Путешествующие верблюды

;Пассажиры - для денег. Автостопщик - для души...

Раннее утро. На дороге стоит девушка. Опрятно одетая. И принятым жестом указывает свое желание - хочет, чтобы ее подвезли. Летнее солнце еще не успело прогреть землю, отчего в воздухе ощущается приятная прохлада. Девушка поеживается от холода… Я еду на машине с отцом. Предлагаю ему остановиться и подвести девушку. Он соглашается, тормозит и привычным жестом открывает окно. Слышится стрекот только что проснувшихся насекомых и запах скошенной травы. Девушка подходит к окну и начинает спрашивать, есть ли у нас возможность «подбросить» ее до Рязани. Мы понимаем, что ехать осталось недалеко и что мы можем помочь замерзшей девушке. Она с радостью благодарит нас и садится на заднее сидение автомобиля. Большой рюкзак, о содержимом которого можно только догадываться, размещается рядом. Ее куртка застревает в захлопнувшейся двери, и я помогаю вытащить ей серый кусочек. От девушки не сильно и оттого, пожалуй, приятно пахнет сладкими духами. С застенчивым видом начинаю рассматривать нашу спутницу. У нее красивые каштановые волосы, собранные в пучок на голове, сама она приятной наружности, лицо открытое…я также отметила, что девушка не красится. Это еще сильнее подчеркивает ее глаза - они-то мне и запомнились сильнее всего. Полупризрачное свечение глаз цвета Голубой лагуны в сочетании с зелеными водорослями.. именно такое определение я дала в первые минуты нашего знакомства.
«Анна», - представилась она.
Так мы и познакомились. А потом я начала ее расспрашивать, что она делает в такой глуши, на дороге, ранним утром. Видя наше расположение к ней, она, видимо, поняла, что может нам открыться. А может, она и не хотела ничего скрывать. Так я с ней и разговорилась.
- Я люблю ездить стопом. Люблю путешествовать… Понимаете, денег на дорогу никогда не хватает, они есть только для того, чтобы поесть или иногда где-то переночевать. Но даже и это не всегда удается сделать по-человечески. Надеюсь, вы понимаете о чем я?
- Нет, если честно, не очень понимаю...
- Иногда приходится ночевать в какой-нибудь забегаловке, перебиваться едой от туда же…и это бывает в лучшем случае…
- а что же в худшем?
- Спать на улице… порой приходится вот так вот… как я сейчас… под деревом спала всю ночь…
Анна задумалась… видимо, вспоминая что-то. А я начала представлять себе, какого это девушке спать на улице…а если это не жарким летом, когда ночи не такие холодные?..
- Правда.. Иногда есть возможность подзаработать. Да, такое тоже бывает!..
Анна улыбается, наблюдая за моим лицом, полным непонимания.
- Я расскажу одну историю, если интересно. Хочешь?
- Да.
Я вся превратилась во внимание.
- Как-то раз… года два назад это, кажется, было… я зашла в Нижнем Новгороде в кафе… была полностью уверена, что деньги при мне имеются… но когда дело дошло до счета, я поняла, что кошелька при мне нет… не знаю… не могу сейчас вспомнить, когда… где... Где я могла потерять его?.. В общем, платить было нечем… Я рассказала ситуацию официанту… думала, он сейчас вызовет милицию, и меня отправят в участок… но молодой человек посмотрел на меня по-доброму… затем сходил за менеджером, и они оба предложили мне поработать у них… они назвали это «отработкой»… Мне ничего не оставалось, как согласиться… А потом дня три у них проработала… То мыла посуду, то помогала официантам… Так я смогла не только отработать свой ужин, но и подзаработать немного на дорогу… Наверное… наверное, мне просто повезло…
Она вновь заулыбалась. Взгляд ее стал немного рассеянным. Она явно все еще прибывала в воспоминаниях. Мы остановились на светофоре. Горел красный.
- А как одеваются автостопщики?
- Да как-как? Вот как я, наверное…
Я посмотрела на ее темный пуловер, из под которого торчала то ли майка, то ли еще что-то, напоминающее ее. Джинсы, со временем успевшие протереться в некоторых местах. Шапка в кармане, чтобы ночью не замерзнуть. На ногах кроссовки. И кто скажет, что это типичный автостопщик?
- Что подтолкнуло тебя на путешествие таким образом? Когда это произошло?
Кажется, мне хотелось узнать все и сразу.
- Первый раз я ездила стопом, когда мне было 14 лет! Ездили мы тогда втроем, в Самару. Спутники мои были старше меня… ненамного, но старше…
Анна вновь задумалась.
- Что можно сказать?.. весело было! Когда в марте месяце в три часа ночи идешь по трассе!
Так мы ехали и общались, ничего больше примечательного из ее речи я не выявила. Узнала лишь, что стопом она ездит раза два в год, один из которых - обязательно летом.
Так я и познакомилась с автостопщиком. А после заинтересовалась таким видом путешествия. Со многими потом еще автостопщиками познакомилась. Каждый из них свою историю рассказывал. Любимую.

Автостоп - способ путешествия!

