15. 70 лира осетина ирон фандыр Лазарь Гадаев

Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 ****  2018



ЛИРА ОСЕТИНА Ирон Фандыр


О Лазаре Гадаеве


в семидесяти главах прожитого







Глава пятнадцатая
19.07.2011 – 19.07.2011


ЛАЗАРЬ – ПЕДАГОГ


Странно!..

Что? – что отличает Лазаря-художника, Лазаря-педагога от остальных, которые `пачками` преподают в наших академиях, вузах, училищах, школах, студиях, кружках, частно?

Нет, не ответишь просто.

У меня были замечательные педагоги! Которые (и до сих пор я пользуюсь этой системой) учили меня –  ф ` о ` р ` м ` а ` л ` ь ` н ` о  – И ХОРОШО! (Но однажды, я сказал им: “Вы НИЧЕГО не понимаете В ИСКУССТВЕ!”) Но никто ИЗ НИХ не говорил ОБ ИСКУССТВЕ, о недосягаемо ВЫСОКОМ! О праве ХУДОЖНИКА жить  О ~ С ~ О ~ Б ~ О ! Не как ВСЕ! Сопротивляться В-С-Е-О-Б-Щ-И-М: пошлости и глупости! Не как ВСЕ. А самое густонепроходимое стадо – “художники” (якобы), затравливающие творчество ‘инородцев’ в искусстве ДО СМЕРТИ (настоящей) и исчезновения (полнейшего). Лазарь! – он КАМЕНЬ. Он так любил этот материал. Зачем все перешли на БРОНЗУ..?

Чему и как он учил? Что я запомнил? Как это было?

А ведь он относился к этому и ко мне очень серьёзно. И вообще – к ЛЮДЯМ!

Совершенно вот не помню, чтобы он мне говорил о каких-то формальных или внешних вещах.
Только О СУТИ! О смысле. О том, что ЛЕЖИТ  п-о-д  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. И о том – `схалтурил` или нет, и где, и в чём. Сам – ЗАРЯЖЕННЫЙ – как горящий УГОЛЬ…

И нет,  НЕ ПРИМЕРОМ. (Как говорят, `собственным`.) Он – не пример – он никогда не чувствовал СЕБЯ ТАК, – и таким.

Лазарь – скорее – своим ЯВЛЕНИЕМ: нет, не учил, нет, не вдохновлял, – он ВОЗНЁС Планку Искусства В Жизни ТАК ВЫСОКО! – что других способов жить НЕ представлялось БОЛЬШЕ! Он ЯВЛЯЛ! СОБОЮ! – Смысл ОБРЕТАЛСЯ. Ему были ЧУЖДЫ – РЕВЕРАНСЫ, ‘’значки‘’ и ‘’марки‘’ той педагогики, где пишутся `программы` и строятся `учебные планы` и пишутся не нужные никому, даже тем, кто их пишет, `методические пособия`. Любовь к людям и искренний интерес к тому, что с ними В ЖИЗНИ. Ты как бы попадал В КРУГ его ЛЮБВИ. Он следил за тобою, за твоим ходом, РАЗВИТИЕМ. – А ведь это И ЕСТЬ САМЫЙ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ МОМЕНТ педагогики: НЕ ОТПУСКАТЬ ЧЕЛОКА ИЗ ВИДА… Ведь часто, чему-то научив, мы совершенно упускаем из ВИДУ, что происходит… С ЧЕЛОВЕКОМ. С его душою: чем живёт, чем дышит, что и кого любит. Поэтому и при внешней благополучности того или иного нашего студента мы имеем сейчас очередную жертву необъяснимого и жестокого для всех нас самоубийства, а ведь ставили +пятёрки+ – как всегда… Что произошло? Никогда никто уже не получит ответа – ребёнка нашего нету с нами (сын друзей, замечательных художников: Коли КОРОТКОВА и Вероники СУКОЯН; Коля сейчас у нас преподаёт в Институте) – Пётр (Николаевич) КОРОТКОВ (1989 – 2011).

Долбал Лазарь сплеча! – как и камень, как и дерево РУБИЛ! Не оставит камня на камне. И он не беспокоился: обиделись или нет. Через какой-то срок – человек приходил В СЕБЯ. Лазарь был очень, – предельно, – СТРОГ! – …Только самая ВЫСОКАЯ ПЛАНКА.

