Преемственность эпох

Ничего так хорошо не характеризует слом эпох, как творчество ученого-историка «состоявшегося» в первую из них и завершающего свою карьеру во второй. Если смена эпох сломала и его, то творчество историка будет вычурно-извилисто, подчас вовсе отрицая те истины, что он открыл ранее; если же он продолжает служить истине, то результаты этого служения пройдут сквозь слом истории словно арматура (скрепа), соединяя их неразрывно в одно историческое и цивилизационное целое. Это с полным основанием можно отнести к жизни и деятельности выдающегося русского и таджикского историка, академика Александра Александровича Семенова (1873-1958гг.).
Определение координат
Сразу хочу отметить, что в отличие от его немногочисленных соотечественников–востоковедов, работавших в Средней Азии во второй половине XIX–нач.XXвв., судьба благоволила к Семенову. Выходец, как и подавляющее число их из «разночинцев» ( купеческая семья из  Шацкого уезда Тамбовской губернии), он учился вначале в Екатерининском учительском институте в Тамбове, а затем получил блестящее востоковедческое образование в знаменитом Лазаревском институте восточных языков в Москве. Это учебное заведение, созданное в 1815г., славилось своим разносторонним востоковедческим образованием, в котором основной упор делался на изучение восточных языков, особенно живых. При институте имелась прекрасная библиотека. Будущему востоковеду повезло с учителями: арабский язык ему преподавали профессора Г.А.Муркос и М.О.Аттая – сирийцы по происхождению; персидскую словесность  - не менее известные русские филологи–«восточники»: Ф.Е.Корш, Р.Р.Штакельберг и Мирза Джафар. Все они были не просто лекторами, но авторами многочисленных учебников по своему предмету и научных трудов по восточной филологии. Наряду с языками здесь преподавалась история и история культуры народов Востока. Эти предметы были краеугольным камнем обучения в институте.
Хотя курс обучения устанавливался в три года, число лекций и занятий восточными языками превышало их число на восточном факультете Петербургского университета с четырехлетним сроком обучения. Следует вместе с тем иметь в виду, что Лазаревский институт готовил специалистов для практической работы в странах Востока, тогда как его петербургский «собрат» давал своим слушателямЮ наряду со знанием языков, широкую и глубокую научную подготовку в той или иной области востоковедения.
В Лазаревском институте поощрялись поездки студентов на Восток. А.А.Семенов совершил поездку в Азербайджан, где побывал в древнем Дербенте. Там он жил в иранской семье и «был, - по его словам, - счастлив».
В 1897 г. А.А.Семенов впервые побывал в Средней Азии: он совершил вылазку в Бухару и Самарканд, где осмотрел истори¬ческие памятники, наблюдал за работой ре-месленников. Позже он вспоминал об этом: «знания, данные мне Лазаревским институтом, были настолько достаточны, что, не имея при себе не только никакой бумаги, но даже без паспорта в кармане, прорезал всю Среднюю Азию, побывав у кочевых туркмен и около месяца прожил в сердце страны, в Бухаре». Но это была экспедиция, дав¬шая лишь первые впечатления будущему востоковеду, зарядившая в душе потребность дальнейшего познания!
Впервые Александр Семенов попал на тер¬риторию нынешнего Таджикистана уже в следующем году. В 1898г. сюда Обществом естествоз¬нания, антропологии и этнографии Московского университета была организована экспе¬диция. Возглавил ее известный русский ученый-археолог А.Бобринский. По горным тропам, оврингам, преодолевая высокогорные перевалы, вьючный караван экспедиции через Гиссар, Душанбе, Оби-Гарм, Куляб и Дарваз прошел в долину Пянджа и Амударьи, откуда через Кабадиан вернулся в Термез.
Экспедиция же 1898г. в Каратегине и Дар¬вазе открыла перед ним новые горизонты. В 1900г. А.Семенов женился на Агрип¬пине Назаровой - девушке из богатой купечес¬кой семьи. Она вышла замуж за моло¬дого ученого вопреки воле родителей, кото¬рые с презрением относились к ученым за¬нятиям своего будущего зятя.
Можно утверждать и другое: после окончания Лазаревского института он, в отличие от большинства своих коллег–востоковедов в регионе, получил хорошие «стартовые возможности», начав служебную карьеру именно в Средней Азии. С молодой женой Александр Александро¬вич уезжает в Асхабад (Ашхабад). Тогда это был административный центр Закаспийской области. Там он начинает свою ра¬бочую карьеру с должности помощника де¬лопроизводителя канцелярии начальника об¬ласти. Для русского востоковеда того вре¬мени, не имевшего должности в одном из уни¬верситетов страны, такая карьера была обыч¬ным делом. Сразу уточню, что русское востоковедение Средней Азии в то время не знало классических ученых, занимающихся только исследованиями: в краю не было ни вузов, ни научно-исследовательских институтов. Все востоковедение фактически было «совместительством по интересам», «дополнительной служебной необходимостью», а то и просто -  хобби  чиновников, учителей, офицеров, по своей воле, а чаще – волею судьбы оказавшихся в этой части Российской империи. В этих условиях у А.А.Семенова всегда были отличные возможности, как для сбора необходимых источников исследования, так и публикации своих работ.
Становление
Молодой исследователь был рад, что не¬которые служебные обязанности были близ¬ки его наклонностям: сбор и обобщения ста¬тистических материалов, в том числе и эт-нографического характера. Здесь, во время пятилетней службы в Туркмении, впервые ярко проявляется гражданская позиция это¬го человека. Воспринимая древнюю культуру Средней Азии, как единое культурное истори¬ческое наследие человечества, А.Семенов многое сделал для сохранения бесценных исторических памятников Мервского оазиса и других работ Закаспийской области. Так, благодаря и его настойчивости, в 1904г. областная администрация отдала распоряжение «о запрещении самовольных раскопок и расхищении древностей". Молодой исследователь активно участвует с 1902г. в работе Закаспийского кружка любителей археологии и истории Востока и в работе Асхабадского отделения Общества востоковедения.
