Путешествие в страну Фантазия

или Искусство сочинять сказки

Урок 1
 Рифмы

Я вам сразу скажу, если вы будете сидеть и думать: как бы мне сочинить интересную сказку, у вас ничего не получится. Или выйдет что-нибудь, очень похожее на другую сказку… Сказка всегда складывается из какого-нибудь неожиданного сравнения, а иногда и из настоящей чепухи, если признаться…
Например, можно попробовать поискать рифму к разным словам. Составить «фантастический бином», как говорит Джанни Родари. Возьмем, например, первую попавшуюся: тетрадка-лошадка, листок-свисток…
Тетрадка-лошадка. Что тут можно придумать интересного? Например, что однажды маленькой лошадке подарили тетрадку, она решила стать очень умной и поступить в школу. А может, вести дневник, или – еще лучше – завести словарь, в который вносить разные испанские слова и их перевод, потому что лошадка очень хотела перебраться в Испанию на постоянное место жительства.
А можно подойти к рифме совсем с другой стороны. Девочка делала уроки по математике, и вдруг прямо из задачника к ней выпрыгнула лошадка. Она оказалась на редкость симпатичной, и девочка с ней подружилась. Сюжет дарю.
Возьмем рифму листок-свисток. Представим себе дерево, на котором вместо листьев растут свистки. А на другом дереве – маленькие арфы, а еще на одном – маленькие аккордеоны и так далее. Когда в лесу начинается ветер, лес начинает звучать. Иногда звуки складываются в прекрасную сонату или даже симфонию, потому что это лес-оркестр. Ну а как на подобный музыкальный лес будут реагировать его обитатели, придумайте сами. Возможно, они полюбят музыку и изменят свои характеры. Все станут добрыми, культурными и приятными в общении. Даже волки, львы, тигры и шакалы. А может быть, откроют в лесу филармонию, театр оперы и балета или консерваторию. Лиса будет там дирижером, а медведь поедет учиться искусству пения в консерваторию… Словом, есть где разгуляться фантазии.
Возьмем рифму трамвай-попугай. На мой взгляд, совершенно замечательная рифма. Почему бы и в самом деле нам не подружить трамвай с попугаем? Что мы знаем о трамвае? Ну ходит он, бедный, по рельсам, даже влево-вправо шагнуть не может, а ему, наверное, так хочется взлететь высоко в небо! Может, в этом ему как раз попугай и поспособствует? Так и родилась из этой рифмы моя сказка «Трамвай и попугай»

Урок 2
 Игра в "чепуху"