Автостоп - бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя. Термин - французского происхождения, в англофонных странах говорят hitching или hitch-hiking. Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Стоит отметить, что безбилетный проезд в маршрутном транспорте не считается автостопом, если на это не получено согласие водителя, машиниста или кондуктора.

Нужно понимать, что автостопщик - это не бомж, не антисоциальная личность. Задача автостопщика - не проехаться на халяву. В первую очередь, это человек с позитивным мышлением, открытый миру. Автостопщик путешествует. Но автостопщик же всеми силами старается сделать мир гармоничнее. Он делится с окружающими тем, что имеет. Он занимается полезным трудом - например, останавливаясь в монастыре, он выполняет там некоторое служение. Существует своего рода моральный кодекс автостопщика, которому следуют все серьезные странники. К тому же, многие воспринимают такой метод путешествия как своего рода спорт - вот уже более десяти лет в России проводятся соревнования по автостопу, когда соревнующиеся люди пытаются добраться из пункта А в пункт Б быстрее других, посетив при этом заранее оговоренные промежуточные пункты. Существует даже клуб любителей автостопа, "Академия вольных путешествий", которая организует экспедиции в различные уголки планеты. Среди таких экспедиций - путешествия в Индию через Грузию, Иран и Пакистан, в Африку до Намибии, по Ближнему Востоку, по Восточной Азии вплоть до Индонезии и многие другие.

Недавно сидели со знакомым в кафе. В центре города. Знакомого зовут Дима. Он рассказал, как этой зимой ездил в Германию. С другом и подругой. Автостопом. Оказалось, это не так страшно, как мне думалось и воображалось. Добирались то на поезде, то на автобусе.
- Почему же вы не полетели самолетом? Я читала, что многие так делают.
- Не смогли мы полететь… Дело в том, что на такой шаг отваживаются только самые опытные автостопщики. Ну ты сама представь, сколько они путешествуют таким образом?.. Уж явно не десять и не пятнадцать лет, а значительно больше!.. Они умеют найти при случае общий язык даже с командой корабля или самолета. Зачастую им требуется потратить деньги лишь для получения виз.
- А как вы добирались? Ведь вы тоже потратились на визы…
- Да, потратились…
Дима закуривает сигарету и пускает дым мне прямо в лицо… едкий запах раздражает слизистую оболочку носа и перебивает сладкий кофейный запах.
- Но знаешь?.. Уж лучше так… правда, первый блин комом…
- Что ты имеешь ввиду?
- С поездом вначале напряги были. Но потом все уладилось… Сложнее было добраться до границы, как ни странно. Большую часть российской территории пришлось проехать в песке…
Новая затяжка и Дима вновь выпускает затмевающее все облако дыма. Я терпеливо жду. Он делает глоток кофе и продолжает.
- Мы одели противогазы и закопались в песок. Шланги вытащили наружу, чтобы дышать было чем… В грузовом поезде ехали. Ферштейн?
Я, ошарашенная его поведением, молча кивнула.
- Да вот только сложность состояла еще и в том, что приходилось аскАть…
- То есть деньги клянчить?
- Ну, да… А иначе не получалось. Подзаработать тоже была возможность, но маленькая и не везде… а кушать всем хочется. Да и зима - ночевать на улице не останешься!.. Тем более с девушкой…
- А я тоже хотела автостопом заняться… У меня есть знакомая, которая путешествует таким образом уже несколько лет. Вот подумала, подумала и спросила саму себя, почему бы не попробовать?.. Девушке сложно в таких условиях? Наверное, ловить машину тяжело?
Дима посмотрел на меня долгим и внимательным взглядом, как будто пытался понять, говорю я правду или нет. Его темные карие глаза смотрели на меня не отрываясь… Возникло ощущение, что я спросила что-то не то… Для разряжения обстановки глотнула кофе. Наконец, он заговорил.
- Нет, девушке не сложно. Одной страшно, но не сложно. Мы когда взяли машину (автостопщики именно «берут», а не «ловят» машину - пометка автора), водитель поделился с нами своими соображениями, что если бы парень ловил машину… мы тогда Юлю же поставили голосовать… то вряд ли бы он остановился… Так что девушки нужны… но лучше, если они едут в сопровождении с кем-то, а не одни… Одним опасно…
Долго с ним мне поговорить не удалось, Дима спешил на какую-то важную встречу, да и я устала от его табачного дыма. Но все, что мне было интересно, я успела узнать.

Немного из истории

Автостоп зародился в конце 50-х годов 20-го века в среде неформальной молодежи США и Западной Европы и приобретающий все большую популярность в России.

Главный автостопщик России Антон Кротов считает, что «окружающий мир изобилен» и пропасть в нем невозможно.

Автостопщики непрерывно импровизируют - питаются то в ресторанах, то с уличных лотков, ночуют то в апартаментах, то в монастырях, то на частной квартире, а то и просто под деревом и перемещаются из города в город на попутных машинах - автостопом.

