Звезда пленительного счастья

Людмила Мананникова
Свежий номер альманаха “Литературная Алма-Ата”. Листаю страницы... На каких-то материалах взгляд задерживается. Читая, появляется стойкое желание познакомиться с произведениями альманаха подробнее, а еще лучше - высказаться о его содержании по существу, поделиться своими впечатлениями со всеми любителями литературы
Для начала - стихи Адольфа Арцишевского.
Поэт пишет о себе и о своем времени, а значит, пишет о нас всех. Ближе всего стихи его, наверное, поколению старшему и среднему - он как бы подытоживает свою жизнь, размышляет о прожитом, о своих ошибках и неудачах, о минутах счастья и горечи.
Жизненный опыт одного человека, личности, переплавленный в лирику, это уже и опыт каждого из нас.
Стихов Адольфа Альфонсовича в альманахе опубликовано много, и чем больше их читаешь, тем глубже прорисовывается душа поэта, его “ясная звезда”. И хочется ответить ему его же строками: поэзия Ваша в душе моей “музыкой отозвалась, околдовала и заворожила...”
Перед другим поэтом - Максимом Гольбрайхтом - только расстилаются поэтические горизонты. Его творения наполнены юношеским восприятием жизни, ощущением неограниченности возможностей
Хотя иногда мне кажется, что у нынешнего поколения уровень нравственности все же ниже, чем у нашего и поколения шестидесятников. Слишком уж атакует их нынче “золотой телец”, слишком уж много “кривых зеркал” в нашей жизни, когда белое выдается за черное, а черное за белое.
Цинизм и фальшь, натянутость улыбки.
Я развенчал бы этот маскарад.
Увы, песку подобен мир наш зыбкий,
Вчера - друзья, сейчас в бокале яд
Протягивает Моцарту Сальери,
С улыбкой держит камень за спиной.
Во всех сейчас виновен ты потерях
И неудачах...
А я вспоминаю, как в доме-музее Моцарта в австрийском городе Зальцбурге экскурсовод яростно доказывала, что Сальери историей оклеветан, что он всегда был другом Моцарта и после его смерти помогал его детям...
Простим Максима за Сальери, ведь и Пушкин на его счет ошибался...
Хочется верить, что у молодого поэта впереди хорошее будущее. Я верю в его талант, да и поэзия, надеюсь, в недалеком будущем будет востребована больше, чем нынче.
Рядышком с подборкой Гольбрайхта - стихи молодой Натальи Абдулвалиевой, которая, как истинная женщина, пишет, конечно же, о любви и разлуке, о невостребованных порою чувствах, о том, как горько терять любимого и какое - несмотря на тысячелетия - это хрупкое и неразгаданное чувство любовь. “Мы влюбились в пору листопада, разошлись по колено в снегу...”
Любовь вечна, как мир, но каждый поэт чувствует себя здесь немного первооткрывателем, и это правильно... У Наташи все просто и хорошо... Я верю поэту и не сомневаюсь, что читатель у нее будет.
Не могла я пройти мимо стихов Сагин-Гирея. К сожалению, я его открыла на поэтическом небосклоне Алматы довольно поздно, когда прочитала в самом первом альманахе “Литературная Алма-Ата” стихотворение, посвященное генералу Колпаковскому. Поэт сожалел, что в нашем городе нет ни памятника, ни улочки, посвященной генералу, который так много для него сделал. Добавлю: даже в Музее истории Алма-Аты не нашлось места для фотографии этого человека.
И в нашем альманахе Сагин-Гирей остается верен себе. Он осмысливает эпоху, что делает сегодня не каждый литератор, не уходит от ее животрепещущих проблем.
А его “Холодноглазые” - просто сюжет для фантастического романа в духе Сергея Лукьяненко, о мире, в котором герои - холодноглазые, а больные, ненормальные - люди с сердцем. Быть искренним несовременно, современно “ударить, пришибить, пришлепнуть...”
Понравилось мне его стихотворение “Ясная поляна” с призывом вспомнить уроки нравственности Льва Толстого, лирическое стихотворение о некрасивой графине, которой посвящено знаменитое стихотворение А.К.Толстого “Средь шумного бала, случайно...”
Ну и, конечно, не могла я пройти мимо совершенно дивного эссе Константина Кешина, посвященного памяти поэтессы Инны Потахиной “Призрак призвания”.
