Пирожки

       Пирожки в школьном буфете  были всегда нарасхват...
      
       Вечно голодная «малышня» стремилась захватить место у прилавка, пищала и вопила, протягивая зажатые в кулачках медяки через головы впереди стоящих счастливчиков. Как умудрялась буфетчица тетя Маша разбираться с этим «лесом» рук, забрать из кулачка мелочь, положить взамен пирожок или два, налить  в стакан компот и всунуть его опять в ту же самую руку – уму непостижимо! Тетя Маша всё делала быстро и молча; никто и никогда не слышал от нее  окрика. И, о, чудо, никто не уходил с пустыми руками! За те короткие минуты перемены, не смотря на натиск старшеклассников, малыши успевали купить вожделенные пирожки: с ливером, с картофелем, с повидлом, кому что нравилось…  Стоили эти пирожки сущие копейки по теперешним понятиям: с ливером пять копеек, с картофелем - четыре, а сладкие – три копеечки… Шел 1966 год, тогда все были не богаты, и мы, первоклашки, берегли наши денежки на пирожки…

       Мы успевали их купить, но… не успевали съесть за короткую перемену между уроками. И неодолимое чувство голода заставляло идти на вопиющее нарушение дисциплины: начинался урок, и по классу  то тут, то там, раздавался предательский шорох промасленных бумажек. Почему-то падали карандаши и ручки, нужно было нагнуться, поднять, и , заодно,  откусить кусочек  горячего еще пирожка…  Но, учительское око всевидяще… И виновные строго и бескомпромиссно наказывались. По – разному. Но крепкое учительское слово пригвождало, хотелось провалиться сквозь землю, только бы не слышать унизительных слов, и не видеть  осуждающих, таких справедливых глаз Учительницы…  Будь прокляты эти соблазнительные комочки из хрустящего теста с начинкой! Только бы не вызвать гнев  нашей Валерии Викторовны!..*

       Да, наша Первая Учительница была для нас всем. Каждое слово – истина, каждый жест – руководство к действию. Её поведение – пример для подражания, и даже её наказание – справедливая кара Высшего Существа… Мы боготворили её. Знала ли она об этом?  Знала, конечно… Но было ли это важно для нее так же, как для нас?...

       Урок чистописания. Да, был такой предмет в те далёкие времена. В классе тишина такая, что в ушах звенело. И только уличный шум слегка разбавлял её тягучесть. Очень ответственная работа: нужно было написать в тетради текст перьевой ручкой, соблюдая правильные нажимы, наклон букв, расстояния между словами… Головы опущены, от усердия кое у кого высунут кончик языка, слышен скрип перьев по снежной белизне тетрадных листочков…  И в этой звенящей тишине я вдруг услышала знакомый шелест промасленной бумажки…

        Подняв голову от тетради, я с трудом поверила своим глазам. Повернувшись в профиль к классу, стоя у окна и глядя сквозь стекло отрешённым взглядом, наша Валерия Викторовна… ела пирожки. Сосредоточенно и неторопливо прожевав кусок, она промокала губы платочком, затем откусывала ещё… Полное лицо было умиротворенным и равнодушным… Так и запомнилась эта картинка:  капля жира на подбородке, белый платочек в левой руке и, ждущие своей очереди пирожки в бумажке…

         Крушение Божества…               
               
                19 июля 2011 г.
      
              ******************************************************    

* Использовано вымышленное имя.


Рецензии
О, я тоже вспомнила эти благословенные времена, когда мы были детьми. Хорошие были времена. Жили небогато, но была уверенность в завтрашнем дне, а это ГЛАВНОЕ. И люди были другие: открытые, веселые, доброжелательные, готовые прийти на помощь. Это поколение уходит, а взамен ему приходит поколение, сломанное диктатом потребления.
И пирожки помню, таких вкусных я не ела больше никогда.
Да, учителя для нас были небожителями, и казалось, что они и не едят вообще, а тут капля жира на подбородке...
Спасибо.
С уважением,

Лариса Малмыгина   17.09.2012 12:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса! Согласна с Вами, уверенность в завтрашнем дне - это главное, чего не хватает нам теперь. Рождённым в теперешней эпохе - дай Бог им сил и умения, и ума найти себя.
Учителя, педагоги... Я ушла из педагогики, даже не выработав положенный льготный стаж, когда началась неразбериха 90-х... Смотрю сейчас - педагоги вынуждены приспосабливаться к новым веяниям, требованиям,к гонке за показатели,к подтверждению своей квалификации, мне жаль их... Когда им заниматься учебно-воспитательным процессом?
Что-то меня "прорвало", простите!))
Спасибо ещё раз!
Для разрядки: "Хороших людей больше, чем плохих. Просто плохие расставлены так, что натыкаешься на них на каждом шагу"
Удачи Вам! Уважение - взаимно!

Ольга Поминова   17.09.2012 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.