Чужая земля колено иосифа
Из Навина Моисея не вышло, да и не могло выйти:масштаб личности не тот.
Кроме того, Моисей опирался на свое колено - левитов, а первыми помощниками были Аарон и его сыновья, которым права священства стало передаваться по наследству.
Навин от своего колена держался явно в стороне. Да и сами Ефремляне не воспринимали его своим. Во всяком случае, нет ни одного свидетельства его близости с соплеменниками из колена Ефрема, хотя он и получит город для проживания в этом уделе, - на горе Ефремовой, Фамнаф - Сараи, где и будет похоронен, прожив, как и Иосиф, сто десять лет.
Вполне возможно, что Навин принадлежал к одному из тех потомков Иосифа, что остались "египетскими", и имели отношение к деду-жрецу. Во всяком случае, такое предположение вполне уместно, если вспомнить, что Навин постоянно пребывал у скинии, а также восходил с Моисеем на Божью гору.
Как полководец, Навин мог бы похвастаться рядом блестящих военных побед, особенно необычным планом взятия Иерихона, когда израильтяне шесть дней обходили город с ковчегом и трубами, а на седьмой так затрубили в них, что обрушилась городская стена, после чего город пал.
Навин выполнил все, что ему поручалось Богом и Моисеем, разделив по жребию Ханаанскую землю между девятью с половиной коленами, перешедших Иордан. Однако нельзя не заметить, что практически никто из них не сумел изгнать из полученных городов и сел местное население.
Что же они тогда завоевали?
Поскольку этот вопрос не может не возникать, древний летописец спешит сам ответить на него. С одной стороны, израильтян упрекают в том, что они не изгнали чуждые народы, а, с другой, утверждают, что Бог специально оставил их, чтобы проверить крепость веры своего избранного народа.
Собственно, и проверять было нечего:она все время трещала по швам. Что отвечали Рувимляне, Гадитяне и половина колена Манассии Навину, когда он напомнил им об обязательствах, данных ими Моисею:"Как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя:только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем".
То есть, Бог Моисея и Бог Навина - это их Бог, но не их!
Собственно, так могли бы ответить и другие израильтяне, для которых бог или боги местных жителей, ханеанеян, были совсем им не чужды. И там, где они поладили с ними (а,судя по всему, в очень многих местах), никаких особых конфликтов не возникало:просто совместно жили и даже заключали браки.
Больше израильтянам доставалось от внешних врагов, в частности, от Мадианитян, под игом которых они в Эпоху Судей пребывали семь лет.
Избавиться от них поручено было Гедеону, которому для объяснения этой миссии явился Ангел Господень, а затем и сам Господ.
"Гедеон сказал Ему:Господи, как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего самый младший". Однако к подготовке похода против Мадианитян начал готовиться.
Прежде, чем он отправится, ему было велено разрушить "жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем".
Все это Гедеон, боясь отца, проделал ночью, а утром жители города Офра (там жил Гедеон) хотели умертвить его за такое святотатство.
Но за него вступился его же отец. Если Ваал Бог, "то пусть сам вступится за себя".
Но самое интересное в другом:отныне Гедеона стали звать ... Иероваал, "потому что сказал:пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил его жертвенник".
Когда израильтяне под руководством Гедеона победили Мадианитян, они предложили ему:"владей нами ты и сын твой, и сын сына твоего". На что Гедеон ответил:"Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами;Господь да владеет вами".
И попросил каждого из израильтян дать ему по золотой серьге. "Из этого сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому ему".
Гедеон дожил до глубокой старости. Он имел много жен и наложниц, и у него было семьдесят сыновей.
Судя по всему, Манассияне были весьма плодовиты. Так, судья Иаир, который в этом качестве проработал двадцать два года, имел тридцать сыновей. И жили они явно не бедно, поскольку каждый из них ездил на молодой ослице (это как сегодня - на машине), и имел свой город. "Их до сего дня называют селениями Иаира, что в земле Галаадской".
У Ефремлян тоже были многочисленные семьи, но они нередко несли потери, и, прежде всего, из-за дурного характера и настырных, необдуманных действий. Так, у одного Ефрема погибло сразу девять сыновей и внуков. Их убили жители Гефа, куда Ефремляне отправились воровать стада.
"И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его.
Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя:Берия, потому что несчастие постигло дом его.
И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний. и Уззен-Шееру.
И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Нон, сын его, Иисус, сын его".
Задиристый характер Ефремлян порою проявлялся совершенно не к месту. Так, они выставили претензии Гедеону:"Зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И ссорились с ним".
На самом деле, Гедеон поручил им очень важное дело, без которого победа над Мадианитянами не была бы полной: собраться у переправы через Иордан и перехватить двух князей Мадиаитян -Орива и Зива, что они и сделали.
Когда Гедеон напомнил им об этом, поставив их заслуги даже выше своих, "тогда успокоился дух их против него".
Та же история повторилась, когда Иеффай Галаадитянин воевал и победил Аммонитян. Ефремляне пришли к нему с обидой:"Почему нас не позвал?". И пригрозили Иеффаю сжечь его дом.
Поначалу Иеффай хотел уладить дело миром. "Иеффай сказал им:я и народ мой имели с Аммонитянами ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их. Видя, что ты не спасаешь меня, я подверг опасности жизнь мою, и пошел на Аммонитян, и предал их Господь в руки мои. Зачем же вы пришли ныне воевать со мною?".
Поскольку никакие аргументы на Ефремлян не действовали, с ними вступили в сражение все жители Галаадские.
Били Ефремлян нещадно, а уцелевших и стремящихся спастись, останавливали у переправы через Иордан и требовали сказать слово "шибболет"(колос). Но эти Ефремляне не выговаривали букву "ш" и произносили "сибболет".
Стоило Ефремлянину произнести это слово, как его тут же закалывали. "И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи".
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211072201222