Для автора образ Инны неразрывно связан с его юностью, студенчеством... Читаешь, и перед тобой, словно живая, предстает Инна - мятущаяся душа, удивительная девушка...
Нет, совсем не так сложится жизнь Инны, как ей хотелось, хлебнет она на своем пути немало лиха, и все же она оставила после себя что-то такое, что мы, люди, знавшие ее, не можем ее забыть... Стихи Инны выделяются на фоне казахстанской поэзии своей неповторимостью, лица не общим выраженьем... Возможно, потому что она много страдала.
Я знала Инну уже в ее зрелые годы. Она несколько лет приходила и уходила из “Ленинской смены”, где я работала. Я и сейчас представляю ее за пишущей машинкой в машбюро, когда она сразу на чистовик, не переписывая, печатала свои умные материалы на моральные темы. Ну а любой праздник не обходился без Инниных шуточных стихов и посвящений.
Когда у Инны врачи обнаружили неизлечимую болезнь, от операции отказалась. сколько дано, столько буду жить - решила она.
Вдумчивый читатель обнаружит в том же альманахе стихотворение Ольги Шиленко, посвященное Инне и с цитатой из ее стихотворения “Я станцую фанданго”... Если другая жизнь есть за пределами нашей жизни, то, без сомнения, когда создавался этот альманах, она была где-то рядом.
Но это все потом, потом, а пока - в эссе Кешина - безоглядная, прекрасная юность... Университет, экзамены, стремление достичь высоты, смех без причины и Инна - девушка со светло-каштановой челкой и скромно-насмешливыми глазами...
Спасибо тебе, Эдик, за Инну.
Ну и, наконец, не могу не сказать про рассказ Александра Стрельцова “Поэт”. Автор скрылся под псевдонимом, но я его знаю лично - обычный учитель в средней школе, и это наверняка его первая публикация. И на мой взгляд, удачная... Ведь он художественными средствами пытается проанализировать такое явление, как ностальгия. Столько человек после перестройки уехали на поиски счастья в другие страны, на другие континенты. Счастливы ли они?
Вот и герой рассказа “Поэт” Андрей уехал из своего небольшого поселка Фабричный под Алматы в Питер... Казалось бы, что еще ему надо для счастья? Блестящий город, блестящая история, каждый камень говорит о старине... Город-сказка, город-музей. А Андрей запил от тоски, потому что тосковал по Родине, по своему маленькому поселку, да еще, на свою беду, не мог вспомнить “прощальное” стихотворение, которое сам же сочинил и записал краской на... водосточной трубе, тянущейся в горы...
Интересно? Читайте рассказ...
А что касается переезда на другое место жительство, каждый человек этот вопрос, понятно, решает для себя сам... Все мои знакомые здесь поделились на две примерно равные категории. Кто-то счастлив на новом месте, а кто-то, не выдержав разлуки с родной землей, возвращается обратно, или тоскует там, на чужбине, или умирает от тоски...
Я думаю, что такое уникальное явление, как альманах “Литературная Алма-Ата”, достойно всяческого осмысления. Уже 4 года он издается издателем и директором литературного дома “Алма-Ата” Райхан Бектимисовой за собственные деньги и на личном энтузиазме. Редактор Елена Зинченко редактирует его гигантский объем “за доброе слово”. Причем печатаются в альманахе произведения не своих людей, как это, увы, бывает в нашей сегодняшней жизни, не родственников и уж тем более не за деньги, а всех авторов, которые этого действительно заслуживают.
Ну а пока мне остается пожелать нашему альманаху долгого плаванья, вдумчивых читателей и еще много удивительных открытий, ведь талантов на нашей родной земле много.
"Новое поколение", 15 февраля


Рецензии
Писать о поэтах и поэзии невероятно трудно. То тут, то там соскальзываешь в пересказ или в штампованные фразы. В этом отношении - на общем (блеклом) фоне хорошо прорисовывается Л. Мананникова. У неё всегда четкий - личностный взгляд. И даже поэты, в которых раньше не находил ни грамма интересного - вырастают в "фигуры". Действительно, литература (проза и критика, поэзия и критика) - своего рода сотворчество.
Индира Зарипова

Индира Зарипова   22.07.2011 15:09     Заявить о нарушении