Сама по себе техника автостопа достаточно проста: человек выходит из населенного пункта и идет по трассе за все возможные развилки, чтобы оказаться на нужном ему направлении. Там он и начинает голосовать, поднимая вверх правую руку с поднятым большим пальцем (понимаемый в некоторых странах жест автостопа). Через какое-то время (это может быть и несколько минут, и несколько дней) обязательно найдется водитель, которому человек приглянется настолько, что тот согласится подвезти стопщика в нужное место бесплатно.

Эксперты выделяют 4 вида автостопа:

Автостоп первого рода (наиболее распространённый) - на резиновых колёсах (так термин охарактеризовывают сами автостопщики) (передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных не рельсовых транспортных средствах).

Автостоп второго рода - всё, что катиться по рельсам (передвижение на попутных железнодорожных поездах, чаще в локомотивах).

Автостоп третьего рода - всё, что ходит по воде, сплавляется и т.п. («гидростоп» или «аквастоп», передвижение на попутных кораблях, катерах, паромах и других водных транспортных средствах).

Автостоп четвёртого рода - всё, что летит над поверхностью планеты (передвижение на попутных самолётах, вертолётах и других воздушных транспортных средствах).

Общение - большой друг автостопщика!

Автостоп - не халява. Основным принципом автостопа является взаимная выгода (осознаваемая или нет) участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. В пути желательно общаться с водителем (обычно они берут попутчиков именно для того, чтобы легче переносить долгую дорогу), быть с ним максимаально дружелюбным. На дальнем маршруте — общение, избавляющее от однообразия дороги и позволяющее не заснуть. Именно поэтому автостоп в тех или иных формах и под разными названиями на самом деле существует с незапамятных времён и будет существовать всегда, пока не исчезнут машины и люди-водители.

«Автостоп» и «неформальность» - два слова - в одном ряду

Ненормальность - одна из важных сторон автостопа. Известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых платных автобусов подбирают автостопщика именно ради неформального общения. «Пассажиры — для денег. Ты — для души». Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Ко всему прочему, не стоит забывать, что водитель допускает автостопщика в очень узкое, практически личное пространство. Поэтому все основывается на доверии. Проявления лжи, подозрительности, неискренности - недопустимы.

И все-таки это опасно

Один из характерных мифов говорит о том, что путешествовать автостопом относительно безопасно, что основной опасностью является возможность попадания в ДТП.

Что бы с фактами в руках подтвердить или опровергнуть этот миф, в августе – сентябре 2004 года был проведен опрос автостопщиков.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые закономерности в вопросах безопасности автостопа, и, кроме того, получить интересные статистические данные по всей массе автостопщиков.

В опросе участвовали 77 человек из Украины, Белоруссии, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга, нескольких десятков регионов России. Все анкеты заполнены посредством заполнения электронной формы, размещенной на Интернет-сайте. О существовании этого сайта респонденты узнавали из объявлений, размещенных примерно на 10 наиболее посещаемых автостопных сайтов славянских республик СНГ. Очевидно, что данная форма опроса не позволила охватить наиболее маргинальную часть автостопного сообщества, не пользующуюся Интернетом, и это надо иметь в виду при анализе информации. Респондентам была предоставлена возможность анонимного заполнения анкет. Из этого можно сделать обоснованное предположение о высокой степени искренности респондентов в рамках данного исследования.

Вот, какие выводы можно сделать из имеющейся анкеты:

Во-первых, 76 % опрашиваемых согласились на публикацию своих данных. Во-вторых, большая часть представителей все же оказалась мужской, хотя и женщин было много. Оказалось, что преимущественно автостопщики имеют рост от 160-ти до 190-ти сантиметров и вес от 50-ти до 80-ти килограмм. Самыми активными путешественниками таким образом признаны юноши и девушки в возрасте от 19 до 25 лет. Есть, безусловно, и те, кто автостопит и в 40 и в 50 лет - в статистике это также было зафиксировано. Очень интересно обратить внимание на стаж: есть много новичков, есть «ежи» (так называют тех, кто проехал от 2001 до 10000 км - 30% опрашиваемых), большую часть составляют «догоняющие экватор» (от 10001 до 40000 км), а оставшиеся - «зубры автостопа» (от 40001 до 10000 км) и «супербизоны» (более 100 000 км). Последних оказалось сравнительно не много - 5,19 % опрашиваемых.

Ко всему прочему, стало известно, что 33,76% опрошенных автостопщиков не употребляют ни алкоголь, ни наркотики, а вот большая половина этим делом промышляет, но на трассе стараются этого не делать.

Около 90% автостопщиков не обладают боевой подготовкой. Возможно, именно это и сказывается на различного рода преступлениях в их адрес и неприятных случаях, которые также были зафиксированы. Так как 32,46% опрошенных оказались в свое время подвергнуты либо тому, либо другому.

И все-таки главной опасностью при перемещении автостопом остается возможность попасть в дорожно-транспортное происшествие. Она оставляет далеко позади прочие угрозы для путешественника.

Помимо всего прочего существует большое количество разнообразных течений и клубов тематики автостопа, и отношение к безопасности у них совершенно разное: от полной свободы и безответственности до длительных курсов обучения.


Рецензии