Дагомыс

Когда я увидел его впервые, мне было семь лет. 26 лет спустя увидел вновь.

Тогда, в далеком, еще советском 1985-ом Дагомыс стал для меня воплощением мечты. Впервые увиденное и прочувствованное море – прозрачное и соленое, такое непривычное для человека, привыкшего к мутной речной водичке. Медузы в воде и крабы в камнях. Морская вода, в которой легко можно было научиться плавать. Курортная жизнь, до того неведомая. А после были 87-й и 88-й годы, когда мечта вновь материализовалась и стала явью.

На горе был расположен гостиничный комплекс  для туристов из соц- и капстран, состоящий из двух шикарных по тем временам гостиниц и пляжа для отдыхающих, куда спускаешься на  лифте со стеклянными окнами, попадая в другой мир. В тогдашнем социалистическом мире можно было договориться, причем даже и без денег, чтобы тебя пропустили поглядеть одним глазком, как это там у них… Не столь сильно и отличалась пляжная действительность их мира от нашего, надо сказать. Лишь присутствие на пляже молодых и даже в возрасте женщин, загорающих топлес, а то и без всего, несмотря на большое скопление людей, говорило о том, что нравы здесь отличаются от советской консервативной жизни.

Даже Сочи со всеми его дендрариями и ривьерами не оставил в памяти столько приятных впечатлений, сколько Дагомыс. Но это, конечно, больше личное, даже сугубо личное восприятие.

Позже из выпусков советских новостей можно было узнать, что в Дагомысе прошла та или иная встреча в верхах. Впрочем, каждое упоминание о курортном поселке волновало, и что интересно, продолжает волновать душу по сей день.

18 июля 2011 года я вышел из электрички на станции «Дагомыс». Это был совсем другой мир, совсем не похожий на сказку детства. После Лазаревского и Геленджика, Анапы и Сочи, а также многих-многих кабардинок-лермонтово, разбросанных по Черноморскому побережью Кавказа, Дагомыс выглядел весьма скромно и провинциально. Гостиница «Интурист» в форме угольника со всей прилегающей территорией и пляжем оказалась закрыта на ремонт. Работал лишь комплекс «Олимпийский-Дагомыс», открытый, видимо, уже для всех туристов, не только из-за бугра.  С гор спускалась знакомая речка с предсказуемым названием Дагомыс (вроде бы их там две – Западный и Восточный).

Памятные места оказались в упадке. Турбаза «Рассвет», запомнившаяся по туру 85-го года, представляет собой весьма заурядное зрелище, да и называется уже как-то по-другому. Только выглядывавшее из зарослей травы старое название заставило здесь остановиться.

В 87-88-м гг. мы жили на горе. Почти на самой вершине. Поэтому ноги сами вели туда. Батумское шоссе. Чтобы добраться до дома, где мы жили, нужно было подняться по довольно крутой лестнице, а потом мелкими перебежками пересекать дорогу-серпантин, подымаясь наверх. В те годы это удавалось довольно легко. Сегодня это довольно проблематично и даже опасно для жизни. Даже и не знаю, что изменилось.

Домик между двух ресторанов, по тем временам весьма цивильных. Помню, несмолкающую вечерами музыку – отечественную и западную эстраду 80-х – примерно то, что сегодня крутят на «Авторадио». Один из них – «Огни Сочи» - сегодня представляет собой лишь развалины, заросшие травой. Потрясенный увиденным, я не стал даже искать второй. В домике, принадлежавшем Нине Рутовне, живет теперь неизвестно кто. Номера не сдаются.

Спустившись вниз с горы, я увидел, что еще одно памятное место пришло в упадок – столовая, сменившая, наверное, за эти годы не один десяток названий и функциональных назначений, была похожа на разбомбленную врагом крепость. Была огорожена забором, что говорило о продолжающемся ремонте.

Центральный пляж похож на все бесчисленные пляжи побережья, где разношёрстная публика, в зависимости от возраста, пола и индивидуальных пристрастий развлекает себя купанием на надувных матрасах, катанием на банане или просто подставляет тучные или худые тела жгучему солнцу. Правда, нравы с тех пор стали более свободными, и пройдя метров триста от станции, можно оказаться на вполне себе организованном нудистском пляже, где бронзовый загар мужчин и женщин говорил о том, что они любят проводить здесь довольно много времени.

Разумеется, я не ищу во всем это чей-то злой умысел. Но отчего-то очень грустно было смотреть, как памятные места счастливых времен детства стали почему-то не краше и величественней, а пришли в упадок. Есть в этом какая-то несправедливость.

Сегодня редко кто ездит в Дагомыс. Он стал одной из бесчисленных станций на пути электрички от Туапсе до Сочи. И лишь для меня останется чем-то большим – дорогим и любимым, трогательным и ярким (наверное, самым ярким) впечатлением детства.


Рецензии
Наши воспоминания совпадают. Я тоже нежно люблю Дагомыс. Последний раз мы были там с мужем. Отдыхали в этом комплексе. И каждый вечер ходили в ресторан "Дубрава", он рядом с комплексом. там потрясающе вкусный чай подавали в тыквочках, отделанных серебром. Забыла, как они называются:):):) Там был очень предупредительный официант Михаил. Ему доставляло удовольствие рассказывать о чайной церемонии, ухаживать за клиентами не лакейски, а с достоинством. Очень хорошие воспоминания остались.

Тамара Николаева   24.07.2011 11:08     Заявить о нарушении