Когда я была студенткой, мы с подругами прямо на лекциях в университете, признаюсь вам по секрету, очень любили играть в «Чепуху». Наверное, вы знаете эту игру. Сначала на бумажке задаются вопросы, например: кто, какой, что делает, зачем, каким образом, что из этого вышло? Потом все по очереди пишут на них ответы, не зная, что написал предыдущий игрок. В результате вся абракадабра, которая получилась, зачитывается вслух и все смеются.
Но мы ведь с вами – сказочники, поэтому из получившейся чепухи постараемся «выудить» очень даже умные мысли. А может быть, и сюжет для сказки.
Как-то я решила поиграть в эту забавную игру. На одной стороне бумажек написала вопросы, а на другой – разные ответы. У меня получилось 32 бумажки. Потом стала их вытягивать наугад, а затем раскладывать в порядке составления вопросов. Вот какие истории у меня получились.
Голубоглазая зебра однажды задумала познать самое себя, долго соображала, и в результате сочинила большой роман, который пользовался большим успехом.
Неплохо. Даже имеется какой-то шарм. Пойдем дальше.
Белоснежный сотовый телефон решил проявить свою индивидуальность: начал играть на кларнете и писать стихи. По ночам на письменном столе его хозяина стала собираться хорошая компания. Компьютер, факс, сканер. Поодаль на маленьком столике стоял телевизор, которому тоже было интересно послушать игру на кларнете сотового телефона, а все вместе они были влюблены в красавицу-магнитолу…
Что дальше получилось из этой истории, не знаю, может, вы продолжите?
Следующая «чепуха» такая.
Очень умный подсолнух на грядке в огороде влюбился в розу. Он страшно хотел ей понравиться, а так как знал, что женщинам нравятся только умные мужчины, начал решать все задачки подряд из учебника физики, который оставил в огороде маленький мальчик – сын хозяина дома.
Так родилась сказка «История умного подсолнуха».
И еще одна история родилась из чепухи. Про маленького человечка с серебряными бусами, которого я назвала барабашка. История так и называется «Маша, пианино и Барабашка». Еще у меня получилась “абракадабра” про старинную чернильницу (вы наверняка все пишете только шариковыми авторучками). Если взять обычное перо, обмакнуть в чернила, и попробовать нарисовать, скажем, кошку, то кошка оживет. Вообще старинная музыкальная чернильница – это очень интересно. А если к ней еще придумать и гусиное перо? Только его обмакнешь в чернильницу, как оно само начинает писать сказки? Вот так и получился у меня цикл сказок «Сказки из старой чернильницы».
Еще одна абракадабра. Девочка находит в углу комнаты цыпленка, обернутого в серебряную бумагу от шоколада. Она его выхаживает – у цыпленка сломана ножка – и выясняется, что он обладает необыкновенными способностями. Чем не сюжет?
У меня в тетради записано много сюжетов, как говорят, «в порядке бреда». Дама с пёсиком отправились в морское путешествие. Там он познакомился с другим псом, который умел летать. И теперь дама не подозревает, что, когда отдыхает в своей каюте, ее «той-пудель» отправляется в воздушное путешествие со своими приятелями.
Вас, наверное, интересует, что стало с моими подругами, которые в университете вместо того чтобы слушать лекции, иногда играли в чепуху? Из всех из них вышли неплохие люди. Одна стала доктором физико-математических наук, другая – кандидатом, третья – программистом, четвертая – учительницей математики, а я журналистом. Но перед профессорами нам сейчас очень стыдно, и следовать нашему примеру на уроках я вам не рекомендую. Лучше все же играть в «Чепуху» и сочинять сказки в свободное от уроков время.

Урок 3
Словарь-помощник

Иногда на интересный сюжет для сказки можно напасть, просто листая обычный орфографический словарь и наугад пальцем тыкая в разные слова. Первый раз, например, я попала в слово «прозорливость», второй раз – в «репку». Нет, сказка про репку уже имеется, не будем повторяться, а пойдем дальше.
Первое слово – «судно», второе – «репутация». Это уже что-то. Жила-была маленькая лодочка, которая очень заботилась о своей репутации. Она все время хотела выбиться в большие корабли и плавать не по озеру, а по океану… Я подумала и сочинила сказку на эту тему.
Еще вот такое словосочетание: корзина – говорить.
Почему бы не придумать сказку про очень разговорчивую корзину, которая любила поболтать с овощами и фруктами, которые ее хозяйка несла с рынка?
Интурист – отшельник. Интурист в поисках приключений отправляется не на обжитые Гавайские острова, а куда-нибудь в джунгли или на необитаемый остров. Нет, стоп: история про Робинзона Крузо уже сочинена...
Ворота – миротворец. Здесь можно сочинить сказку о городских воротах, которые бы всех мирили. Какие бы враги ни проходили через эти ворота, они обязательно прощали друг другу все обиды и становились друзьями. И люди приезжали к этим воротам с разных концов света. Думайте, фантазируйте! Я лично такую сказку уже сочинила.
Понравилась мне пара слов: календарь – ослушаться. Висит на стене обычный отрывной календарь и висит. А что бы произошло, если бы он перестал «работать», как ему положено, перепутал все свои листы, и вместо 1 июля, к примеру, на нем появилось 3 января? В результате у меня получилась сказка, которую я так и назвала: «Непослушный календарь».

