Эволюция власти

                ***

                В Липецкой области, на Кудыкиной горе,
                нас - велотуристов,
                из провинциальной столицы - города Урюпинска,
                встретил "бдительный" богатырский дозор.

                ***


В первых социальных объединениях протантропов была реализована самая примитивная форма власти, основанная на зоологическом насилии и страхе подавляющем волю.

 В  самых  ранних  социальных объединениях  управляющее  меньшинство,  социально  активное  и  хорошо  организованное,  формировало  паразитарное  ядро,  которое  господствовало  и  угнетало  подчинённое  большинство. 
Примитивная  деспотическая (насильственная, волевая)  форма  управления  социумом,  в котором социально активное меньшинство берёт на себя функции (присваивает, захватывает силой, как некое ПРАВО),  управления социально подавленным большинством, получило  название -  ВЛАСТЬ. При этом ВЛАСТЬ удерживалась,  главным  образом,  за  счёт  насилия  и  страха.  Деспотическое  управление  в  форме   власти  берёт  своё начало в стадной   зоологической, борьбе  за лидерство первых  протантропов. 

Во  внутривидовой  конкуренции  всегда  выигрывал  физически  более  сильный  и  агрессивный  самец,  который  насилием  и  угрозой  насилия  мог  подавлять  волю  к  сопротивлению  у  всех  своих  соперников.  Подавленные  конкуренты,  выражая  смирение  и  покорность,  безропотно  уступали  лидеру  право  первым  принимать  пищу  и  пользоваться  исключительным  правом  содержать  гарем  самок,  удовлетворяя  свои  сексуальные  потребности.  Поведение  лидера – самца  в  стаде  это  образец  наиболее  древней  и  примитивной  формы  зоологической  власти, которая по наследству досталась и современному человеку.

 Деспотическая  власть  самца,  по  сути,  паразитарная  и  эгоистичная,  направленная  на  удовлетворение  физиологических  потребностей  и  тщеславных  притязаний.  Однако  сам  статус  лидера  обязывал  его  в  моменты  опасности,  брать  на  себя  роль  защитника  стада.  В  моменты  угрозы  жизни  стада,  ярко  проявляется  самый  глубинный  жизненный  инстинкт – инстинкт  самосохранения  всего  биологического  вида.  При  этом  эгоистические  инстинкты  уступают  место  героической  жертвенности  ради  сохранения  потомства.  Именно  в  моменты  наибольших  опасностей,  играющих  роль  деструктивных  стимулов,  и  происходит  радикальная  перестройка  программы  поведения,  происходит  СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЩНОСТИ. 

В  первобытных  социальных  сообществах  деспотическая  власть  верховного  правителя  стала восприниматься  как  магически  освещённое  право,  что  придавало  ей  свойство  божественной  сакральности  и  харизмы.  Деспотическая  власть  создавалась,  удерживалась  и  укреплялась  главным  образом  за  счёт  агрессивного  насилия, которое осуществлялось властным исполнительным аппаратом.  Насилие  со  стороны  власти  принимает  различные  формы,  начиная  с  грубой  физической  расправы,  экономического  угнетения,  психологического  устрашения  и  кончая  мистикорелигиозной  манипуляцией  и  зомбированием  человеческого  сознания. 


В  первобытных  деспотических  государствах   власть  верховного  правителя (фараона  или  императора)  не  нуждалась  в  социальной  легитимации,  поскольку  она  воспринималась  как    высшая  власть  на  Земле  -  власть  Бога.  При  этом  верховные  правители  считались  живыми  избранниками  Бога,  а  поэтому  их  власть  была  абсолютной  и  неприрекаемой.  Сакральная  власть  избранника  Бога  воспринималась  безропотно,  как  божья  благодать  или  кара.  После  смерти  верховного  правителя  его  властные  полномочия,  как  правило,  передавались  по  наследству.  Исторически,  деспотические  структуры  формировались  как  государствообразующие  центры  вокруг  которых,  добровольно  или  насильственно  объединялись  разные  племена и народы  со  своими  территориями. 

ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ

По  мере  становления  государственности,  увеличения  численности  населения  и  территорий  государств,  возникала  естественная  необходимость  расширения  полномочий  и  увеличения  численности  аппарата  власти.  Возникает  необходимость  введения  элементов  правового  регулирования  социальных  отношений,  ограничивающих  деспотический  произвол  аппарата  власти.
Появляется  потребность  в  легитимации  власти  самого  верховного  правителя  и  его  чинов-ничьего  аппарата.  Государственная  власть,  как  специфическая  социальная  структура,  принимает  форму  рационально  согласованной  и  узаконенной  иерархической  пирамиды  должностных  положений  связанных  между  собой  вертикальными  и  горизонтальными  отношениями  субординации.

