11. Экзамен по философии

                А.В.Летенко

                ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ
                (Из воспоминаний)

      Шёл январь 1968 года. Я шёл по коридору Научно-исследовательского института труда, где тогда служил, и где директором был хороший человек Евгений Иванович Капустин, впоследствии ставший академиком и формальным лидером советской фундаментальной экономической науки. Вдруг неожиданно передо мной распахивается дверь, из неё выбегает мой коллега-аспирант и, увидев меня, кричит: «Саша! Пошли скорей!  К нам приехала комиссия принимать кандидатский экзамен по философии, а к ней никто не идёт! Они обидятся и всем будет плохо!». В ответ я говорю ему: «Послушай, я ведь совсем не готовился. У меня на днях родилась дочка и работы по горло. Мне совсем не до философии». А тот мне отвечает: «Сколько бы ты ни готовился, всё равно философию выучить невозможно. Поэтому предлагаю рискнуть». Немного подумав, я согласился, и мы пошли на экзамен.

     А надо заметить, что до этого целый год нам читал лекции по философии очень симпатичный человек и большая умница  по фамилии Бурхардт – сотрудник Кафедры философии АН СССР. К сожалению, имени его я уже не помню. Лекции его мы любили, поскольку он сложные философские построения мог облекать в удобоваримую форму, а также пересыпал их шутками и латинскими крылатыми словами и выражениями. Многое из этого я записывал в тетрадку и помню до сих пор, например, «Cogito, ergo sum» (Я мыслю, значит я существую) или «Аmore, more, ore, re sic mihi amicus» (Любовью, нравом, речью, делом будь мне другом) и др.

     Экзамен начался для меня неплохо. Дело в том, что Бурхардт был одним из трёх членов комиссии и задал мне первый вопрос на тему моего реферата о Законе отрицания отрицания (мы его называли «овсы Гегеля»). С этим я справился, мысленно горячо благодаря  Бурхардта. Однако со вторым и третьим вопросами было хуже. Ответы на них я, честно говоря, не знал. И вот тогда один из членов комиссии сказал мне, что моя судьба будет решена возможно положительно, если я правильно опишу историческое положение в Европе в момент то ли написания, то ли опубликования – сейчас не помню - работы Карла Маркса «Тезисы о Фейербахе». По ходу своего рассказа я заметил, что лица членов комиссии тускнеют. Только в коридоре после экзамена я узнал, что вопрос этот содержал хитрый подвох. На самом деле Маркс написал эти тезисы в 1845 г., но впервые они были опубликованы Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Таким образом, я ничтоже сумняшеся в своём описании исторической ситуации «уехал» на 40 с лишним лет «в сторону».

     И вот, когда председатель комиссии стал протягивать мне незаполненный экзаменационный лист, что означало, что я остался без оценки, я, вздохнув, произнёс одну фразу, которая мгновенно изменила ситуацию. Члены комиссии так расхохотались, что очень долго не могли успокоиться, а один из них даже чуть не упал со стула. Председатель что-то быстро начеркал на моём листе, швырнул его мне и застонал: «Возьмите, возьмите свою тройку и уходите! А не то вы всех нас тут уморите. Пожалуйста, быстрее!». И я, осчастливленный таким поворотом событий, как птица вылетел из аудитории.

     Да, а вы ведь спросите, что же я сказал тогда комиссии? В тот момент мне пришла в голову фраза из моей «бурхардтовской коллекции», а именно «Feci   quod potui faciant meliora potentes!» (Я сделал всё, что мог, кто может, пусть сделает лучше). Эта была формула, которой  римские консулы заключали свою отчётную речь, передавая полномочия преемнику. Ею также пользовались древние философы, уступая кафедру оппоненту или очередному оратору. Этот смысл сказанного и привел комиссию в неистовое веселье.

     Вывод: как полезно знать хотя бы один иностранный язык, как однажды сказал волк, вылезая, почёсываясь, из кустов, в которые незадолго перед этим он заманил лису словами «Ку-ка-ре-ку!».
 


Рецензии
Чудесно!!! И жизнь и юмор...

Владимир Писчиков   31.01.2018 17:01     Заявить о нарушении