История о том, как нам не помог профсоюз

Знаете ли вы о существовании профсоюза? Обращались ли вы туда за помощью? Я попыталась. Вот, что из этого вышло.

Я работаю в системе образования совсем немного, всего третий год. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы почувствовать на себе ее «особенности». Оказывается, работник педучреждения обязан проходить профосмотр два раза в год. Логично, ведь с детьми работаем. Одним из этапов этого профосмотра является осмотр у гинеколога. Все правильно, мало ли что может случиться с женщиной за полгода. Но каково же было мое удивление, когда я узнала, что обязательным является профосмотр у гинеколога-мужчины! Нет, возможно, его профессиональные качества гораздо выше, ем у женщины. Но идти к мужчине на осмотр…
Как оказалось, этим фактом возмущена была не только я. Около половины сотрудниц нашего детского сада считали это неприемлемым и обходили кабинет мужчины-гинеколога всеми возможными способами. Естественно, некоторые из этих способов были не вполне законными. Вроде и дело сделал, профосмотр прошел, а пятнышко на совести осталось.
1.06.
Собрались мы с девочками небольшой инициативной группой и решили – давайте напишем письмо главврачу и попросим дать нам возможность выбора между мужчиной и женщиной-гинекологом. Ведь есть же у нас право выбора врача!
Посидели, обсудили. Решила взяться за это дело я. Профосмотр к тому времени у меня был пройден. До следующего – ровно полгода. Но девочкам проходить-то сейчас. Должна же быть справедливость! В скорости письмо было готово. Прочитали. Засомневались, может не стоит – страшно. Я возмутилась: «Ну и что, что страшно? Главное, чтобы совесть была чиста. Мы же ничего плохого не делаем, сверхъестественного не просим». Согласились. Пошла к руководителю (точнее к исполняющей обязанности заведующей) с идеей. Она пожала плечами: «Мне все равно к кому идти». «А девочкам не все равно», – парировала я. «Не знаю, – ответила и.о., – а не получим мы по голове за это письмо?» «А что мы не так делаем? Мы просто просим об альтернативе». Она опять в ответ пожала плечами. Приняв молчание за знак согласия, я двинулась дальше. Обошла весь коллектив, показывая два письма (составила на всякий случай в двух экземплярах) и объясняя их суть. Кто радовался («Наконец-то!»), кто благодарил («Спасибо, большое спасибо!»), кто так же пожимал плечами как и и.о.  («Мне все равно, но раз надо подписаться, подпишусь»), а кто просто отказывался («Не буду подписывать. Мне нравится этот доктор»). В итоге двадцать три подписи (23!) стояли под письмом. Пошла к исполняющей обязанности, показала. Та подписалась.
2.06.
Отпросившись у и.о., поехала в районную организацию защиты прав работников образования. Так гордо именует себя наш профсоюзный орган. Не прыгать же через голову.
Кто как не профсоюз должен помочь в подобной ситуации? Тем более, руководитель его – тоже женщина. Так рассуждала я по дороге в профсоюз. Оказалось, мои мысли были наивны.
Начав описывать нашу проблему, я сразу получила отпор: «Девчата, вы что выдумали? Он же ВРАЧ!» Я попыталась возразить, что это вопрос чисто этического плана, но руководитель профсоюза была непреклонна:
– Это инфантилизм! Этот доктор всем нравится!
– Не всем. Для наших девочек осмотр у мужчины-гинеколога – серьезная проблема. Да и другие садики, я знаю, тоже против.
– Он что, плохой доктор? Грубый в общении?
– Нет. Говорю же Вам, что претензий к его профессиональным и личным качествам мы не имеем.
– А в чем же тогда дело?
– Повторяю, для нас является неприемлемым прохождение осмотра у мужчины-гинеколога.
– Что Вы выдумываете? Какого Вы вероисповедания? – спросила профсоюзная лидер, глядя на мою льняную шапочку-таблетку.
– Православного.
– Вот пойдите и спросите, что вам батюшка скажет!
Не стала я объяснять, что батюшка уже одобрил и благословил наше начинание, молчу.
– Я сейчас позвоню замглавврача, но говорю Вам, это утопия! У каждого есть свое место, и никто не хочет делить свою зарплату с кем-либо. Это нужно, чтобы он согласился отдавать половину своей зарплаты кому-то. Вот Вы бы согласились?
