Удивительный рассказ

Никогда не мог понять, зачем включили в школьную программу рассказ Куприна «Гранатовый браслет». Психологически понять несложно, разумеется: большинство учителей литературы — барышни и дамочки, а какая женщина не мечтает об идеальной любви?! Труднее понять практическую ценность этого самого включения, а также чисто профессиональную. Об этом чуть поподробнее. Под практической (условный термин) я понимаю вот что: какой практический урок вынесут школяры из изучения данного произведения? Боюсь, мальчики сочтут его просто пропагандой слюнтяйства, а девочки... С девочками сложнее. Не секрет, что девочкам свойственна мечтательность, которая в данном конкретном случае может получить неверную направленность. Дальше на эту тему — ни слова. Кому интересно, может написать мне личное письмо. Я постараюсь ответить. Что касается профессональной ценности, то я не могу представить, о чем учитель говорит на уроке, разбирая данный рассказ. Или обходится без разбора? Дескать, все сказано в тексте, достаточно его прочитать. Позвольте в этом усомниться. Рассказ Куприна не так прост, как может показаться при невнимательном чтении.

Об этом имеет смысл поговорить.

Когда читаешь рассказ, удивляет то обстоятельство, что в нем нет злодеев.
Даже брат Веры Николай, действия которого доводят Желткова до самоубийства, движим самыми благими намерениями: он желает оградить свою сестру и ее семью от любых внешних посягательств. Николай, может быть, глуповат и грубоват, бесчувствен, но он не злодей.

Не злодей Василий Шеин. По описанию Куприна, он вполне благородный и великодушный человек, уважаемый в обществе (предводитель местного дворянства), безупречный в отношениях со своей женой. Он ни словом не упрекает ее за то, что Желтков пишет ей письма. Казалось бы, это естественно, однако есть такие ревнивцы, которые способны придираться к любой мелочи и тем самым могут испортить жизнь любимому человеку.

Не злодей и телеграфист Желтков. Он – жертва своей страсти, невольник любви к княгине Вере Шеиной. Его любовь скромна и целомудренна, он ни на что не рассчитывает.

На этическом уровне оба мужчины достойны своей избранницы. (Здесь учительница должна была бы пояснить школярам, что такое «этический уровень»).

Итак, в рассказе перед нами классический треугольник: двое мужчин и одна женщина. Оба любят ее, но она любит только одного из них. Однако решение, которое предлагает писатель, далеко от традиционного.

Можно сравнить треугольник в рассказе Куприна и в повести Пушкина «Капитанская дочка». У Пушкина тоже двое мужчин соперничают из-за одной девушки – Маши Мироновой. Но у Пушкина положительным является только главный герой, Петр Гринев. Его соперник, Швабрин, - не просто злодей, а даже в некотором смысле демоническая личность. Он не только бесчестно ранит Гринева на дуэли, но и впоследствии оговаривает его перед Следственным комитетом, из-за чего Гриневу грозит по меньшей мере ссылка в Сибирь за измену императрице.

Ничего такого в рассказе Куприна мы не найдем. Казалось, есть почва для соперничества, однако, вопреки традиции, никакого соперничества нет, потому что Желтков не соперник для Шеина. Не только потому, что он занимает слишком ничтожное положение в обществе, но и потому, что граф Шеин в высшем смысле достойный человек. Он честен, благороден, порядочен, жалостлив. Он любит свою жену Веру, и Вера любит его.  Ни о какой супружеской измене, ни о каком разрыве с Шеиным, ни, тем более, об уходе от него вопроса не стоит. Вере не нужна ни любовь Желткова, ни он сам. Не потому, что он ничтожен, беден или страдает какими-то пороками. Вера действительно любит мужа, преданна ему. Каковы бы ни были достоинства Желткова, он в данной ситуации – лишний, посторонний. Он сам прекрасно понимает свое положение, ни на что не надеется, и единственное, чего он хочет – жить в одном городе с любимой им женщиной и раз в год поздравлять ее с днем ангела.

Я мог бы сказать, что главный герой рассказа Куприна — порядочность. Но ради такого героя не стоило бы, вероятно, писать столь объемный рассказ.

В чем же смысл присутствия Желткова в жизни Веры и в рассказе Куприна? Какой урок дает он и героине рассказа, и нам, читателям? Я думаю, его главное назначение – показать образец идеальной любви, такой, какая она, по идее, должна быть. Желтков в своем чувстве доводит до предела главное свойство любви – самоотверженность. Желтков отвергает свои эгоистические интересы и даже собственную жизнь. Не является ли он маньяком? Такой вопрос задает один из героев рассказа – генерал Аносов. Генерал оставляет вопрос открытым. Однако, думаю, автор справился с задачей и убедительно показал, что Желтков – нормальный, психически здоровый человек, который стал невольной жертвой собственного чувства.

Сумасшедшие не кончают жизнь самоубийством так, как это сделал Желтков: не пишут таких прощальных писем, не отдают гранатовый браслет в церковь и тому подобное.

Да, к сожалению, жизнь есть жизнь, со всем ее утомительной повседневностью и рутиной. В рутине может погибнуть, исчезнуть без следа самая большая любовь. И значение Желткова в рассказе – вернуть Вере и ее мужу ту настоящую (может быть, и не великую, но подлинную) любовь, которая когда-то их соединила.

Парадоксально, но факт: это рассказ «для взрослых», но не потому, что в нем «есть секс», а как раз потому, что в нем нет секса.


Рецензии