Забытые земляки... Донской поэт А. Леонов

 

Будущий певец Тихого Дона родился в 1815 году в семье казачьего сотника Войска Донского в Новочеркасске. После окончания гимназии поступил в Харьковский университет.

Однако в 1835 году строптивый донец испытал удар судьбы: его исключили «за явное ослушание против начальства и уклонение от исполнения обязанностей». Но в следующем году был восстановлен, и, как «наилучший воспитанник», являлся стипендиатом Войска Донского.

Алексей  явно обнаруживает дарование к поэзии. В 1839 году в Харькове выходит его первый сборник стихов. Критик В. Белинский сразу обратил на него внимание: «Стихотворения г. Леонова приятно изумили нас: вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи мы увидели в них если далеко не художественность, то местами теплое, неподдельное чувство, местами прекрасные стихи, обнаруживающие решительный в авторе талант к поэзии».

По окончании университета Алексея Алексеевича направляют в станицу Нижнечирскую Войска Донского.  В училище он преподает  казачатам историю и географию. Здесь его захватывает стихия литературного творчества.

Леонов пропадает на хуторах, майданах, зимовниках, записывает предания и традиции казачьей старины, донских калмыков. Его простые, искренние стихи «Деды», «Калмыцкая свадьба», «Воевода» и другие несут колоритную местную тематику, юмор, народную поэзию.

Стихи его насыщены щедрой красотой рек Дона и Чира, суровой историей края, подвигами казачьей вольницы, а также задушевностью, лиризмом и свежестью молодых чувств!

Здравствуй, милая казачка!
Черноглазая, постой!
Очарован, околдован
Я твоею красотой.
Что ж ты, ангел, застыдилась,
В шубку спрятала лицо.
Подожди! Взгляни умильно!
Молви нежное словцо!
Дай свою пожать мне ручку!
Дай хоть раз поцеловать!
И за то казачью душу
Я готов тебе отдать!

Но вскоре Алексей Леонов с грустью покидает полюбившейся ему этот уголок земли:

Прощайте! Мирная станица,
И степь, и вольные луга,
И Дона тихого брега...

В Новочеркасске, столице донского казачества,  в училище он дает уроки немецкого и французского, преподает в Мариинском  институте. В них Леонов «оставил по себе память прекрасного, толкового преподавателя и доброго, и гуманного человека».

Алексей Алексеевич состоял членом областного Войска Донского статистического комитета и комитета для составления проекта о земских учреждениях.

Сохранил много редкостных архивных актов 1719 –1778 годов.

В период Крымской войны 1853 - 56 гг. поэт выпустил сборник стихотворений о мужестве и подвигах казачества. Книгу издал «в пользу раненых нижних чинов Войска Донского». В 1869 году Леонов в чине полковника вышел в отставку.

Пером его написано около 155 стихотворений, которым, по выражению Белинского, присущи «мягкий юмор и точное определение характера».

 Я выяснил, что  статьи  Леонова о донской природе, любви и казачьем укладе, печатались наперебой в «Донской газете», «Донских войсковых ведомостях», «Донском справочном листке». Особый интерес вызвала серия его  очерков из истории Дона под рубрикой «Войсковой Круг». В 1882 году, в год смерти Алексея Леонова, в Москве вышел самый полный сборник его стихов.

Слава пережила поэта. В 1885 году около 40 старинных песен, собранных им, вошли в популярный сборник А. Пивоварова «Донские казачьи песни», выпущенный в Новочеркасске.

В тяжком 1918 году в «Донскую хрестоматию», изданную в Новочеркасске для народных школ при содействии белого атамана Всевеликого Войска Донского писателя Петра Краснова, вошли лучшие стихотворения Леонова.

До сих пор является уникальным труд Леонова, содержащий более 400 самобытных слов и выражений обширного донского края. Алексей Леонов опубликовал свои замечательные воспоминания, как очерки «Пушкин в Новочеркасске», «Жуковский в Харькове». Последнее время поэт проживал в Новочеркасске, где и был похоронен с почестями. Имя его знал весь казачий Дон.

Задушевные стихи Леонова продолжают волновать, жить и сегодня в известных песнях, как «За курганом пики блещут», «Честь прадедов-атаманов», «В старину на Дону».

Алексей Леонов, как-то предаваясь размышлениям о далеком будущем, начертал пером в рукописи:

...Может быть, потомок мой далекий
Беседуя о славной старине,
Споет мой стих и с думою глубокой
Невольно вспомнит обо мне.

 


Рецензии