Чужая земля колено иосифа
СВОЙ УДЕЛ
Сихем принадлежал второй половине колена Манассии, той, которая перешла вместе с остальными коленами Иордан и получила его по жребию.
Первая, поселившаяся за Иорданом вместе с потомками Рувима и Гада, была явно более значительной и уважаемой. Она состояла из представителей двух родов, один из которых носил имя своего основателя Махира.
Махир был внуком Иосифа, и он упоминаем в таком контексте:"И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа".
Выделен только внук Манассии, и именно Махир, что свидетельствует об отношении к нему Иосифа, и,видимо, надеждах, на него возлагаемых.
И, судя по всему, они не оказались беспочвенными. От Махира пошло поколение Махира, в его роду родился Галаад, который тоже имел клан (или поколение) своего имени.
У Галаада было, как минимум, шестеро сыновей (Иезер, Хелек, Асриил, Шехем, Шемид, Хефер), которые тоже имели свои поколения.
Кроме того, у Хефера был сын Салпаад, у которого рождались только дочери. Их у него было пятеро:Махла, Ноя, Хогла, Милка и Фирца.
Все колено Манассии, исчисленное во время Моисея, насчитывало пятьдесят две тысячи семьсот человек, что более, чем на двадцать тысяч превышало колено Ефрема.
Колено Ефрема в ту пору было представлено четырьмя родами:Шутелы, Бехера,Тахана и сына Шутелы Арана, - именами, позже исчезнувшими в глубине веков.
Махир же в истории остался, и даже Дебора упомянула о нем не как о представителе из рода Манассии, а как о самостоятельном колене:"От Махира шли начальники".
К этому времени клан Махира явно был уважаем своей силой и надежностью, что проявилось при завоевании удела, данного Моисеем.
"И пошли сыны Махира, сына Манассиина, в Галаад, и взяли его, и выгнали Аммореев, которые были в нем".
Далее в дело вступает еще один потомок Иосифа - Махира - Иаир, но одновременно и потомок Иуды, поскольку его отцом был некто Есром из этого колена, который в шестьдесят лет женился на дочери Махира, "отца Галаадова, и она родила ему Сегува. Сегув родил Иаира, и было у него двадцать три города в земле Галаадской. Но Гессуряне и Сирияне взяли у них селения Иаира, Кенаф и зависящие от него города,- шестьдесят городов. Все эти города сыновей Махира, отца Галадова".
Но таков печальный итог ждет Иаира еще в далеком будущем. Пока же он берет селения Амморейские и селиться в них, и называет их "селения Иаировы".
"И Новах пошел, и взял Кенаф и зависящие от них города, и назвал его своим именем:Новах".
Половине колена Манассии был отдан "остаток Галаада", весь Васан -царство Васанского князя Ога, но в будущем эту территорию вместе с той, где были уделы Рувимлян и Гадитян займут вначале Сирияне, а потом Ассирия, и полуколено Манассии растворится среди других народов, как и колена Рувима и Гада.
Свой удел получили и пятеро девиц из колена Манассии, дочери Салпаада. То ли их кто подучил, то ли они сами были столь смелы и имели решительный характер, но факт остается фактом:пятерка явилась к скинии, пред очи Моисея и Елеазера - священника (значит, это было после смерти Аарона и незадолго перед переходом в Ханаан), а также всего общества.
Кто из них говорил от имени всех, или говорили они наперебой, неведомо, но просьба их прозвучала весьма конкретно. У отца не было сыновей, он умер в пустыне. Он не был в числе заговорщиков и бунтовщиков Корея (видимо, этот факт имел определяющее значение). "За что же исчезать имени отца нашего из племени его, потому что у него нет сына? Дай нам удел среди братьев отца нашего".
И они своего добились:им был передан удел их отца. Более того, отныне был порожден прецедент:если кто умрет, не имея сына, удел его передавать дочери.
Если нет дочери,- передавать братьям отца. Если нет братьев,- близкому родственнику из поколения его:"и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон".
Позже Моисей уточнит насчет дочерей Салпаада:"Они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено, ибо каждый из чынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих".
Пятеро дочерей Салпаада вышли замуж за сыновей своих дядей. "В племени сынов Манассииных, сына Иосифова, они были женами, и остался удел их в колене племени отца их".
Реальный же удел они получили уже во время распределения земли Иисусом Навиным. Не совсем ясно, где именно, но, судя по всему, среди второй половины колена, не в Галааде.
Этой части колена досталось десять участков, "ибо дочери Манассии получили удел среди сыновей его его, а земля Галаадская досталась прочим сыновьям Манассии".
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211072301025