Дуб здоровья

     Однажды я отдыхала в доме отдыха "Зелёная Роща". Отправились мы как-то гурьбой к старому дубу, одиноко стоящему в открытом поле... Идя по плотине, я неожиданно увидела, как через речку переплывал еж, на иголках которого были наколоты яблоко и гриб шампиньон... Придя к дубу, мы поклонились ему низко, обняли могучий ствол, попросили сил и здоровья, пожелав ему расти ещё не одно столетие. Вот так и родилась сказка.

 
    За  лесами, за долами, за высокими горами на речушке Быструшке живет дед Егорий. На одном берегу Быструшки раскинулась роща зелёная, на другом  – деревня Сонино. Почему Сонино? Да потому, что любят там очень поспать.
Ранним утром,  как только прокричат первые петухи, дед Егорий растапливает огромную печь, ставит на огонь котелок с водой. Когда вода закипит, бросает в котелок травы и коренья запахучие. На дворе осень, разгулялась снежная метель, сиверко ещё с вечера не унимается, щёки вон как  раздулись у него.
Дед Егорий распушил усы, прихлёбывает чай с блюдечка, в прикуску с каленым сахаром, и рассказывает:
   -Бродил я по роще зелёной и вижу: под кустом лещины кто-то шевелится, нагнулся посмотреть, а там – ёжик! На спине у него узелок прилепился и большой гриб. Признаться, я таких грибов ещё не видывал: шляпка большая, белая, подклад у неё опять же нежно-лиловый будет. Ниже шляпки воротничок кружевной, словно жабо французское. Ножка вся тоже белая, будто на неё трико белое натянули. Ну, прямо французский сир! Смешно мне стало. Ладно, ёжик гриб подцепил, а узелок-то ему зачем? Вдруг слышу:
   -Спасибо, друг, что бы я без тебя делал? Дорога длинная, совсем нога устала,  без твоей помощи и к зиме не добрался бы.
В ответ раздалось:
   -Чего уж там, слезай. У меня тоже лапы устали, исколол их все еловыми иголками. Эй! Узелок-то не забудь! Спинушку-то так и разваливает. Это сколько же ты на мне ехал?
   -Да, уж, неделю, наверное. Ты, думаешь, мне на твоих иголках мягко было? Смотри, весь кафтан изодрал своими колючками!
   -Не нравится. Тогда зачем просился? К дубу здоровья ему захотелось, ишь, ты! Слезай, говорю!
   Ёжик остановился, с его шубки соскочил на землю гриб. Он осторожно потянул с ежовых иголок узелок, тот развязался,  на землю выкатилось огромное яблоко, за ним другое, третье.
   Гриб поднял два яблока, насадил их ёжику на иголки и говорит:
   -На вот тебе, за работу.
Ёжик ответил:
   -Фр-р! – спасибо, значит. – Ты к дубу-то здоровья по тропинке вон той иди, что влево заворачивает. Как до можжевельника доберёшься, направо поворачивай. Там будет большая поляна. На ней и живёт дуб здоровья. Ну, пока, мне пора домой.
    Ёжик махнул грибу лапкой и скрылся в разлапистом папоротнике. Гриб завязал оставшееся яблоко в узелок, перекинул его через плечё и зашагал вниз по тропинке.  Но не успел  ёжик пробраться через заросли папоротника, как услышал:
    -Бульк, -  словно кто-то в воду свалился.
Ёжик подумал:
   -Уж не гриб ли? Ему через речку-то не перебраться, моста нет, плавать, поди, не умеет, вдруг утонет?
   Ёжик  торопливо повернул назад, спустился по тропинке и видит,  гриб в воде бултыхается, а узелок свой не отпускает.
   -Эй! Узелок-то брось, а то утонешь!
   -Не брошу, яблоко это я должен дубу здоровья передать. Я его из самой Шампани  несу.
   -Ну, что ты с ним будешь делать? Дубу здоровья должен передать, вот утонешь, тогда и передавать будет некому.
Гриб продолжал бултыхаться в воде, а узелок с яблоком не отпускал.
   -Ладно, - говорит ёжик, - я тебя сейчас на другую сторону речки перевезу, а дальше ты сам, без меня добирайся, а то мне некогда.
   Ёжик осторожно опустился в воду речки Быструшки, гриб зацепил за его колючки узелок, и они поплыли на другой берег. Выбрались на сухое место. Оба мокрые.
-Пообсушиться бы надо, - сказал гриб, -  узелок намок, как я буду его дубу здоровья передавать.
