Сергей Колчигин - поэт и философ

 
Самое трудное - первая фраза. Удачная первая фраза. Удачно найденная первая фраза. Вспомним «Моби Дика» Мел-вилла: «Зовите меня Исмаил». Или - «А потом погода испортилась» (Хемингуэй, «Праздник, который всегда с тобой»). А у Вознесенского - «Люблю Лорку». Я, между прочим, тоже люблю.
А ещё я люблю «Жизнь как творчество» - работу Сергея Колчигина, опубликованную в 1999 г. Прошло три с половиной года. Впечатление - в прежней силе. Ничего не могу понять: вероятно, при чтении я привношу что-то из пройденного - мной - пути.
Сергей Колчигин - философ академический (и в прямом, и в переносном смысле). В прямом - работает в АН, доктор философских наук. В «переносном»: тут надо вспомнить о понятиях «академическая философия» (как учения, концепции, загруженные «понятийностью») и «реальная философия» (когда ты говоришь, а - по словам Г.Батищева - за каждым твоим словом - написанным или сказанным - БЫТИЙНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ. Этот бытийный эквивалент другой замечательный философ 20 столетия называл «живой мыслью», так вот - несмотря на всю свою академичность - Колчигин периодически нас радует работами в жанре «реальной философии». Одной из таких работ является «Жизнь как творчество (проблемы личностной предыстории)». И - неоспоримо - что именно такие работы как-то взаимосвязаны с его поэзией. Основной идеей «Проблемы личностной предыстории» является выход из тупика социумности («Люди любят, когда их любят. // Во имя этой большой любви// между собой дерутся люди,// друг друга топят в своей крови» - из книги «Капли света» (стихи и миниатюры), издательство «Акыл ютабы», 2002) к Миру как целому:
«Забудем же все распри о Христе,
О Кришне, Магомете и о Будде
И в нашей первозданной простоте
Друг через друга в Том Одном пребудем».
Этот выход только на первый взгляд является чем-то само собой разумеющимся. На самом деле, всё гораздо сложнее, это хорошо понимал А.Ухтомский с понятием доминанты, которую потом подхватили гуманитарии и «окрестили» ДРУГОДОМИНАНТНОСТЬЮ. Колчигин пишет: «Сделать естественный шаг к людям (к людям, а не к социуму!). Но беда в том, что с самого начала я, не без помощи социума, был существом отчуждённым и вывернутым наизнанку. Вот почему так долго и трудно, зигзагообразно я продвигался к возвышению над собой»:
«Легче всего поменять
 мебель в квартире.
Гораздо труднее –
друзей и отечество.
Но, боже, как трудно,
 как сложно менять
мысли и чувства!
 Самое невесомое –
тяжелее всего».
(Из «Капель света»)
Такой выход к вселенскому ритму - ритму Мира как целого и твоей вписанности в это целое рождает удивительное ощущение взаимосвязи «Необходимости и свободы» (название стихотворения из цикла «Категории»):
«Но как узнаешь ты,
Что нужен ты как воздух? –
Осваивай азы:
Унынье подави,
Чекань, пиши холсты,
Твори - ещё не поздно!
И выучишь язык
Общенья и любви.
Тебе шепнут: «Неплох
Совет, да ведь не каждый...»
Не слушай! Ерунда!
Гори, работай в дым,
И станешь ты, как Бог,
И скажешь ты  однажды:
«Свободен я тогда,
Когда необходим!»


Рецензии