Храбрый осёл

Пьеса для кукольного театра  по мотивам казахской народной сказки

Действующие лица

Осёл
Верблюд
Тигр
Волк
Сорока
Хозяин Али

У забора, возле дома хозяина  Али, Осёл и Верблюд.

ОСЁЛ
Всегда навьючен я, нет мочи,
Тружусь я дни, тружусь я ночи,
Давай сбежим с тобой, верблюд,
Туда, где солнце, клевер, юг.

ВЕРБЛЮД
С тобой согласен – кормят плохо.
Но как сбежать? Не знаю я.
Хозяина не дремлет око.
Боюсь, что раб – судьба моя.

ОСЁЛ
Я все обдумал, дорогой,
Мы повезём тюки с мукой,
Пойдём послушно, тихо, смирно,
Потом - внезапно обессилим,
И пусть хозяин наш бранится
(Он может даже застрелиться),
Не будем мы и шевелиться!
Когда Али, усталый, злой,
Пойдет за помощью – любой,
Мы понесемся в степь, резвы,
Свободны будем, как орлы!

ВЕРБЛЮД
Ты молодец, Осёл! Ура!
Едва дождусь теперь утра!

СКАЗОЧНИК
На утро на базар пошли
С мукой Верблюд, Осёл, Али.
Как решено, на перевале
Верблюд с ослом «совсем устали»,
И - повалилися без сил.
Али  их бил, бранил, просил…

АЛИ
Скорей вставайте, негодяи!
Не то кнутом вас отстегаю!
(Ослу)
Тебя ударил я раз сто,
А ты не шевельнул хвостом!

ВЕРБЛЮД
Ой, больно, встану я, Али!
Ну, где твои мешки? Вали!

АЛИ
Тюк повезешь ты за осла.
Похоже сдох он. Не беда!
Куплю себе осла другого –
Красивого и молодого!

ВЕРБЛЮД
Осёл хитрющий! Ведь твою
Я ношу за тебя везу!
В затмение пришёл мой разум!
Доверился ослу-заразе!

Али и Верблюд уходят.  Осёл вскакивает, танцует радостно.

ОСЁЛ
Кругом трава, так счастлив я!
Свобода – родина моя!
Как хорошо на свете жить
Ослом свободным, не тужить!

(Вздыхает.)
Мне жаль Верблюда, к сожаленью,
Не смог он вытерпеть мученья.

Осёл  бежит, пританцовывая, за его спиной  можно показать панораму
лесов, гор, рек. Наконец, он останавливается на поляне.

ОСЁЛ
В поляну эту я влюбился,
Пожалуй, здесь и приземлимся.

Появляется Тигр, хозяин поляны.

ТИГР
Я – властелин, я – царь зверей,
Король я джунглей и степей.
Хочу, чтобы мой злобный рык
До сердца каждого проник!
Я обхожу свои владенья…
Видит Осла.
А это что тут за явленье?
(Ослу.)
Границу пересёк мою?
Тебя за это я тебя убью!
 
ОСЁЛ
Конец, похоже, мне пришёл,
Включай мозги свои, осёл!
Со страха просто умираю
И что мне делать, я не знаю.
Каюк! Кранты! Сейчас помру!
Или… Я просто заору?..

Поднимает хвост и воинственно кричит во всё своё ослиное горло.

Иа, иа, иа, иа!

ТИГР
Какой же это страшный зверь!
Отступим лучше без потерь.

Убегает. Встречает волка.

ВОЛК
Кого ты испугался, властелин?

ТИГР (дрожа)
Он черт, колдун или вампир!
Пасть шире головы открыта.
Кричит «иа» он так сердито,
Как ерехонская труба!
И  содрогается земля,
И меркнет небо. Да, беда!

ВОЛК
Похоже, испугался ты осла.
Управа на него проста.

Берет аркан, один конец привязывает  на шею тигру, а другой конец – на свою.

Арканом скрутим мы его!
Один за всех и все – за одного!

Появляется Осёл. Волк и Тигр идут ему навстречу, вернее,  Волк тянет на аркане Тигра. Ослу ничего не остается сделать, как изобразить свирепый вид и снова закричать.

ТИГР (Волку)
Предатель, тащишь ты меня в подарок монстру.
Расправится со мной он очень просто.
Бегу домой, пока уносят ноги.
Спасите! Звери, птицы, люди, боги!

Убегает, за ним, связанный арканом,  бежит Волк.
Осёл  в это время падает на землю. Лежит без движения. Появляется Сорока.

СОРОКА
Глазам не верю. Сдох наш зверь.
Что ж, такова его планида.
Я тигра посрамлю. Скажу:
 «Убила гниду, прикончила его до срока».
- Ну, ты даёшь, отважная сорока, - мне скажет тигр,
- Медаль ты заслужила, белобока!

Осмелев, она гуляет по Ослу, хватает его за нос. Сначала тот лежит неподвижно, а потом изо всех сил ударяет ее хвостом.

СОРОКА
Не надо, друг. Мне больно! Отпустите!

Кое-как отлетает в сторону.

Пардон, мёсье, за наглость извините,
Случайно я прошлась по вам,
Вообще-то я скромна не по годам!

Летит к Тигру.

Беги, мой царь, отсюда, пока цел.
Навеки искалечил меня зверь!

ТИГР
Да, царь зверей, с позором изгнан ты.
Возьму пожитки   и уйду. В кусты.

ОСЁЛ
Я – царь зверей теперь, любимец детворы,
В кошмаре вспоминаю я Али.
Какой дурак я был, когда тюки возил,
Терпел побои, голодом себя морил.
Теперь живу спокойно на поляне я,
И понимаю – сила не всегда права!
Иа-иа-иа-иа!

СКАЗОЧНИК
Мораль сей сказки такова.
Порою  хитростью  мы можем одолеть
Того, в ком нет мозгов,
Лишь мышцы есть, да спесь.
Восславим вместе хитрого осла!

ОСЁЛ
Иа-иа-иа-иа!

Появляются все герои нашего спектакля:  Сорока, Тигр, Волк, Верблюд.
Тигр теперь похож на большую кошку, а Волк – на добродушную собаку. Для этого им можно привязать большие банты. Они танцуют и поют.

Как много света и тепла
Поляна наша принесла.
Благодарим за то Осла. 
Иа-иа-иа-иа!
Все звери дружат. Мы теперь
Прекрасный коллектив зверей.
Благодарим за то Осла. 
Иа-иа-иа-иа!
Мы понимаем все отлично,
Что силой не решить проблем,
Мы действует дипломатично,
Приятно всем, приятно всем!
И хитрость тоже не помеха,
Хотим,  чтобы было больше смеха,
И света больше, и тепла,
Благодарим за то Осла. 
Иа-иа-иа-иа!

Конец

Постановка только с согласия автора


Рецензии