Безоблачные годы

Маминой обреченности я не ощущала, в доме никогда не властвовала атмосфера безысходности, потому что женщины наши – и мама, и бабушка – были настоящими оптимистками. Жили по средствам, и потому в доме никогда не велись бесконечные, как во многих семьях, разговоры о нехватке денег. Платья часто я донашивала Олины (моей старшей сестры), иногда шились, а вернее, перешивались для меня новые, часто из остатков материи для маминых или Олиных платьев, «комбинированные», как называла их моя бабушка Клавдия Николаевна Солодовникова, великолепная портниха, которая обшивала и обвязывала всю нашу семью. Самые вкусные пироги, говорили все знакомые, пекла тоже моя бабушка. Это теперь я понимаю, что пироги были самой сытной да и дешевой пищей. Пироги пеклись в нашем доме часто, не только по праздникам. О трудоемкости этой работы, как, впрочем, и о многом другом, я тогда и не подозревала.
Мясо доставалось «по знакомству»: в магазине « Молодежный» продавцом в мясном отделе работала Вера Григорьевна, постоянная бабушкина клиентка. Бабушка шила ей выходные платья из каких-то необыкновенно красивых тканей, а маленькие кусочки материи доставались моим куклам. Кукол было немного, да и те старые, «калеки», доставшиеся по наследству от старшей сестры. Зато, когда появилась первая моя новая кукла – рыжеволосая Маринка,- привезенная мамой в подарок с курорта из Грузии,- радости моей не было предела. Для Маринки мы с Олей, великой выдумщицей, устроили даже день рождения: Оля испекла крошечные пирожки величиной со сливу и даже с начинкой.
   Мама каждый год ездила в грязелечебницы: на Северный Кавказ или в Грузию, тогда нашу, т.е. общую, советскую. Помню ее приезд с чемоданом черешни! Стоит он в зале на полу с откинутой крышкой, словно разинутый широко-широко рот, полный крупных спелых коричневых ягод. А сладкие «грузинские» слова  «чурчхела», «нуга», «королек» до сих пор пробуждают в памяти запах и вкус детства.
   Отсутствие мамы будто бы не замечалось. Наверное, потому, что все в доме делалось по заведенному раз и навсегда порядку. Незаметному для всех, но очень привычному. Папа уходил на работу рано: в 7 утра, но к этому времени появлялись в доме бабушка и дедушка, жившие неподалеку, в 3-м микрорайоне, и заступали на «вахту». Мы с Олей этого даже не видели, потому что в столь ранний для нас час почивали еще в своих кроватках. Бабушка занимала пост у плиты, а дедушка отправлялся по магазинам, что было весьма ответственным делом, ведь ему надлежало выстоять несколько очередей, приобретая необходимые продукты.


Рецензии
Как хорошо, как верно Вы написали: "Отсутствие мамы будто бы не замечалось"! Все мы такие в детстве. Правда, у нас было по-другому: мама приходила домой каждый день, хоть иногда и поздно. Поэтому я заметила ее отсутствие, когда она "ушла за братишкой". Так мне папа объяснял. Мне было тогда пять лет, и я была рада, когда мама вернулась. Только братишка меня разочаровал. Надеюсь, он не обидится.

Алла Каледина   07.01.2020 18:07     Заявить о нарушении
Братишка не обидится!Все мы были искренние максималисты! Поговаривают, что Рай на Земле есть... И это наше Детство)

Алла Тяжева-Каргина   08.01.2020 12:05   Заявить о нарушении
Рай, не рай, а все-таки лучшее, что было в нашей жизни. Но тогда нам так не казалось.

Алла Каледина   08.01.2020 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.