Урок 4
Волшебный материал
для фантазии

Джанни Родари пишет о том, что большой простор для фантазии дает исследование разных материалов, ведь своих волшебных героев вы можете «слепить» из чего угодно. Но здесь нужно хорошо подумать, ведь почти все самые интересные материалы уже разобраны.
Давайте с вами проведем маленькое расследование. Деревянного мальчика знают все. Сначала итальянский сказочник Коллоди придумал Пиноккио, потом его идея понравилась русскому писателю А. Н. Толстому, и на свет появился Буратино.
Персонажи кукольного театра, сделанные из разных тряпочек и папье-маше, традиционны – Пьеро, Мальвина, Арлекино, – не будем на них останавливаться.
Человечек из теста тоже у нас есть. Его зовут… Совершенно правильно, Колобок. В сказке «Волшебник Изумрудного города» писателя Волкова один персонаж – Страшила – набит опилками, а другой – Дровосек – состоит из железа. Его так и зовут – Железный Дровосек, а чтобы не ржаветь, он всегда носит с собой масленку.
Солдатика, состоящего из олова, знают все. Скульптор Пигмалион «вылепил» свою Галатею из куска мрамора.
А Джанни Родари свою волшебную страну организовал… в обычном огороде, и таким образом появились на свет синьор Помидор, кум Тыква, принц Лимон, графиня Вишня и другие персонажи. Кстати, когда я училась в 3-м классе, мне в школьном драмкружке нашей 25-й алматинской школы доверили роль Вишенки, я ходила и повторяла: «Я очень воспитанный мальчик», и запомнила эту фразу на всю жизнь.
А почему бы мне не взять в герои скульптора, который вылепит свой город из глины, – подумала я, – и отправить в него путешествовать? Глина, конечно, тоже не самый свежий материал, сразу вспоминается колосс на глиняных ногах, но тем не менее… Сказано – сделано. Так появилась сказка «Глиняный город».   
Потом я еще немного подумала и придумала город… в обычной солонке. Там живут соляные человечки, которые очень боятся воды. Они прозрачные, поэтому в стране соляных человечков – Соляндии – все говорят правду и только правду – черная ложь немедленно всплывает наружу.
А из какого материала герои будут действовать в вашей сказке?

Урок 5
Что произойдет, если...

Вот здесь вам никаких подсказок не будет. Для начала вы должны сами придумать какую-нибудь совершенно необыкновенную ситуацию. Что произойдет, если… Что произойдет, например, если в вашу школу вдруг придет Кот в сапогах? Может быть, его попросят дать пресс-конференцию и рассказать, как живется сегодня другим сказочным персонажам? Или все ребята выстроятся в очередь, начнут мерить его сапоги-скороходы, и кому-нибудь быстренько захочется слетать в Антарктиду? А может быть, он выступит с докладом в экологическом кружке?
Можно вообразить и другую ситуацию. Например, в класс пришел новый ученик – маленький гиппопотамчик. Как его встретят ребята? А что, если ваш домашний кот Мурзик решит вам подсказать, как решается задачка по математике? Будете вы его слушать? А что случится, если в вашем портфеле поссорятся ручка, карандаш и ластик?
Я вот так сидела, думала, и придумала сказку  «Зачем лошади шелковые чулки?».


Урок 6
Салат из сказок

Этот метод, на мой взгляд, самый легкий. Все вы умеете, наверное, готовить салат. Нарезать помидоров, огурцов, добавить лук, укроп, петрушку, перемешать все с майонезом, и – салат готов. Можно приготовить салат и более изысканный. Смешать крабовые палочки, свежую капусту и кукурузу из банки и также все полить майонезом…
Таким же образом можно сочинить и сказку. Свести вместе героев разных сказок, добавить немножко «соуса» собственной фантазии  и посмотреть, как они будут взаимодействовать друг с другом, что из этого получится. Джанни Родари назвал такой метод сочинения сказок «Салатом из сказок».
Чего только может не происходить в вашей сказке, ведь сказочники – вы сами. Маша с тремя медведями может, например, приехать на велосипеде в гости к Незнайке, Золушка попасть в плен к Карабасу-Барабасу, а Карлсон совершить с Буратино путешествие на крышу, на которой он живет.
Действие даже самой старинной сказки можно перенести в наши дни. Пусть Пьеро уедет учиться на факультет математики в университет, а Мальвина начнет с ним переписываться по электронной почте. Можно слегка изменить свойства характеров героев. Чиполлино может стать вредным мальчишкой и заставлять всех плакать, Карабас-Барабас, наоборот, очень добрым и преподавать в школе «Этику», а Баба Яга – симпатичной старушкой, которая летает на своей ступе исключительно для того, чтобы дарить ребятишкам радость.