Звонит. Скорее извиняется, чем спрашивает:
– Тут такой-то сад не хочет к гинекологу-мужчине… Не кем заменить?.. Ну я им так и сказала. Ладно, спасибо большое. – И уже обращаясь ко мне, – Я же Вам сказала, не выдумывайте. Все им довольны. Никто его не заменит.
– Да мы же не просим заменить его. Пусть работает себе человек. Мы просим идти на выбор к нему или к врачу-женщине в женскую консультацию.
– Я могу позвонить главврачу. – Потом добавляет, – Сейчас он на планерке. Идите. Я позвоню Вам.
– Когда можно узнать результат?
– Идите. Я сама позвоню Вам.
Ушла я, как видно, ни с чем. И больше недели ждала ответа.
9.06. (четверг)
Сегодня позвонила в профсоюз. И ничего вразумительного не услышала. Вопрос по-прежнему висел в воздухе. На следующий день, как я узнала впоследствии, ведущий специалист управления образования (УО) позвонила нашей и.о. и отчитала ту («Как вы такое допустили?»)
13.06 (понедельник)
Звоню в профсоюз.
– А Вам, что, никто не звонил?
– Не знаю, – говорю, – мне лично никто не звонил.
Трубка разразилась гневом:
– Прекратите решать личные вопросы за счет коллектива! Мы все о Вас знаем! Прекратите, я Вам говорю!
И тут я понимаю, что мне вменяют в вину попытку «расправы» с бывшим свекром! К сожалению, именно он и был мужчиной-гинекологом, к которому мы обязаны были идти на прием. Сама я ни о какой мести не помышляла. (Идея-то была не моя). И тем более, мне не могло и в голову прийти, что все обставят таким образом.
Я попыталась было возразить, что если нас не слышат в профсоюзе, то услышит общественность, но тщетно:
– Я Вас прошу, успокойтесь и не поднимайте никакую общественность!
14.06
С утра исполняющей обязанности заведующей позвонила ведущий специалист управления образования с требованием, чтобы я и и.о. явились на следующий день к 9 утра в кабинет начальника УО. Через какое-то время позвонила руководитель районного профсоюза и попросила позвать к телефону председателя нашего профсоюза (ее подпись также стояла в этом письме).
Уже на следующее утро (перед «отчиткой» у начальника УО) «лидер» нашего детсадовского профкома в экстренном порядке собирала подписи сотрудниц, дескать, те не против врача-мужчины. Со слезами на глазах она рассказывала о том, что «будет вообще ужас», если они не подпишутся. Запуганные люди поверили. Вся эта возня происходила за моей спиной, я совершенно не подозревала о том, какая оплеуха мне готовится.
15.06.
С исполняющей обязанности мы договорились встретиться возле входных дверей районной администрации (там находится Управление образования) минут за 15 до назначенного срока. Когда я подошла, никого не было. Подождала минут семь и вошла в здание. Подходя к приемной, с удивлением увидела нашу и.о. До того, как пришла начальница УО у нас было 30 минут. Исполняющая обязанности то и дело пыталась заговорить со мной обо всяких пустяках, ни словом не обмолвившись о письме с «отказными» подписями.
Наконец появилась руководитель управления образования. В кабинете оказались, кроме нее, руководитель профсоюза, ведущий специалист УО, исполняющая обязанности заведующей, и я, которая начала понимать, что сейчас меня будут «есть». Разговор начала руководитель профсоюза. Она «случайно» занизила количество подписей, сказав, что их было всего 16.
– Вчера перерыла весь интернет, подняла крайком, – продолжила профсоюзный лидер, – никакого нарушения здесь нет. Поскольку, да, есть такие позывы, в полиции предполагается держать женщин-полицейских. Но это только в полиции. Что касается нашей отрасли, пока такого нет. Поэтому считаем, что нужно переговорить здесь именно с А.И, поскольку было высказано мнение о том, что общественность в лице профсоюза не защищает права педработников по замене мужчину на женщину.
Я попыталась было задать объективный тон разговору, но была прервана начальницей УО:
– Мы не имеем права вообще командовать в чужом монастыре. Это первое. Второе: если вы категорически не хотите идти к этому доктору – привезите свои результаты обследования от другого доктора. Пойдите к этому доктору. Примет он их, посчитает нужным – ради Бога. Если он возьмет на себя ответственность, он поставит.
