. Но только солнышко пригреет, сразу оживают. Они, наверное, разговаривают между собой, но никаких звуков я от них не слышала.
    Вот сколько интересного и нового я узнал из той тетрадки.
    В конце июля я стал всё чаще замечать внучку возле песочной кучи. Как-то хотел набрать ведро песка, но она заругалась на меня:
    — Как ты не понимаешь. Там же малыши!
    — О, Господи! Какие? Чьи? — испугался я.
    — Ящеркины детки. Вот, смотри.
    Внучка пальчиком разворошила небольшой бугорок песка, и я увидел с десяток кругленьких яиц размером с вишенку, только не красненьких, а беленьких.
    И тут случилось то, отчего я замер на месте. Из яиц, будто кем-то разрезанных изнутри пополам, одна за другой появились несколько крошечных ящериц, которые тут же резво побежали прятаться в траву, под камни, в норки. Они сами себя спасали от врагов, так как ни мама, ни папа о них после рождения не заботятся. Размером они были не больше спички, и такие же тоненькие. Воробьи кинулись за ними, но Внучка отогнала их.
    Да, удивительное было рядом. Стоял я и думал, какое же это счастье знать и любить жизнь животных, в том числе и таких безобидных, как ящерицы.


Рецензии