О клятве Гиппократа

Какую клятву дают врачи? Стандартный ответ: современные врачи дают клятву Гиппократа. Но имел ли Гиппократ отношение к клятве, был ли её автором? Достоверных фактов нет, а вот текст содержит фразы,позволяющие усомниться в авторстве знаменитого древнегреческого врача.

"Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, испонять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство..." Именно этими словами начинается текст того, что принято считать "Клятвой Гиппократа". А ведь именно "отец медицины", как принято называть великого грека, был первым, кто призывал видеть в людских недугах физиологические а не божественные причины. Гиппократ заложил фундамент научного подхода к медицине, всячески отделяя её от религии.

Есть и другие положения клятвы, наводящие на сомнения. Например, эта:
"Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства".
Дело в том, что медицинским, религиозным и этическим нормам Древней Греции эти запреты не соответствовали. Они придут к человечеству четыре столетия спустя, вместе с христианской моралью. Во времена Гиппократа же доктрина "не убий" ещё не стала нормой повседневной жизни.

Читаем далее: "Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью" Почему? "Отец медицины" не отрицал хирургических методов лечения, более того, описание многих операций можно найти в "Сборнике Гиппократа" - собрании передовых для того времени медицинских воззрений.

Если с авторством Гиппократа ещё можно спорить, то с тем, что тот текст, который произносят медики сегодняшнего дня, весьма далёк от того, который приведён был выше - не поспоришь. И это понятно. Вряд ли нынешним эскулапам надо клясться в том, что устарело и с моральной, и с научной точки зрения. Вот почему текст неоднократно менялся с течением времени; не только в каждой стране, но и в различных медицинских учреждениях он содержит отличающиеся формы.

Исчезли из нынешних клятв не только воззвания к богам, но и , например, обещание не иметь любовных связей с пациентами.

Возможно, время заставит ещё не раз пересмотреть текст клятвы. Что будут торжественно обещать врачи завтрашнего дня, сказать трудно. Одно лишь можно утверждать с большой долей вероятности - вряд ли это будет тот канонический текст, авторство которого приписывают "отцу медицины" Гиппократу.

Современная редакция клятвы Гиппократа

(по Женевской декларации, одобренной Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1948 году):

Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно.


Источники:
           С.Пехлецкий "Антология заблуждений". Москва.ЭКСМО. 2010
           Сайт Первого Московского Государственного Медицинского Университета
           имени И.М.Сеченова http://mma.ru/categories/student/oath


Рецензии
Привет! Мы, наверно, знакомы по Весточке...Хотел добавить, что была ещё присяга врача Советского Союза. Оригинал http://s51.radikal.ru/i131/1110/5a/c8e36b6594f9.jpg

С уважением Сергей

Сергей Балвский   16.10.2011 08:55     Заявить о нарушении
Как я рада этой встрече на ПРОЗЕ, заношу Вас в избранные. Будем и здесь обмениваться мнениями. С уважением, Анжела.

Анжела Стальная   17.10.2011 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.