– Вопрос стоял только в этом.
– Так а в чем проблема? Я не пойму, Вы зачем весь коллектив поднимаете на уши? Но менять доктора… Никто не будет менять.
Далее слово вновь взяла профсоюзный лидер. Она заявила, что коллектив был введен мною в заблуждение, что это я одна была инициатором всего, что я свожу таким методом какие-то старые счеты.
Затем произошло то, чего я совершенно не ожидала. И.о. достала из своей сумки письмо, на котором также стояли подписи наших сотрудниц. Текст мне дословно не зачитали, а пересказали его содержание приблизительно так. Дескать, сообщаем вам, что нас устраивает гинеколог и дискомфорта мы не испытываем. Особо профсоюзная деятельница подчеркнула, что якобы письмо, которым занималась я, все подписывали на ходу, не вникая в смысл. В руки мне эту бумагу не дали, наверное, побаиваясь того, что я ее съем. Однако я успела заметить, что подписей под ней было не больше полутора десятка.
Закончилась наша встреча монологом начальницы УО:
– Почему я, как руководитель, должна это выслушивать? Кто вам дал право, небольшой группе педагогов решать за все образование??? – распалялась начальница УО, – Если мы пустим все на самотек, у нас будет такой беспредел, как в других отраслях. У нас, поверьте, такого не будет. Не устраивает, ради Бога, есть платные доктора, приносите результаты и работайте. Всё. Вы из вот такусенькой, малюсенькой проблемы сделали Бог знает что. Мне нужно сейчас ехать в Краснодар на совещание, я сижу здесь решаю этот вопрос! Уважаемая, если наш профсоюз не защищает наших педагогов, то кто тогда вообще защищает педагогов?
– Никто.
– А вот здесь вот Вы не правы! Запомните, все ваши доплаты, все коммунальные, все подписки, все доплаты главы – это все, как раз-таки, от того, что наш профсоюз, не остальные профсоюзы, это все решает. При поддержке краевого профсоюза. Если наш районный профсоюз не будет нас поддерживать, нас быстренько с вами поставят на место, как другие отрасли уже поставили. Прежде, чем делать такие заявления, Вы должны подумать, имеете ли право на такие высказывания или нет. А то, «поднимем общественность»! Не надо мне тут угрожать общественностью. Я тоже могу поднять общественность и сказать, что здесь личные отношения, в первую очередь. Я другого не вижу.
Еще несколько минут я выслушивала пафосные речи о том, как я могла вообще допустить крамольную мысль привлечь внимание общественности, о том, что все вопросы решать нужно по-тихому, что родители могут подумать, что у нас склоки в коллективе и прочее. «Нельзя так себя вести, вы взрослые люди и не имеете право на такие вещи», – заключила начальница.
Выйдя из кабинета начальника, я обратилась к и.о.:
– А подленько вы  поступили.
Та не сразу поняла, что я сказала, выдавив только:
– Мне же надо защищаться!
– Я собирала подписи, в отличие от вас, в открытую, не тайком.
В этот день на работе мы больше не увиделись.
17.06. (пятница)
13:00. Собрался весь коллектив. В начале выступила и.о., объяснив, что никакой альтернативы нет, что ей пришлось выслушать за это письмо. После нее слово взяла я. Сразу же поправила и.о., что выбор есть, затем описала свое видение ситуации.
Я рассказала, каково было мое удивление, когда меня обвинили в том, что я решаю свои проблемы за счет коллектива, а в подтверждение этому мне предъявили тайком, за моей спиной составленное и подписанное письмо.
23.06
В этот день я написала письмо о выходе из профсоюза.
24.06
Сегодня звонила руководитель районного профсоюза, обеспокоенная моим заявлением. Предлагала пройти медосмотр за меня. Я уже говорила, кажется, что он у меня был давно пройден…

Так закончилась эта история. (Или может она продолжится после этой записи? Куда меня вызовут на этот раз?)
Оно-то конечно в системе спокойнее что ли, увереннее. Идешь и идешь, куда направляют. Особо не напрягаешься. Да вот «широки врата и пространен путь в погибель ведущие» [Мф.7,13].


Рецензии