Чужая земля колено иосифа
ПОСЛЕДНИЙ "ФИНТ" ПРАОТЦА
Вновь обретя, спустя многие годы, любимого сына, Иаков , естественно, хотел, чтобы потомки Иосифа были среди своего народа, чтобы он оставался его неотделимой частью.
Вполне возможно, что он предполагал, что после смерти Иосифа судьба сыновей Израилевых сложится не лучшим образом. Одно дело - жить под покровительством могущественного родственника, другое - без оного.
Конечно, за судьбу непосредственных наследников Иосифа беспокоиться не приходилось, ведь их матерью была дочь жреца, - влиятельного человека в Египте. Но это и означало, что
потомки Иосифа навсегда будут отделены от второй его ветви - израильской, то есть, его, Иакова. Осознавать это Иакову было горько и мучительно.
И тогда он придумал:двоих внуков, первых детей Иосифа ( а другие дети у него еще наверняка будут) возвести в другой "ранг" - своих сыновей.
О реакции Иосифа на это неожиданное решение отца ничего неизвестно. Зато известно, что он удивился, когда тот первым благословил Ефрема (Эфраима), а уж потом - Манассию (Менаше):второго сына вдруг сделал первенцем. И даже попытался исправить, как он считал, ошибку Иакова.
Однако Иаков возразил ему, дав весьма путанное объяснение:"Знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ".
Многие исследователи спешат засвидетельствовать, что пророчество Иакова целиком исполнилось, и колено Ефрема было больше колена Манассии.
На самом деле, это далеко не так. Да, при первом исчислении колено Ефрема было больше колена Манассии:сорок тысяч пятьсот человек против тридцати двух тысяч двухсот.
Но при втором исчислении картина меняется:у Манассии - пятьдесят две тысячи семьсот человек, а у Ефрема всего тридцать две тысячи пятьсот.
В последующие эпохи сравнивать оба колена вообще не имело смысла, поскольку Моисей разделил колено Манассии, и половину его по сути присоединил к коленам Рувима и Гада. И после этого их всегда так и считали вместе:два колена с половиной. И никакого в сущности особого родства между коленами Ефрема и Манасии не наблюдалось.
Разве что поначалу поневоле - между коленом Ефрема и вторым полуколеном Манассии, которые получили свой удел на другом берегу Иордана, причем, небольшой и весьма стесненный, и даже запутанный:город мог принадлежать Манассии, а земля вокруг и предместья - Ефрему, и наоборот.
Естественно, что они пришли к Навину с протестом. "Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали:почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так меня благословил Господь?".
"Иисус сказал им:если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисть себе место, если гора Ефремова для тебя тесна".
Но у Ефремлян и Манассии не было сил сражаться против этих народов, у которых были железные колесницы. Так что пришлось жить в тех условиях, что достались по жребию.
Зачем Моисею надо было разделять колено Манассии, тем более, что сами они не просили его об этом? Ответа на этот вопрос нет, да и вряд ли может быть. Если "финт" Иакова можно в какой-то степени объяснить тем, что сам он когда-то обманом добился благословения отца, и теперь решил проделать нечто подобное с внуками, но уже на "законной" основе(работа подсознания), то для поступка Моисея видимых причин нет.
На этот счет существуют различные версии. Дескать, Моисей решил в одном месте собрать тех, кого лишили первенства. Первенства, как известно, лишили только Рувима. Гада - первенца служанки Зелфы никто не лишал, поскольку права на первенство в широком смысле этого слова у него и не было.
Манассия был первенцем лишь Иосифа, но не в роду Иакова. Так что версия и к нему не подходит.
К тому же, если бы она была верна, Моисей должен был поселить все колено Манассии, а не разделять его.
Согласно еще одной версии, удел, данный половине колена Манассии, давно принадлежал Иосифу и был дан ему фараоном. Даже если допустить, что так было на самом деле, все равно остается непонятным, почему там поселили лишь половину колена. И именно - Манассии.
И еще более натянутой, чем две вышеприведенные версии, звучит такая:Моисей поселил полуколено Манассии с Рувимом и Гадом, поскольку Манассияне были более духовными и преданными Господу, и могли благотворно влиять на Рувимлян и Гадитян.
Но следует напомнить, что жертвенник, вызвавший волнение у их соплеменников из других колен, они, перейдя Иордан, строили сообща!
Может быть, все обстояло куда проще? Может быть, Моисей не хотел, чтобы дом Иосифа, как нередко называли колена Ефрема и Манассии, соединяя их в одно, когда божье колено - Левия перечисляли в общем списке двенадцати, занял лидирующее положение?
На первый взгляд, эта мысль не выдерживает критики, хотя бы потому, что у Моисея был ученик из колена Ефрема - Иисус Навин. Но если внимательно вчитаться в библейский текст, видишь, что ученик скорее приставлен (свыше?) к Моисеею, нежели выбран им самим.
Вот он вместе с Иисусом восходит на гору Божью, а Аарон с сыновьями и семидесятью старейшинами остаются внизу. Но Навин ничем еще себя не проявил. За что ему такая честь?
Когда они сходят с горы (Моисей нес скрижали с письменами Божьими), Навин извещает Моисея, что в стане слышен "военный крик". Тот, однако, сразу понимает, в чем дело:это пляски вокруг тельца, которого, как выясняется, изготовил Аарон.
Когда Бог говорит с Моисеем, Навин не отлучается от скинии, а ведь у скинии могли пребывать только священники из рода Аарона и их помощники - левиты.
Излишним рвением Навина Моисей явно тяготился. Когда двое израильтян, Елдад и Модад, вдруг стали пророчествовать, и Навин просит Моисея запретить им это, тот явно с подковыркой спрашивает:"Не ревнуешь ли ты за меня?".
Иисус ( раньше его звали Осией, но Моисей назвал его Иисусом; опять же, не с подсказки ли сверху?) Навин был в числе двенадцати соглядатаев, посланных высматривать Ханаанскую землю. Десять из них сказали, что ее завоевать невозможно, и только Халев из колена Иуды - первым! - возразил, что - можно. И только после этого к нему присоединился Навин.
После чего Бог принял решение:прежнее поколение будет пребывать в пустыне, пока не умрет, а в землю Ханаанскую войдут только Халев и Навин.
Даже Моисей не удостоился такой чести, за все свои труды и усилия на протяжении четырех десятилетий. Ему было велено передать бразды правления Навину, а самому взойти на гору Нево, осмотреть землю, данную израильтянам, и умереть.
По сути, из Навина с самого начала Бог лепил нового вождя, явно делая ставку на колено Ефрема (может, Он и подсказал Иакову, кого благословить первым?), ибо о колене Иуды в этот период по сути ничего слышно не было, хотя Моисей о нем не забыл в своих пожеланиях каждому из колен.
Зато в адрес Иосифа льется сплошная патока:"Об Иосифе сказал:да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных.
И вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее. Благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих. Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола;ими избодет он народы все до пределов земли:это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины".
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211072200728