 Должностное  положение  или  должность  чиновника   это  место  в  иерархической  пирамиде  власти  с  соответствующими  ему  должностными  полномочиями.  В  условиях  легитимности,  на  должность  чиновника  назначается  или  избирается  личность,  обладающая  необходимыми  для  этого  профессиональными  знаниями,  умениями  и  навыками. Во  время  кризиса  власти,  должностные  положения,  как  правило,  узурпируются  радикальными  авантюристами.
Однако узурпированная власть, не признанная большинством социума, считается  не легитимной. В процессе демократизации сознания социума, возникает настоятельная потребность в легитимации власти,  когда социальное большинство отказывается признавать узурпированную власть, отказывается признавать легитимность деспотических монархий. 


Власть деспотических монархий освящённая религией  давала сакральное право монарху на безраздельное волевое руководство  всеми институтами государства. На раннем этапе становления государств, легитимность монархической власти воспринималась социумом как естественное право.   В 20 веке, легитимация  демократической государственной  власти в развитых странах, определяется конституционным законодательством, которое даёт право главе государства на демократическое руководство социумом. Функция демократической власти  предоставляется  от  имени  всей  социальной общности,  как право исполнять  предписанные  конституцией  полномочия,  в  соответствии  с  назначенной  должностью.


За  последние  две  тысячи  лет  человеческой  истории  государственная  власть,   как  структура  и  как  функция  эволюционировали  в  направлении  большей  специализации  и  профессионализации,  постепенно  утрачивая  признаки  деспотического  насилия.  Государственная  власть  всё  больше  принимала  функции  рационального  управления,  имея  тенденцию  к  научной  оптимизации. 

Если  подходить  к  управлению  с  позиций  синергетики  как  универсальному  принципу
лежащему  в  основе  жизнедеятельности  всех  живых  организмов,  то  невольно  напрашивается  мысль  об  аналогии  государства  и  его  управления  с  организмом  человека  и  его  сложнейшими  гомеостатическими  процессами  саморегуляции.  За  многие  миллионы  лет  эволюционного  развития  живых  организмов,  природа  создала  наиболее  совершенный  саморегулирующийся  организм – это  организм  человека  с  его  сложнейшими  нервнопсихическими  и  интеллектуальными  процессами  саморегуляции.  В  природе  нет  более  совершенно  организованной    системы  управления  чем  нервная  система  человека,  которая  может  служить  образцом  и  готовой  моделью  при  организации  социального  управления. 
                ***

В начале 21 - го  века ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, как форма волевого руководства государственными институтами и межгосударственными отношениями на международном уровне, исчерпала все свои потенциальные возможности и привела ВСЕ СТРАНЫ к мировому ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОМУ КРИЗИСУ, (глубокому идейно–политическому, культурно-нравственному и  экономическому), стремительно приближающему человеческую цивилизацию к катастрофе.
Политика, это непрерывная борьба за власть, поляризующая и дестабилизирующая общество, в ней уже изначально заложено деструктивное и безнравственное начало, проявляющее себя в виде волевого и психологического принуждения и грубого физического насилия. Политическая власть, как правило, это не профессиональное иррациональное РУКО-ВОДСТВО, главной целью которого является, как можно более длительное, сохранение властных полномочий в руках властвующей политической элиты.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ и порождаемая ей, так называемая «классовая» БОРЬБА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, является рудиментарным наследием внутривидовой биологической борьбы продолженной на стадии социальной эволюции, когда человеческий социум ещё не обладает социальным самосознанием и не идентифицирует себя как СУБЪЕКТА СВОЕЙ ИСТОРИИ, а  всё ещё остаётся  СЛЕПЫМ ОБЪЕКТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

Политическое руководство, как правило, осуществляется людьми не профессиональными, (узурпировавшими власть, случайно избранными или назначенными) не имеющими специальных знаний и опыта, которые руководствуются только субъективными представлениями о решении сиюминутных проблем и не обладают видением перспективы, поэтому они не в состоянии отыскивать оптимальные решения сложных проблем и чаще всего отдают непродуманные и волевые руководящие распоряжения  своим исполнительным органам нередко в форме категоричных приказов. При сложившихся условиях, грубого волевого давления со стороны политического руководства, в обществе не может развиваться творческая инициатива самих граждан. 
Политическое руководство, главным образом, ориентируется на решение текущих краткосрочных проблем и, в лучшем случае, пытается прогнозировать только ближайшую историческую перспективу. Оно не в состоянии прогнозировать и предвидеть отдалённую перспективу, которая всегда будет  наступать неожиданно в виде рукотворных бедствий и разрушительных стихийных катастроф.

