Всеволод каратеев. Селищенская военная авиационная
Воспоминание. Мемуары. Рассказы. Москва 21.07.2011
1944. Окончание Селищенской военной школы авиамехаников
Конец 1943 года для нашей семьи был тяжелым, горестным, хуже не бывает. 5 сентября 1943 года на фронте Великой Отечественной войны, на Украине в Полтавской области Зеньковского района на южной окраине села Левченки при налете фашистской авиации в возрасте 46-ти лет был убит мой отец, Каратеев Алексей Федорович. Не прощу никогда!
Мама и сестры сошли с ума. Что сделал мой отец окружающим? Был добрым, отзывчивым, на любую просьбу обездоленных откликался с открытой душой, готов был поделиться последней рубахой, любил охоту, рыбалку и жизнь во всех ее проявлениях. За что его убили?
Начало нового 1944 года я продолжал службу и учебу в военной школе авиационных механиков. Продолжались четко распланированные занятия. Успехи были значительными. Мы уже научились запускать двигатель АШ-82 самолета Ла-5. Двигатели мощные. При выходе на максимальные обороты самолет может перевернуться. Чтобы избежать нежелательных последствий, на хвост самолета ставили двух курсантов. Курсанты спиной к кабине стояли, опершись на стабилизатор. Нужно было держаться за самолет и держать самолет. Преподаватель зорко следил за действиями курсантов.
Выход на максимальные обороты двигателя разрешался кратковременно, секунд десять. Эти десять секунд тем, кто стоял на хвосте, казались вечностью. Ураган холодного воздуха пробирал до самой последней косточки. Мизинцы на ногах, и те коченели. К счастью, обходилось без происшествий.
Размеренная курсантская жизнь иногда нарушалась какими-то событиями. Мой сосед на втором этаже казался мне каким-то странным, не от мира молодых неопытных ребят. Был старше, опытнее, находчивее и воровал, чем похвалялся передо мной. Документы я прятал под подушку. Однажды я обнаружил отсутствие водительского удостоверения. Через несколько дней этот сосед нагло показывал мне водительские права с фото и фамилией своей. Я ничего не сказал. И не успел сказать, так как мой сосед исчез. До многих докапывались постепенно, но верно.
Еще экзотика: среди курсантов нежданно-негаданно объявился гипнотизер, самый настоящий, на уровне профессионала.
Числился курсантом.В курсантской форме.
Как-то стихийно собрались в просторном зале, и этот курсант-гипнотизер начал показывать свои способности. И не было никаких, как говорили, «подставных лиц», так как гипнотизер проделывал свои манипуляции, свои опыты на моих товарищах. Например, он предупредил, чтобы несколько человек встали перед загипнотизированными, так как сейчас они бросятся нырять как бы в воду. Так и произошло. Подопытные курсанты по команде гипнотизера бросились как бы в воду, но их подхватили товарищи. Гипнотизер вскоре тоже исчез.
Программа запуска и опробования двигателей АША-82 самолета Ла-5 на всех режимах, возможные сбоев и неисправностей, и способов их устранения была завершающей. Мы были готовы обслуживать самолеты самостоятельно и рвались на фронт, обязательно на фронт.
Военная школа авиационных механиков называлась еще Селищенская военная школа авиационных механиков по названию населенного пункта в Ленинградской области, где была сформирована школа и началась ее деятельность. Позже школа была эвакуирована в город Петропавловск на севере Казахстана, где тогда я и находился.
Оглядываясь на прошедшее в Селищенской военной школе авиационных механиков, я сделал вывод, что учеба и становление меня в качестве авиационного специалиста вполне удались. Я стал физически намного крепче и выносливее. Если мои некоторые товарищи по службе и учебе падали в обморок или совсем выбивались из сил, то я и близко не подходил к этой границе обморочного состояния. Вся физическая, умственная и нравственная нагрузка были в пределах нормы. И при выходе из пиковых нагрузок у меня прибавлялись силы, выносливость, знание и опыт. Не последнюю роль в приобретённом опыте играло умение ориентироваться в сложившейся обстановке.
Очевидно, прав был мой отец, когда брал меня с собой с раннего детства на изучение и осмотр автомобильной и другой техники. Обращение с оружием важный и жизненно необходимый элемент знаний с детсадовского возраста, чтобы не было трогедии позже. Поездка на охоту, рыбалку. Занятия спортом: лыжи, коньки, футбол, волейбол.
Плавание и ныряние под водой были моим любимым общением с прекрасной природой.
На дне Иртыша я вслушивался в звуки, издаваемые мощным течением реки, в каждом месте иное звучание.
Еще бег и велосипед.
Бегал легко, быстро и не уставал. Моими тренерами были банды подростков с финками в руках и реальной угрозой расправы.Были моменты совершенно безвыходные,когда окружали нас, меня и моего друга Ахата с разных сторон и спасти нас могли только наши ноги.Ахат был на два года старше меня,но в беге я не уступал никому.
В 1950 году я учился в Вильнюсском военном техническом учипище,где на первенстве училища в беге на 800 метров занял первое место и получил приз-книга Льва Толстого "Анна Коренина",которая хронится у меня до сих пор.
Сожалею, что постепенно отошел от спорта. Панирую вернуться обязательно.
Сколько я себя помню, все лето в одних трусах с друзьями с утра до вечера пропадали на Иртыше. Переплывали Иртыш вдоль и поперек. Не было места реки, где бы, ныряя, мы не доставали камушек со дна любой глубины.
Облазили все острова и прибрежные заросли в поисках еды. Любимая ягода – черемуха. Пекли на кострах яйца диких птиц и собирали съедобную зелень, чувствуя себя путешественниками, Робинзонами.
В кругу друзей и товарищей вел я себя спокойно, раскованно, ровно, становился на сторону слабых, обиженных.
Учеба давалась мне сравнительно легко, хорошо разбирался в тончайших нюансах авиационной техники. Знал и чувствовал потребность в дальнейшей учебе.
Мои попытки перехода на учебу в летное училище прерывались с самого начала. Мне твердо объясняли, что фронту сейчас нужны авиационные механики нашего профиля. Официальный выпуск авиационных механиков в Селищенской школе авиационных механиков состоялся 3 мая 1944 года. Особых торжеств не было, зачитали приказ и стали готовиться к отъезду.
Всеволод Каратеев Москва 21.07.2011
Свидетельство о публикации №211072101327