9 В том саду зимовала весна. Бог и бабушка Малехат

 Бог и бабушка Малехат.
 
   Бабушка Малехат заменила ей и отца, и мать. Всегда рядом. Берегла, как могла. Научила  премудростям хозяйки: шить, кроить, вязать, штопать, плести, варить и жарить, белить и красить. Уже в девятилетнем возрасте девочка готовила изумительное варенье из зеленых плодов грецкого ореха, золотистое -  из тыквы, необычное - из арбузных корок и протертое - из свежих плодов  черной смородины.
   За шалости бабушка не наказывала внучек,наоборот, защищала  от излишнего гнева Таисы. Правда, сноха никогда не позволяла себе наказывать сироту, хотя своих моих отлупить. Но Тумише было достаточно одного ее взгляда, чтобы спрятаться или крепко ухватиться за подол бабушки.
- Когда женила старшего сына, то и самой пришлось засучить рукава. Не умела без дела сидеть Мелижа. И я за ней тянулась. После смерти мужа я даже сад забросила, разве, что собирала урожай, который посылал Бог. Раз в год ранней весной белила стволы, а  сыновья проводили обрезку.  Урожай сдавала закупщикам. Тем и держалась. А Мелижа трудилась, как пчела. И Абубакар ее ценил. Как только вторая сноха в дом пришла, пришлось и подол платья приподнять. Забот прибавилось. Когда дети были маленькие, мечтали, чтобы они скорее выросли. Хотя, покойный муж часто говорил: "Маленькие дети - маленькие проблемы", - рассказывала она внучке.
- Бабулечка, а я - проблема? - каждый раз спрашивала Тумиша.
- Нет, родненькая. Ты - моя радость. Даешь мне силы и желание жить. Наполняешь мое сердце любовью.
- Я тебя очень люблю. И мне не нужен никто, кроме тебя.
- Ты так не говори. Тебе нужны были и папа, и мама. Но такова наша судьба. И мы должны с этим смириться.
- Бабулечка,а моя мама тоже кричала бы на меня, как тетя на Дагмару, Амину и Анису?
- Она все равно их любит. Ругают детей, чтобы они стали лучше, а не потому, что не любят.
- Все равно ее боюсь.
- Она не обидит тебя. И я всегда рядом. Спи, моя сладкая. Солнышко проснется и заглянет к тебе, - укрывая одеялом, говорила бабушка.
   А с утра малышка находила бабушку в саду или на огороде. И вместе с ней девочка полола, проводила полив, собирала урожай. Раз в неделю  Тумиша просыпалась под жужжание сепаратора. Это бабушка пропускала два ведра молока, которые закупала у соседки. Девочка ставила тощий указательный пальчик под струю сметаны и с удовольствием слизывала ее. Первую пиалу Тумиша относила Таисе, а вторую ставила на стол. Столовой ложкой разминала соленный творог, добавляла сметану и бежала к духовке, посмотреть готова ли толстая ароматная лепешка. Малехат голыми руками доставала готовую лепешку и с пылу-жару ломала ее на небольшие ломти, приговаривая: "Хвала Всевышнему, дающему нам пропитание".
   Девочка каждый раз оглядывалась по сторонам и искала этого Всевышнего, который приносит пропитание. И, сидя за столом, окуная теплый ломтик в сметану с творогом, очередной раз спрашивала: "Бабушка, а Всевышний где?"
- Везде, родненькая.
- А почему я не вижу?
- Зато Он видит и тебя, и меня.
- И когда я таскала соседского кота за хвост?
- И тогда видел.
- Я потом его целовала и поила водичкой.
- Умничка моя. А таскать за хвост не надо. Ему же больно.
- Когда он царапает, мне тоже больно. Бабушка, а когда Дагмара отобрала у Анисы конфету, Бог тоже видел?
- Да, видел. Но Он не вмешивается. Дает вам возможность осознать  то, что вы делаете.
- Бабушка, а Он нас слышит?
- Конечно, дитя мое.
- И никому не расскажет? Если я поделюсь с тобой секретом, тоже не расскажет?
- Нет, не расскажет. Какой там у тебя секрет?
- Бабушка, а Арби Вагапович меня любит. Вот!
- Тебя невозможно не любить, милая.
- Он похвалил меня на уроке. А когда Рашид и Мурад отобрали  мой пенал, заставил их вернуть и извиниться.
- Ты тоже его, внучка, люби. Он - хороший человек. Он учил и Абубакара, и Гелани.
- Бабулечка, он знает все. У него есть ответ на любой вопрос.
- Учись хорошо, внучка. Ты тоже будешь все знать.
    Такие беседы вселяли уверенность в маленькую хрупкую немногословную девочку. И ей искренне хотелось познакомиться с Богом и спросить, видел ли он ее маму.
       В тот день, когда бабушка умерла, и кто-то из взрослых объяснил, что это Бог забрал ее бабушку, Тумиша разозлилась на Него, но сказать вслух, как она теперь Его не любит не посмела, помня слова бабушки, что Он все слышит.

http://www.proza.ru/2011/07/19/1089


Рецензии
Не всё успела бабушка объяснить. А то бы она поняла. что на Бога злиться причины нет, жаль.

Евгения Сулаева   29.12.2011 18:10     Заявить о нарушении
К сожалению, так часто бывает в жизни.

Зура Итсмиолорд   30.12.2011 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.