Гитара шествует по кругу

 
   
  «Дорогой друг! В нынешнем году мы собираемся провести  отпуск в палаточном лагере на берегу Азовского моря. Будем рады, если вы присоединитесь к нам. С собой нужно  иметь все необходимое для  жизни в полевых условиях —  палатку,
спальник и т. д. Приготовьтесь к дню  Нептуна, карнавалу, КВНу, параду городов и другим неожиданностям.
   Ваши друзья из   клуба   самодеятельной   песни «Галс».

  Так летом 1984 года я попал в   молодежный  палаточный городок, организованный    Керченским
клубом  самодеятельной песни для друзей и единомышленников из
разных городов  страны.
  Песни любят все. Но наступает время, когда ощущает человек — мало ему шумной и часто
неглубокой эстрады. Другие мелодии, иные слова входят
в душу. Пусть   пока робко
проникают эти  произведения
в телевизионный репертуар,
на радио и на сцену,  но они царствуют у туристского
костра, в студенческом общежитии. Их авторы, в большинстве своем непрофессионалы, сочиняют не для
славы. А потому, что  иначе просто не могут.

  ИЗ АНКЕТ ОБИТАТЕЛЕЙ
КЕРЧЕНСКОГО ЛАГЕРЯ

  Самое  краткое и точное, на твой взгляд,  определение
самодеятельной  песни?
 — Современный   
жанр устного   народного
творчества (И. Гольдин, Куйбышев).
  —  Способ  мыслить вслух
(В. Черлянцев, Астрахань).
  —  Песня,   которую не
должны были писать,  но не написать не могли (И. Жукова, Петрозаводск).
  —  Состояние  души, положенное на музыку (В. Вьюнник, Керчь).
  Песня   самодеятельная, или авторская, воспитывает чувства,  сплачивает людей. У  непосвященных  вызывает удивление
это песенное   братство. Но,
согласитесь, если ты имеешь друзей  во многих уголках
страны — это уже   повод считать себя  счастливым. А один летний месяц   сдружил
более 50 человек из  20 городов - руководителей и активистов клубов, молодых парней и девчат, по-настоящему
интересующихся авторской песней.
  Здесь  знакомятся,     расспрашивают и
рассказывают,  переписывают
слова в толстенные тетрадки
и на магнитофонные  ленты.
  А еще ждут   вечернего
костра. Когда  зажигаются
звезды, гитара по кругу — и звучат
песни. Знакомые и  незнакомые, известных бардов и сочиненные тем, кто взял сейчас в руки гитару. Особенно
хорошо, когда  мелодия любима всеми, и ее
подхватывают  десятки голосов.
  А назавтра  ответственное
выступление в    городском
парке культуры и  отдыха,
перед тружениками  фабрик,
заводов, предприятий Керчи.
  Пусть ребята и  девчата немножко  стесняются микрофона. Зато  поют искренне,
Заражая слушателей своим волнением. О судьбах десятиклассников страшного 41-
го («Облака» Вадима Егорова), о любви,   возвращении на  Родину («Пиратская» Б. Окуджавы)…
  В  перерыве  между сменами    рабочие-судоремонтники на звук гитары   собрались в комнате отдыха. В 30  сантиметрах
под иллюминатором  плещется зеленая вода. Слушают  задумчиво, тихонько подпевая, а потом долго не стихают  аплодисменты…
 
  Особенно волнуются ребята,   решившиеся вынести на суд керчан свои собственные творения…
 
  Кстати, об авторах: хорошо  ли, когда их много?
Ведь количество сочиняющих
неизбежно  сказывается на
качестве…
  — Но КСП без своих авторов — всегда плохо, — возражает мне Юрий Черноморченко,  председатель
Керченского КСП,  инициатор и организатор  лагеря. - Движение должно раскрепощать    творческие  возможности каждого для выражения и осознания себя. Хотя еще хуже
гипертрофированное  увлечение собственными сочинениями,    которое обычно сопровождается глухотой к  придуманному другими…


   Проблемы,
возникающие в  клубах, решаются в каждом по-своему.
Кое-где КСП работают почти  самостоятельно,   без всякой поддержки и внимания. К счастью, не
везде.
  Прекрасные    взаимоотношения с городским руководством сложились у керченского
«Галса»,  творческой группы
«Потенциал» при  винницком
городском клубе  туристов
«Меркурий», киевлян…
  Лагерь предоставляет большие возможности для общения, передачи опыта. Мне  кажется, использовать их следует более рационально. Днем у керчан  преобладают  отдых,  развлечения.
Но приезжают же не  просто
курортники — активисты ведущих клубов страны. Думаю, очень помогли бы делу,
например, беседы о творчестве  крупнейших   бардов. Хорошо бы  организовать обучение игре на гитаре, обмен
материалами, творческие дискуссии о путях  развития самодеятельной песни, критериях ее   качества.  Заслуживает внимания тема «бард и деньги» - там,
где начинается   интерес к заработкам, убежден,
КСП кончается.   Только интересные беседы, встречи, работа с фонотекой и  текстотекой могут
укрепить и  сохранить клубные ряды.
  Короче, тем для обсуждения в подобном лагере
множество. А это  значит,
что следующим летом снова вырастет  палаточный городок
на берегу моря. И будет гореть костер, и вспомнятся слова доктора
биологических наук, поэта
Дмитрия Сухарева:
  «Так что ж поют?
  Поют, что надо.
  Чужого нет —  Булат, «Гренада»
  И молодые имена.
Какая дерзкая фиеста,
Какая странная страна!

1984 год
 
См. полный вариант: ЗА ПЕСНЯМИ
 


Рецензии