Гитара шествует по кругу
«Дорогой друг! В нынешнем году мы собираемся провести отпуск в палаточном лагере на берегу Азовского моря. Будем рады, если вы присоединитесь к нам. С собой нужно иметь все необходимое для жизни в полевых условиях — палатку,
спальник и т. д. Приготовьтесь к дню Нептуна, карнавалу, КВНу, параду городов и другим неожиданностям.
Ваши друзья из клуба самодеятельной песни «Галс».
Так летом 1984 года я попал в молодежный палаточный городок, организованный Керченским
клубом самодеятельной песни для друзей и единомышленников из
разных городов страны.
Песни любят все. Но наступает время, когда ощущает человек — мало ему шумной и часто
неглубокой эстрады. Другие мелодии, иные слова входят
в душу. Пусть пока робко
проникают эти произведения
в телевизионный репертуар,
на радио и на сцену, но они царствуют у туристского
костра, в студенческом общежитии. Их авторы, в большинстве своем непрофессионалы, сочиняют не для
славы. А потому, что иначе просто не могут.
ИЗ АНКЕТ ОБИТАТЕЛЕЙ
КЕРЧЕНСКОГО ЛАГЕРЯ
Самое краткое и точное, на твой взгляд, определение
самодеятельной песни?
— Современный
жанр устного народного
творчества (И. Гольдин, Куйбышев).
— Способ мыслить вслух
(В. Черлянцев, Астрахань).
— Песня, которую не
должны были писать, но не написать не могли (И. Жукова, Петрозаводск).
— Состояние души, положенное на музыку (В. Вьюнник, Керчь).
Песня самодеятельная, или авторская, воспитывает чувства, сплачивает людей. У непосвященных вызывает удивление
это песенное братство. Но,
согласитесь, если ты имеешь друзей во многих уголках
страны — это уже повод считать себя счастливым. А один летний месяц сдружил
более 50 человек из 20 городов - руководителей и активистов клубов, молодых парней и девчат, по-настоящему
интересующихся авторской песней.
Здесь знакомятся, расспрашивают и
рассказывают, переписывают
слова в толстенные тетрадки
и на магнитофонные ленты.
А еще ждут вечернего
костра. Когда зажигаются
звезды, гитара по кругу — и звучат
песни. Знакомые и незнакомые, известных бардов и сочиненные тем, кто взял сейчас в руки гитару. Особенно
хорошо, когда мелодия любима всеми, и ее
подхватывают десятки голосов.
А назавтра ответственное
выступление в городском
парке культуры и отдыха,
перед тружениками фабрик,
заводов, предприятий Керчи.
Пусть ребята и девчата немножко стесняются микрофона. Зато поют искренне,
Заражая слушателей своим волнением. О судьбах десятиклассников страшного 41-
го («Облака» Вадима Егорова), о любви, возвращении на Родину («Пиратская» Б. Окуджавы)…
В перерыве между сменами рабочие-судоремонтники на звук гитары собрались в комнате отдыха. В 30 сантиметрах
под иллюминатором плещется зеленая вода. Слушают задумчиво, тихонько подпевая, а потом долго не стихают аплодисменты…
Особенно волнуются ребята, решившиеся вынести на суд керчан свои собственные творения…
Кстати, об авторах: хорошо ли, когда их много?
Ведь количество сочиняющих
неизбежно сказывается на
качестве…
— Но КСП без своих авторов — всегда плохо, — возражает мне Юрий Черноморченко, председатель
Керченского КСП, инициатор и организатор лагеря. - Движение должно раскрепощать творческие возможности каждого для выражения и осознания себя. Хотя еще хуже
гипертрофированное увлечение собственными сочинениями, которое обычно сопровождается глухотой к придуманному другими…
Проблемы,
возникающие в клубах, решаются в каждом по-своему.
Кое-где КСП работают почти самостоятельно, без всякой поддержки и внимания. К счастью, не
везде.
Прекрасные взаимоотношения с городским руководством сложились у керченского
«Галса», творческой группы
«Потенциал» при винницком
городском клубе туристов
«Меркурий», киевлян…
Лагерь предоставляет большие возможности для общения, передачи опыта. Мне кажется, использовать их следует более рационально. Днем у керчан преобладают отдых, развлечения.
Но приезжают же не просто
курортники — активисты ведущих клубов страны. Думаю, очень помогли бы делу,
например, беседы о творчестве крупнейших бардов. Хорошо бы организовать обучение игре на гитаре, обмен
материалами, творческие дискуссии о путях развития самодеятельной песни, критериях ее качества. Заслуживает внимания тема «бард и деньги» - там,
где начинается интерес к заработкам, убежден,
КСП кончается. Только интересные беседы, встречи, работа с фонотекой и текстотекой могут
укрепить и сохранить клубные ряды.
Короче, тем для обсуждения в подобном лагере
множество. А это значит,
что следующим летом снова вырастет палаточный городок
на берегу моря. И будет гореть костер, и вспомнятся слова доктора
биологических наук, поэта
Дмитрия Сухарева:
«Так что ж поют?
Поют, что надо.
Чужого нет — Булат, «Гренада»
И молодые имена.
Какая дерзкая фиеста,
Какая странная страна!
1984 год
См. полный вариант: ЗА ПЕСНЯМИ
Свидетельство о публикации №211072101446