Критерии ответственности


Думаю, на многих предприятиях сотрудники время от времени слышат от руководителя «Ты безответственный» или «Ты недостаточно ответственный». Самое интересное то, что ни руководитель, ни сотрудник обычно не задают вопрос «А в чем должна проявляться та я сама ответственность? Какие критерии того, что я ответственный или нет? Поясните, по каким факторами вы оцениваете мою ответственность или безответственность?» Я приведу небольшой диалог руководителя с сотрудниками, в числе которых были, по его мнению, и ответственные, и безответственные люди. Диалог, цель которого заключается только в одном – полная ясность в этом вопросе.

- Кого руководитель называет ответственным? Что это за критерии, по которым руководитель определяет Вас как ответственного человека?

- По тому, достигаю ли я результат

- Разве достижение результата зависит только от Вас?

- нет

- Если нет, то как Вы можете гарантировать результат? При таком понятии ответственности получается, что руководитель требует от Вас достижения результата, при этом понимая, что вы не имеет возможность его обеспечить.

- Тогда ответственность - это то, что я согласен нести ответственность за последствия, если результат не будет достигнут.

- А Вы что, решаете принимать последствия или нет? Жизнь, что согласия спрашивает Вашего, когда последствия наступают? Типа, вот какой я хороший, что согласился ходить в порванных штанах после того, как они порвались. Как Вы можете нести ответственность за то, что происходит независимо от Вашего согласия или несогласия?

- А что тогда быть ответственным?

- Если ребенок подходит к маме и говорит «Хочу кушать», а у мамы нет ни еды, не денег на еду. Разве она говорит «Денег нет. Я тут не причем. Это на заводе зарплату не выплатили. Иди к ним претензии предъявляй». Странно такое услышать от матери? Да?
Каждый знает, что еды может не быть, может не быть денег, может не быть много чего еще, но мать никогда не скажет «Я тут не причем». Она будет искать варианты, звонить подругам, занимать деньги, пойдет на вторую работу или поменяет первую, но каждый ребенок понимает, что Мама – это человек, который всегда будет рядом, всегда будет решать проблемы и искать выход и никогда не скажет «Все, что могла я сделала. Кушать нечего». Дети по отношению к родителям могут себя вести ответственно, а могут заявить «Мама. У меня своих проблем хватает. Разбирайся сама». Обратите внимание, что даже такая фраза не приведет к тому, что мама начнет вести себя иначе по отношению к проблемам ребенка. Она отвечает потому, что так решила.
Вот и получается: Ответственность – это то, что я буду делать все от меня возможное пока не получу результат, но буду делать. Ответственность проявляется в процессе, когда ничто и никто не сможет меня заставить сказать «Я тут не причем. Это не от меня зависит. Дальше без меня»

- Кто так поступает? У кого понятие ответственности именно с этим ассоциируется?

- У меня! И У меня…

- Тогда по какой причине в каких-то случаях Вы идете до конца, а в каких-то вдруг останавливаетесь и говорите «Да. Перевод должен быть качественный. Я за это отвечаю. Но я передал его на вычитку Пете. Это он не вычитал нормально Все вопросы к Пете». Ведь если Вы отвечаете за качественный перевод, а не за передачу чего-нибудь Пете, то получается, вы где-то хитрите. Формально вы заявляете, что отвечаете за качественный перевод, а на самом деле считаете, что за это ответственность несет Петя. Вы же на самом деле отвечаете за то, чтобы сделать перевод с возможным количество ошибок (может они будут, а может и нет).

Понимаете?

Т.е. зона моей ответственности формально с момента принятия заказа до получения результата! А на самом деле я себе говорю «Ну не совсем. Все таки моя работа заканчивается там, где я сам делаю».

Например, формально я отвечаю за то, чтобы заказ был принят и сдан своевременно. Я оформляю заказ – потом передаю памятку отделу внештатных переводчиков – потом переводчик приносит заказ – заказ передается в отдел корректуры – потом корректор выполняет его и передает на легализацию – киевские партнеры передают заказ курьерской службой клиенту, а через неделю мне звонит клиент и возмущенно требует свой заказ, который я не получил… начинаем разбираться и оказывается, что курьер передал заказ не тому человеку.

Бывает? Малореально, но все может быть. Никто не застрахован от такой ситуации.

Формально – перед клиентом, я несу ответственность, но вот практически я говорю так:
- «Я тут не причем. Это курьерская служба виновата. К ним претензии»
- «Я тут не причем, т.к. нужно было сразу звонить нам, когда не получили, а не ждать неделю»
- «Я тут не причем, т.к. вообще мне никто не говорил, что нужно позванивать клиентов на предмет, получили ли они заказ или нет»
Таки да. Не причем. И ситуация не изменилась бы от того, причем я тут или нет. Событие произошло. Но, почему то остается плохой осадок у курьерской службы, у клиента, у руководителя. Чувствуете, да? Чем-то гнилым пахнет.

Мама бы так не сказала. Она бы сказала «Да, действительно. Произошло. Примите мои извинения. Давайте подумаем, что можно сделать. И я обязательно постараюсь учесть данный сбой, и подумать, как сделать, чтобы в дальнейшем этого не произошло».

Он все службы, сотрудников, коллег и даже начальника включил в зону своей ответственности. Потому, что если я несу ответственность, то мне неважно кто и что там делает. Важно, что я не брошу ситуацию на самотек и не уйду в сторону.

 И знаете, многие клиенты в такой ситуации отказывались от компенсации, а руководители повышали сотрудника. Потому, что ощущалось, что такой человек не бросит в беде. Он будет с тобой рядом всегда.
Думаете можно быть ответственным ребенком, но безответственным коллегой? :) Можно ли изменится? Конечно... Прошлое стирается настоящим


Рецензии