Вино и яйца для торжества духа

        Известно, что иконы в Богородицке писали и раньше, причем писали неплохо. В житии святой праведной блаженной Матроны Московской, прославившейся даром исцеления, а также предсказаниями во время Великой Отечественной войны, к которым, по легенде, прислушивался сам Сталин, есть интересный факт.

        Около 1915 года Матрона попросила написать для ее родного храма в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии икону Божией Матери. У художника из Епифани, которому поначалу заказали икону, долго ничего не получалось. Матрона указала ему на грехи, не дававшие ему писать, художник покаялся и написал икону бесплатно.

        На оставшиеся невостребованными деньги по благословению Матроны мастерам из Богородицка была заказана еще одна икона, которую несли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших», прославившийся многими чудотворениями, сейчас находится в Успенском соборе Новомосковска.

       Современный класс иконописи появился в Художественной школе Богородицка стараниями ее выпускника Сергея Егоровича Щербатых в 1990 году. До сих пор это единственное место в Тульской области, где учат древнему искусству иконы. Сергей Егорович несколько лет изучал каноны древнерусской живописи в иконописных мастерских Псковско-Печерского монастыря, Твери и Москвы.

        На Руси к иконописцам предъявлялись жесткие требования. Помимо смиренного образа жизни, постоянных молитв и соблюдения всех постов запрещалось употреблять вино и даже вступать в брак. Сегодня в СМИ нередко мелькают сюжеты о заключенных, пишущих иконы в тюрьмах. Раньше преступники не могли стать иконописцами даже после отбывания наказания и полного раскаяния.

        Иконописец отлучался от работы даже за совершение неблаговидного поступка, ибо, как сказано в решении знаменитого собора Русской православной Церкви 1551 года, «проклят творящий дело Божие с небрежением». Не удивительно, что при таких требованиях иконописью занимались преимущественно монахи. Наших учеников в такой строгости не держат. Тем не менее определенный настрой и правила поведения в классе существуют.

        Искусство иконописи, возникшее в античности, существует уже почти два тысячелетия. На Руси первые иконы появились в Х веке после принятия христианства. С тех пор техника работы над иконой почти не изменилась.

        Как известно, иконы пишут на дереве, а дерево под воздействием времени может растрескаться или деформироваться, поэтому творческий процесс начинается с подготовки доски. Мы, как и положено, используем липу. В доске делается небольшое углубление - ковчег, сверху наклеивают специальную ткань, после чего еще горячим наносят несколько слоев сваренного из клея и мела специального грунта (левкас).

        Высохший левкас шлифуют до идеально ровного состояния, после чего наконец-то переходят к самому изображению, контуры которого схематично наносят черной краской.

        Иконы пишут специальной краской темперой, приготавливаемой из сухого порошка (пигмента), смешанного с яичной эмульсией. Для эмульсии, кстати, берут только желток яйца. Туда же добавляют хорошее сухое вино в объеме скорлупы от разбитого яйца.

        Чтобы превратить эмульсию в краску, в нее добавляют порошкообразный пигмент, получаемый при растирании различных веществ и минералов. К примеру, зеленую краску готовят из малахита, желтую - из охры, а голубую – из лазурита. Краски на яичной эмульсии прочнее и долговечнее масляных.

        Кстати, по одной из легенд название богородичной травки, давшей имя нашему городу, произошло оттого, что ее розово-лиловые цветочки входили в состав краски, которой на иконах писали одежды Богородицы.

        Вы замечали, что иконы как бы светятся изнутри? Этот эффект достигает многослойным нанесением рисунка, при этом каждый последующий слой краски наносится после полного высыхания предыдущего. Так что работа над иконой по всем правилам растягивается на месяцы. Именно благодаря такой технике достаточно условное плоское изображение иконы кажется живым.

        Икона не столько воспроизводит реальный мир, сколько погружает нас в духовную сущность вещей. Мастер пишет не лицо, а лик - духовную сторону человеческой сущности, не глаз, но идею глаза. Именно поэтому глаза, символ богатства души, на иконах часто превосходят по размеру рот и нос.

        После полного высыхания икону покрывают защитным слоем олифы. В нашей школе, правда, чаще используют янтарный лак. Это одно из немногих отхождении от канона, вызванное тем, что каноническая олифа готовится на основе природных компонентов и спустя 50-80 лет темнеет. Раньше угасшие иконы записывали сверху новыми изображениями, редко повторяющими уровень оригинала. Снимать потемневшую олифу начали лишь в 1904 году, а до этого считали, что до Петра I живописи на Руси попросту не было.

        Сегодня иконы, написанные Щербатых С.Е. и его учениками, украшают храмы Московской, Ленинградской, Тульской, Ярославской, Воронежской и других областей России и Украины, среди которых Высоцкий монастырь Серпухова, Успенский Кафедральный собор г.Тулы (напротив Белого дома), Николо-Сольбинский монастырь Ярославля.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.