Помимо меня у него был ученик, которому он помогал, как мог, – мой друг, югоосетинский скульптор Дима ТОМАЕВ (из Гори). Дима – талантливый. Я был у него в гостях. Разыскал его подвал крохотный в Гори (непросто было, просто спрашивал, телефона не было). Дима, впитав Лазаря, нашёл Себя. Лазарь сам отправил его, сказав: “Дима, тебе пора определяться и искать свой путь в искусстве”. Дима нашёл его. Он – рано умер. К горю нашему. Вещи его есть в Московском государственном музее искусства народов Востока. Светлая память таланту Диме ТОМАЕВУ! Он рано завершил свой путь, только нащупав что-то своё, похожее на египетское, кубовое, монолитное. Его творчество – достойно ИССЛЕДОВАНИЯ.

К Лазарю заходили бывало разные люди молодые, он часто смотрел работы и как Председатель Молодёжной секции московского Союза художников. Никогда не рубил работ и автора, даже, если было очень плохо, высказывал своё мнение, но подписывал то, что его просили. Он помогал…

И Костя МАЛАХОВ заходил, и БИЛАР. Однажды я привёл Машу ОРЛОВУ! – Лазарь написал ей восторженный отзыв: помимо красивых, интересных показанных работ, Маша – интересная, красивая ЖЕНЩИНА. Но…

Сверхчетырёхдесятилетным опытом общения, как ученик и как человек, никто кроме меня
похвастать не может. Я продолжаю ЭТОТ ПУТЬ и сейчас, когда уже семь лет (помимо других неформальных опытов) – руковожу педагогическим процессом и являюсь преподавателем сам, организуя учебную и творческую жизнь наших младших друзей, а Лазарь… Лазарь уже НА ВЕРШИНАХ! –  и_н_ы_х .

Вся разница ВИДНА, вся разница НАЛИЦО. Потому я не могу смотреть на то, что пишем мы, ‘учителя’, и они ‘ученики’. Нет, конечно же, нет: мы – педагоги, они – студенты. НО – никто из нас НЕ ХУДОЖНИК! Никто из нас не УЧИТЕЛЬ, не УЧЕНИК. Доценты, профессора, члены-корреспонденты и члены действительные… – какая (и) полная дребедень!

Звания «ХУДОЖНИК» достоин Лазарь. И оно ВЫСОКО. Очень! (И) Ни к чему отсутствующая приставка, которая так и не приросла за его
жизнь: “заслуженный”, “народный”, “академик”. Ему это НЕ ПОДХОДИТ. Имени достаточно: ЛАЗАРЬ!

“Художнический” – его СЛОВО! излюбленное! Часто говорил притчами, случаями из детства, рассказами О ЛЮДЯХ, которых знал ОТЛИЧНО, которых и любил и ненавидел. Он ВСЕГДА БЫЛ В МАСТЕРСКОЙ, он всегда работал, БЫЛ НА МЕСТЕ. Его можно было застать – работающим ВСЕГДА! Вот ГЛАВНЫЙ УРОК: РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! РАБОТАТЬ! упорно, горько, не надеясь НИ НА ЧТО, не требуя НИЧЕГО! взамен потраченным СИЛАМ! жизни.

“Создавать… Создавать СВОЙ МИР! – вот это САМОЕ главное…” – запомнил я его слова, сокровенные ДЛЯ МЕНЯ. А он продолжал лепить, когда говорил мне, не останавливаясь…

Создавать!.. Создавать СВОЙ МИР! 
 

19 июль , вторник , 07:38 , 2011 ~ лето ** ** лето ~ 2011 , 06:09 , среда , июль 20


Рецензии
Не отрекаться от своего, не растворяться в чужом, не слушать тех, кому не доверяешь душой, искать себя и удержаться, поверив в себя. Это так сложно, Артём! И какое счастье, что были и есть такие люди, как Лазарь Гадаев - педагог, художник, МАСТЕР!
Спасибо, Артём, за эти искренние слова от всего сердца!

Анна Дудка   20.07.2011 07:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Аня, за ежедневную поддержку чтением и отзывом.
Я вот думаю, что педагогика ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН должна всё больше отдаляться от формальностей (а у нас всё больше наоборот...), ПОКАЗЫВАЯ ЯВЛЕНИЕ МАСТЕРА! Раскрывшийся ТАЛАНТ! - учит САМ - стоянием своим в Бытии!

Артём Киракосов   20.07.2011 08:44   Заявить о нарушении
Именно так, Артём!!!

Анна Дудка   20.07.2011 11:07   Заявить о нарушении