   -И то, правда, - ответил ёжик. Они растянулись на пригревенке. А когда обсохли, каждый двинулся своей дорогой.
Идёт гриб по тропинке, траву тросточкой раздвигает. Вдруг на его пути вырос еловый пенёк. На его голове красовался моховой берет изумрудного цвета. Заступил пенёк  дорогу грибу, не пускает. Гриб хотел, было, его обойти с одной стороны, не получилось, с другой стороны – тоже пенёк его не пускает.
    -Пусти, говорю!
    -Не пущу. Кто ты такой, чтобы я тебя пропускал. В  нашей роще такие грибы не растут. Уж не поганка ли ты?
    -Нет, не поганка.
    -Тогда кто ты такой, отвечай! Зачем в нашу рощу забрался?
    -Зовут меня Шампиньоном. Происхождение у меня благородное. Прослышал лесной народ в Шампани, что дуб здоровья старый стал, занемог. Решили ему молодильных яблок отправить. Да вот не донёс я два яблока, ёжику отдал за работу. Он меня вёз на своей спине неделю целую. Опять же через речку Быструшку помог перебраться. Пусти! Что ты на тропинке развалился!
   -Яблоки, говоришь, молодильные? Хорошо, ступай. Вон там, за можжевельником и сворачивай направо, не далеко теперь тебе осталось.  Смотри-ка ты, из самой Шампани добирается! – Еловый пенёк низко поклонился    грибу,     уважительно   снял    с      головы изумрудный  моховой берет и отодвинулся с тропинки.
Ёжика распирало  любопытство и он повернул назад, стал пробираться за грибом на некотором расстоянии. Подслушал  разговор елового пенька с грибом и решил:
   -Отнесу-ка я эти яблоки дубу здоровья. Он и впрямь совсем занемог.
Тем временем гриб пробирался через колючие кусты можжевельника, а когда пробрался, увидел перед собой большую поляну, на которой стоял огромный старый дуб здоровья. Гриб осторожно подошёл к нему, положил у подножия яблоко и сказал:
   -Здравствуй, дубушко! Вот я и добрался до тебя. Прослышал лесной народ Шампани, что ты стар стал, занемог, силы у тебя ослабли, решили передать яблоки молодильные. Только донёс я до тебя всего одно яблоко. Прости, не уберёг.
   -Спасибо! Мне про тебя ещё мама рассказывала, когда я только из жёлудя проклюнулся. Я всё ждал, думал, не дождусь, стар совсем стал. Да ты не горюй, мне и одного молодильного яблока хватит. Силушка в нём немерянная. Хватит на всех.
    А тут и ёжик подоспел. Положил он два яблока к подножию дуба.
-Вот, я донёс эти яблоки. Они тебе, дубушко, нужнее, - сказал так ёжик и отошёл к грибу, присел рядом с ним.
    Зашумел старый дуб:
    -Все! Слушайте все! Сбылась легенда, прибыл из Шампани  гриб   Шампиньон.   Он принёс молодильные яблоки. Теперь я снова дуб здоровья, силушка во мне поднялась прежняя – целительная. Объявляю всем свою волю: пусть живёт в лесах наших гриб благородный  – Шампиньон!
    Зашумели деревья в роще зелёной приветливо. Окружили гриб Шампиньон грибы местные, здесь и гриб Боровик, Подберёзовик и Волнушки тоже здесь, Грузди Белые, Сыроежки, Валуи зелёные, грибы Рыжики с Маслятами, да Опята – весёлые ребята.
Дед Егорий закончил свой рассказ и улыбается. А за окном солнышко выглянуло, растопило порошу снежную. Присмирел сиверко.
    Ну, а ты хочешь к дубу здоровья старому? А придёшь, поклонись ему в пояс, низёхонько и скажи тихо ласково: «Здравствуй, дубушко! Прогони мою немочь незваную, дай здоровья мне и молодости. Сам живи, не старей душой. Вот, принёс я тебе молодильное яблоко!» Положи то яблоко к подножию и опять поклонись в пояс низёхонько.

27 ноября 2003 г.
Д/о «Зелёная Роща»,
Московская область


Рецензии
Здравствуйте, Зинаида!

С новоселием на Проза.ру

Приглашаем Вас на страницы Международного Фонда Великий Странник Молодым:

http://proza.ru/avtor/velstran12
http://proza.ru/avtor/velstran

Будем рады Вашему участию в Конкурсах и другой деятельности Фонда

С уважением

Международный Фонд Всм   21.07.2011 09:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо за внимание и приглашение. Поосмотрюсь маленько, сориентируюсь...

Зинаида Тузова   21.07.2011 11:36   Заявить о нарушении