Среди прочих мероприятий в сентябре 1903г. он организует в Ашхабаде курсы восточных языков с преподаванием туркменского и персидского языков, а также обычного (племенного) права (адата) туркмен. На курс персидского языка, который вел сам Семенов, записалось 150 человек.
Пятилетнее пребывание в Асхабаде было важным периодом жизни А.А.Семенова. В это время намечаются многие направления его интересов. Именно тогда появляется серия его работ  по этнографии. Важнейшей была книга «Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратегина и Дарваза», вышедшая  в Москве в 1903г.
Летом 1906г. он получает назначение в Ташкент делопроизводителем канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства.
Востоковедческая практика, блестящее зна¬ние истории, культуры и языков народов Средней Азии способствовали быстрому служеб¬ному росту молодого Семенова-чиновника.
В июле 1908 г. он - помощник управляюще¬го канцелярии Туркестанского генерал-губер-наторства. Позже, в июне 1911г. А.Семе¬нов исполняет обязанности дипломатическо¬го чиновника при генерал-губернаторе, а с апреля 1917г. он был назначен советни¬ком при Российском комитете политического агентства (посольства) в Бухаре.
В этот период А.А.Семенов активно участвует в работе Туркестанского кружка любителей археологии, Туркестанского отдела Русского географического общества и по мере своих служебных возможностей в администрации генерал-губернаторства, поддерживает исследования прводимые востоковедами Н.Ф.Петровским, В.Ф.Минорским, Н.П.Остроумовым, М.С.Андреевым, В.Л.Вяткиным, Б.Н.Кастальским – всеми теми, кто составил славу русского востоковедения в Средней Азии на рубеже XIX и XX вв.
На этой должности молодой востоковед получил возможность наблюдать жизнь Бу-рского эмирата изнутри". Уникальные наблюдения А.Семенова в  среднеазиатском государстве вместили в себя характеристику rocударственного правления, жизни и быта всех слоев обще¬ства. этнографические и лингвистические наблюдения.
Наиболее интересной в этом плане рабо¬той А. Семенова стала 'Записка о положении бухарских дел к концу 191З года", составлен¬ная им по личной просьбе генерал-губерна¬тора Туркестанского края Самсонова.
Связанные с выполнением служебных обязанностей многочисленные поездки по Средней Азии, а также работа над восточны¬ми рукописями, расширили научный кругозор молодого ученого. Они дали ему возможность собрать и опубликовать интересные материалы, преимущественно по истории культу¬ры таджиков, нередко до того совершенно не¬известные. Еще до 1917г. А.Семенов опубликовал более шестидесяти работ, большинство из которых были посвящены изучению прошлого таджикского народа.
Пассажир с «Поезда науки»
Именно открытие Александром Александровичем исторической истины позволяли ему не кривить душой в своем деле после 1917г., который он встретил уже зрелым ученым. Его творчество было непреходяще и неизменно нужно любой власти. Так как остается всегда нужна настоящая медицина, не признающая пагубное для здоровья шарлатанство или  испытанная веками агрономия и селекция – без неё лысенки и мичурины просто заморят голодом!
После установления Советской власти А.А.Семенов принимает активное участие в работе по организации учебных и научных учреждений Средней Азии. В 1918г. он был командирован Совнаркомом Туркестанской АССР в Москву по запросу об организации в Ташкенте первого в Туркестане университета.
Колоссальная энергия А.А.Семенова не подвела ожиданий командировавших его людей. В апреле и августе 1920г. в Ташкенте приходят два «университетских эшелона», получивших известность как Поезда науки», доставившие профессоров, приборы, научную и учебную литературу, наглядные пособия. Однако сам А.Семенов до места назначения не доехал: по дороге его свалил тиф. В Ташкент он смог вернуться лишь через несколько недель, которые провел в военном госпитале.
По рекомендации восточного факультета Петроградского университета, А.Семенов был назначен профессором на кафедре персидской словесности историко-филологического факультета первого Средне¬азиатского государственного университета (САГУ),  и в течение почти тридцати лет был его бес¬сменным преподавателем.
В 1951г., когда было решено  создать в Таджикистане Академию наук,  А.Семенов стал одним из первых ее академиков. Он переезжает в Ду¬шанбе и берется за организацию Института истории.  Вплоть до своей кончины, в 1958г., А.А.Семенов возглавлял этот институт.
Особенно много ученый-энциклопедист, востоковед А.Семенов сделал в изучении истории и истории  культуры народов Средней Азии XVI- XVIIIвв. Огромный вклад внес этот ученый и в разработку таджикского языкознания и диалектологии. В настоящее время опубликовано двести сорок трудов этого замечательного ученого, а свыше ста, хранящихся в личном архиве – ждут своих исследователей и публикаторов!
Говоря о вкладе академика А.Семенова в копилку мировой науки, можно с увереннос-тью утверждать, что многие поколения вос¬токоведов различных стран будут обращать¬ся к его работам. Знание, трудолюбие, науч¬ная добросовестность этого человека будут примером для тех, кто избрал для себя трудный и терновый путь исследователя.


Рецензии
Спасибо большое, Виктор! Так много нового для себя узнаю от Вас. Спасибо! Р.Р.

Роман Рассветов   07.07.2015 13:44     Заявить о нарушении