Программа Рыба как толкание телег без лошадей

КРИТИКА СУЕТЫ В ДОЛЖНОСТЯХ

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ   16.06.2011   №  382 г.Ростов-на-Дону

Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Пилотный проект по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки в Ростовской области на период 2012 – 2016 годов»


Как говорится, родили невесть какую зверушку, утвердили, откормили и запустили. Вот только чем она отличается от десятков ранее принятых и неисполненных по сей день пока неизвестно. Надо смотреть трезвым взглядом. Итак имеем основные направления по программе

Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение.
3.1. Мероприятия по развитию аквакультуры.
3.1.1. Мероприятия по развитию пастбищного рыбоводства.
3.1.2. Мероприятия по развитию товарного рыбоводства.
3.1.3. Мероприятия по развитию новых направлений аквакультуры.
3.2. Мероприятия по развитию промышленного рыболовства.
3.3. Мероприятия по охране водных биоресурсов.
3.4. Мероприятия по развитию рыбопереработки.

Сразу делим на первичные и вторичные. Вторичное это переработка, которая может быть и на привозном сырье.  Мероприятие 3.1.1 по пастбищному рыбоводству за все время существования этого направления не дали ни копейки прибыли, так как нет ни одного научно-доказанного факта возврата заводской рыбы на нерестилища за полвека. Сказать, что отлавливают на морских пастбищах в море не давая ей идти на нерест, тоже нет оснований, так как даже из статистики исчезли такие понятия как ежегодные уловы. Отсюда вытекает и неэффективность мероприятий 3.2 По развитию промышленного рыболовства, т.е. по толканию телеги впереди лошади. Все что могли уже выловили и какой смысл в содержании ненужного флота из-за отсутствия самого ресурса.

Интересно посмотреть и в разрезе выделяемых средств на цели:
увеличение объемов производства товарной рыбы;
увеличение объемов вылова водных биоресурсов;
увеличение объемов рыбопереработки;
улучшение условий нерестовых миграций

Таким образом, на все про все выделено 552 млн рублей.
На пастбища морские   25 млн в год                4,5%
На товарное          100 млн рублей               18,1
Новые направления    230 млн                41,7
Рыболовство           55 млн - содержание флота   10,0
Рыбопереработка      100 млн                18,1
Охрана своеобразная   42 млн (на расчистку речек)  7,6

Пока в плюсах только товарное производство рыбы, которое за 1990-2000 годы увеличилось втрое, с 6 до 17 тысяч тонн в год, только карпа, толстолобика и амура. Поэтому вся масса средств и брошена на товарное 18,1+41,7=59,8%  Про восстановление каких-то ценных видов рыб и проходных речи нет.

На эфемерную пастбищную программу в морях и очистку для них, виртуальных мигрантов, нерестилищ брошено 4,5+7,6=11,1%. А с учетом неактуального ныне рыболовства в 10% имеем 21,1%

За период реализации данной Программы планируется увеличить объем производства рыбы-сырца до 34 тыс. тонн, в том числе 20 тыс. тонн – предприятиями аквакультуры и 14 тыс. тонн – рыбопромысловыми хозяйствами.

Утверждены и планы расчистки рек стоимостью в 640 млн рублей только по сметной документации, что значительно превышает выделенные обьемы средств. Т.е. ничего реального нет, зато сидят в три очереди потребители средств - мелиораторы, борцы с наводнениями и канавокопатели. Конечно, в самом худшем понимании.

Уровень рыболовства ныне в Азово-Черноморском районе порядка 40 тысяч тонн, из которых более 90% кормовые виды тюльки и хамсы.

В качестве Панацеи авторами программы видится развитие новых направлений аквакультуры и
улучшение условий естественного воспроизводства водных биологических ресурсов.
Если это все только в указанном выше ракурсе, а иных направлений и нет, то будущее представляется сугубо в черных для рыбы и людей тонах. Из видов рыбы остаются только кормовые (тюлька-хамса) и мелиоративные (амуры и др).

Добровольный отказ разработчиков от естественных проходных видов рыб, даже при наличии кормовой базы в Азове чреват фактическим продолжением политики экоцида и подготовки последующего геноцида.

В этих условиях рекомендуемые меры любым администратором или менеджером по новому это введение режима чрезвычайного положения для выживания Приазовья: т.е. ограничение водного транспорта и промышленных сбросов до предельно допустимых величин, т.е. сразу как минимум на порядок, введение компенсационных и страховых санкций, перевод всех промпредприятий и особенно энергетических на замкнутый цикл водопотребления, восстановления регулярных половодий хотя бы раз в 2-3 года, установление жесткого режима щадящего природопользования в пойме Дона, восстановление миграционных путей проходных рыб за счет в виновников его разрушения, т.е. транспортников в первую очередь, и другие экологически необходимые меры по восстановлению продуктивности экосистем до полного восстановления промысловых запасов проходных видов рыб.

С чем можно сравнить уровень сложности решаемой задачи? Да собственно в истории она даже не проблема, а обычная технически уже решенная во всех аспектах, кроме одного - отсутствие грамотного административного решения. Как катилась политика паразитирования за счет природы от КПСС, так и продолжалась 20 лет при губернаторе Чубе. Теперь появилась возможность исправить ситуацию, но появление вот таких программ без обсуждения и критики, не говоря уже о независимой экспертизе является плохим предзнаименованием. А на 21,1% ее или 67 млн рублей что в чуть более 2 млн долларов можно было бы осуществить проход рыбой новой техникой рыбопропуска через Кочетовскую плотину. А если учесть еще и такой же выброс бюджетных средств уже водниками-транспортниками на "реконструкцию" - замену одного негодного рыбопропускного шлюза другим точно таким же негодным именно для Кочетовского гидроузла, то можно было бы на сэкономленные от уничтожения бюджетных средства и другой -Константиновский рыбопропускной шлюз реанимировать. А это по факту возврат большей части Нижнего Дона в ареал проходных рыб.
Умный то человек бы много чего сотворил полезного только на спасении средств, а вот те что есть, ничего делать не хотят, даже учитывать свои же ошибки.

Хотя огульно ругать разработчиков нет резону, ибо есть мудрая фраза в программе, что все эти средства могут быть и переиграны в любой момент и не являются руководящей догмой, что-то в этом роде. На что и уповаем.
 
Стоимость одного килограмма обещанного сырца рыбного в 31,6 тысяч тонн при вложенных 552 млн рублей составляет 17,4 рубля за кило. Сущие копейки. Но если учесть уже достигнутый уровень 40 тысяч тонн морских уловов и 17 тысяч товарного, то 57 тысяч тонн заведомо больше обещанных 31,6 тысяч тонн. Что ж получается, что обещанные уровни это и есть то, что есть ныне? И даже меньше. Тогда в чем смысл высокопарных слов о развитии чего то там рыбного. Надо честно и писать, что полмиллиарда требуется, чтобы не потерять то, что еще имеется... Странные однако программы возникают  в разрезе развития, и особо устойчивого. Пока только одни финансисты устойчиво паразитируют на обществе и природе, чего-либо создать толкового они явно не способны. Вот и рожают такие программы для подкормки и имитации деятельности.
 


Рецензии