Как показывает исторический опыт межгосударственных отношений в начале 21 века, внешняя политика США и
Западно -  Европейских, стран членов НАТО, строится на использовании ими, так называемых, «двойных стандартов», т.е. циничном и лицемерном толковании международных правовых норм и договорённостей для оправдания проводимой ими «политики абсурда» и «управляемого хаоса». Особенно ярко эти политические феномены проявились в связи с событиями на Украине 2014 – 2015 гг.
Необходимо признать, что в той или иной мере внешняя политика каждой страны строится на национальном эгоизме, и настороженном недоверии к своим соседям и конкурентам, что нередко переходит во вражду и агрессивные военные конфликты. В таких условиях, поддержание национальной безопасности каждое государство пытается обеспечить или за счёт создания своих собственных вооружённых сил, и спецслужб, осуществляющих шпионаж и тайную слежку за всеми своими конкурентами и потенциальными противниками или, пожертвовав своим суверенитетом, уйти под защиту более сильных в военном отношении стран, Таким образом, иллюзорная национальная безопасность страны может быть достигнута только ценой увеличения военных расходов и гонки вооружений, неизбежно влекущих за собой сокращение жизненного уровня и качества жизни её населения.
 Проводимая США и их союзниками лицемерная «политика абсурда» делает необязательными к исполнению все политические договорённости и межгосударственные соглашения.
Всё это порождает перманентную неустойчивость и абсолютную неопределённость в мире, делает невозможным предсказание БУДУЩЕГО, вызывает у людей постоянные тревожные ожидания страшного всемирного АПОКАЛИПСИСА.
Естественно, что жить людям в таком враждебном мире, раздираемом противоречиями, становится крайне неуютно.   
 
Политическая власть в 21 – ом веке вошла в противоречие с требованиями времени, когда назрела потребность в рациональном, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ориентированном управлении обществом.  Назрела необходимость в глобальном сближении всех народов в единую планетарную цивилизацию для того чтобы сохранить жизнь на Земле в условиях необратимо обостряющихся экологических проблем.
Нам нужно не забывать о том, что происходящие на планете глобальные изменения климата неизбежно вызовут непредсказуемые турбулентные процессы в атмосфере и гидросфере, связанные с изменениями температур и уровнем океана,  что вызовет хаотическое изменение климатических зон и погодных условий, которые могут стать несовместимыми с жизнью.
В СВЯЗИ С ЭТИМ, НАМ ВСЕГДА НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО НАША ПЛАНЕТА НЕПРЕРЫВНО ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ И НАША ЖИЗНЬ НА НЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО КРАТКОВРЕМЕННЫМ ЭТАПОМ В ЕЁ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИИ.

***

Глобальный кризис, как деструктивный стимул, привёл мир к необходимости замены всех существующих политических институтов государственной власти на профессиональное научное управление, как наиболее оптимальное средство решения всех жизненно важных глобально цивилизационных, а так же национальных и частных региональных проблем. Назрела необходимость  радикальной смены парадигмы цивилизационного развития ориентированного на СИЛОВОЕ ПРОТИВОБОРСТВО, заменив его ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ с целью сохранения жизни человеческой цивилизации.
 Настало время переходить от волюнтаристского политического Руко-водства социумом к научному управлению и гражданскому самоуправлению.
Все институты государственного управления должны формироваться только на конкурсной основе из кандидатов, получивших образование профессиональных управленцев высокого уровня, которые будут выражать интересы всех социальных слоёв гражданского общества, что позволит   исключить  возможность любых внутренних социальных конфликтов.
НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, в отличие от политического руководства, могут осуществлять только высокопрофессиональные УПРАВЛЕНЦЫ, которые  способны проводить срочное и долгосрочное научное прогнозирование всех возможных проблемных ситуаций и отыскивать ОПТИМАЛЬНЫЕ решения возникших проблем.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ органы осуществляют практическую реализацию теоретических решений при корректирующем контроле со стороны УПРАВЛЯЮЩИХ.   

В гражданском обществе  политические партии утратят свойственную им политическую и идеологическую направленность, связанную с борьбой за власть, и перейдут в разряд социально активных Гражданских Объединений,  не претендующих на властные полномочия и занимающихся на общественных началах практической, социально значимой деятельностью.

 Общественные объединения принимают на себя функции наиболее гибкого и эффективного механизма обратной связи между обществом и его региональными управляющими структурами.  Общественные объединения охватывают все сферы жизни общества и вникают во все жизненно важные проблемы. Они полномочны вносить свои инициативы во все управляющие структуры общества.

        ***


Рецензии