Урок 7
Сказки из страны Цифирии

Вы любите математику, ребята? Не очень? Она кажется вам неинтересной и сухой наукой? Я скажу вам: очень даже зря. Потому что если в математике вы разберетесь, как следует, то увидите, что это очень даже увлекательная наука. Даже Александр Сергеевич Пушкин сравнивал в поэзию с геометрией.
Математика – настоящее волшебное царство… А цифры, числа, геометрические фигуры, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Любая глава из учебника преподносит вам такие интересные сюжеты, что самому ничего и придумывать не надо.
Например, жила-была девушка по имени Задача и влюбилась она в парня по имени Х. Да так влюбилась, что жить без него не могла. А Х., надо сказать, был очень несерьезным парнем, зато любил напускать на себя таинственность. Я-де такой загадочный, исключительный, неповторимый. То в квадрат себя возведет, то в куб, а то и в пятую степень… «Я, – говорил он Задаче, – тебе не чета, я – число трансцендентно-мнимо-иррациональное…» А Задачу от восторга и большой любви еще больше дрожь пробирает…
Но в конце концов нашелся ученик, который Задачу решил и неизвестное Х нашел. Ничего особенного. Серенькая троечка оказалась.
Мораль: не гоняйтесь, девушки, за мнимо-трансцендентными иксами!
Или придумаем математический город. В нем можно будет заметить очень разные персонажи. Взять последовательности. Они, как известно, бывают ограниченными, неограниченными и монотонными… Острые и тупые углы – умные и дураки. Касательная – подхалимка. Нахождение икса в линейном уравнении – простенькая короткометражка, решение системы уравнений с несколькими неизвестными тянет уже на многосерийный детектив. Возведение числа в степень – возношение до небес. Круглые скобки – объятия. Квадратные – тюрьма… А ноль, который сам по себе ничего не значит, может возвысить любую цифру до небес или сбросить ее с высоты. Бесконечно большая и    бесконечно малые величины – зазнайство и скромность . И то, и другое в гипертрофированном виде вредно. В общем – страсти!
Словом, я подумала и сочинила такие сказки и назвала из «Сказки из страны Цифирии».

Урок 8
Приставки и суффиксы

Как известно, предметы бывают обычного размера, бывают очень большими, а бывают – очень маленькими. И смешно получается, когда обычный маленький предмет становится очень большим, а большой, наоборот, маленьким. Гениальную сказку на эту тему уже придумал английский писатель Джонатан Свифт и назвал ее «Путешествия Гулливера». Вы, конечно, ее уже читали. Гулливер побывал сначала стране лилипутов, а затем - в стране великанов Бродингнег.
Очень много интересных сказок можно придумать, добавляя к обычным словам частички макси и мини. «Интересные варианты получаются, – пишет Джанни Родари, – и тогда, когда мы к разным словам добавляем различные приставки и суффиксы. Иногда получается ерунда, а иногда предмет, над которым стоит поразмыслить».
Попробуем добавлять к разным словам «полу» – полубашня, полуарка, полудикарь – ничего интересного. Полузонтик: Полузонтик – это уже интересно. Он всегда над головой. Когда идет дождь, он поворачивается одной стороной, а когда погода ясная – другой и становится невидимым: А что может делать полупекарь? Выпускать недопеченные пирожные или быть на полставки портным? Полубашня – одна ее половина – башня, а другая – подвал. Думаю, тут есть, где разгуляться людям с фантазией.
Все мои  сказки вы можете прочитать в моих книжках «Сказки старого трамвая», «Тайна старинного портрета», «Сиреневая долина». 
Сказочных Вам успехов и творчества!


Рецензии