Укрощение строптивых

                Не для того ль так нежны мы и слабы,
                Не приспособлены к невзгодам жизни,
                Чтоб с нашим телом мысли и деянья
                Сливались в гармоничном сочетанье.
                У.Шекспир «Укрощение строптивой»

Одна из важных целей моей работы в качестве психолога-консультанта - помочь клиенту жить полностью осязая и ощущая каждое мгновение своей жизни. То есть жить не по шаблону привнесенную в жизнь, например, родителями, а открыть собственную уникальную идентичность и затем быть ею.
Мне бы хотелось сразу избавить читателей этой статьи от вероятно возникших ассоциаций ее темы с шекспировской комедией. Здесь «укрощение» - это желание изменять мир с помощью таких межличностных отношений как доминирование и манипуляция. То есть укрощение мира, который не отвечает нашим ожиданиям.
Манипуляция не только как игнорирование интересов другого, но и как управление собой, исполнение чуждых ролей, попыток соответствовать ожиданиям других.
Наши внутренние конфликты, следствием которых являются перепады настроения, неуверенность, недовольство собой или даже миром в целом проистекают и из того, что мы не знаем какие мы на самом деле.
Позвольте слегка коснуться нескольких теорий о самости. «Самость – это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью» (К.Г.Юнг).
Согласно теории Карла Густава Юнга (1875- 1961) у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию.
Индивидуация – естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Это процесс достижения целостности и, таким образом,  стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного.
Целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. Знание о самости привносит в психику единство и помогает интегрировать сознательный и бессознательный материал: «Цель индивидуации – не меньше чем лишение самости фальшивых оберток персоны, с одной стороны, и гипнотической власти первобытной самости – с другой» (К.Г.Юнг).
Индивидуация, осуществляемая сознательно, - трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Этот процесс особенно труден, потому что это инициатива отдельного человека, часто осуществляемая в условиях отрицания или, в лучшем случае, равнодушия мира.
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм (1900-1980) описывает бессознательно складывающиеся психологические механизмы, регулирующие отношения индивида с миром.
Первый механизм – мазохистские и садистские тенденции, которые проявляются в действиях, направленных против себя и других. Преобладание у человека этих тенденций создает садомазохистский характер, который Фромм называет также авторитарным. Общей чертой авторитарного характера является убеждение, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность – подчинение этим силам. Активность человека лишь видимость, за ней проступает бессилие, которое он хочет победить.
Второй механизм – деструктивизм, импульсы которого проявляются во всякого рода разрушениях.
Третий механизм – автоматический конформизм. Он наиболее характерен для современного общества и состоит в уничтожении своего «Я» за счет идентичности с миллионами других, таких же, как он, автоматов. «…Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между «Я» и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика – это потеря самого себя» (Э.Фромм).
Приведу пример автоматического конформизма. Весной я была в театре. Во время антракта женщина, которая сидела рядом со мной попросила программку. Она некоторое время изучала имена исполнителей, а затем спросила меня: «Есть ли среди них известные артисты?» Когда я сказала, что есть, а также назвала, кто и где она могла их видеть, женщина заметно оживилась. До этого момента она пребывала в растерянности, потому что для нее, показателем качества действия было присутствие известных исполнителей - «звезд», а не собственные эмоции.
Для создания гармонии между собственными желаниями и действующей реальностью человек использует такой инструмент как рационализация. Например, человек А просит у знакомого В денег, В отказывает, потому что считает, что этот поступок усилит в А склонность к безответственности. Хотя причина звучит убедительно, но это может быть лишь оправданием, потому что в действительности В - скуп.
Фромм, также указывает и на чувства, в которых следует различать первичные чувства, которые рождаются в нас самих, и псевдочувства, которые в действительности не являются нашими собственными, хотя мы и считаем их таковыми. Например, человек, присутствующий на вечеринке, который веселится, дружелюбно беседует, уходя благодарит за прекрасный вечер, но оказавшись за порогом, когда он один на один с собой, перестает улыбаться. Скорее на его лице грусть от дум, какое впечатление он сумел произвести. Этот человек – нормальный индивидуум с потребностью в одобрении, которое обычно для современного человека. Он не знал о том, что его веселость – не «его». Он реагирует так, как от него ожидают в определенной ситуации.
«Большинство людей убеждено, что если внешняя сила открыто не заставляет их делать что-то, то их решения являются их собственными, и что если они чего-то хотят, то они хотят этого. Мы успешно убедили себя, что мы сами приняли эти решения, в то время как в действительности мы только подчинились ожиданиям других, движимые страхом изоляции или более прямыми угрозами нашей жизни, свободе, комфорту» (Э.Фромм).
Таким образом подлинное «Я» заменяется псевдо-«Я». Псевдо-«Я» - посредник, который играет роль или несколько ролей, ожидаемую/ых от человека и делает это под именем подлинного «Я». Во всех этих ролях он такой, каким, по его понятиям, его ожидают видеть. Порой в мечтах или в состоянии опьянения проявляется что-то от подлинного «Я». Это могут быть мысли, которых человек стыдился. Это может быть что-то, что человек не открывает, опасаясь насмешек.
Согласно теории Карен Хорни (1885-1952) человек обладает неким реальным «я», требующим благоприятных условий для его реализации. Когда человеком движут защитные стратегии, а не подлинные чувства, он отдаляется от своего реального «я». Хорни различала защитные стратегии двух видов: межличностные, которые мы используем в общении с людьми, и интрапсихические, которыми мы оперируем для самих себя.
Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального «я» в результате подавляющего воздействия окружения.
Реальное «я» - ряд врожденных возможностей, к которым относятся темперамент, таланты, способности и склонности. Они  являются частью нашей наследственности, и для их развития необходимы благоприятные условия. Они не вырабатываются в процессе обучения, так как нельзя научиться быть собой, но открыты для внешних влияний, так как реализуются  через взаимодействие с внешним миром, обеспечивающим множество путей развития.
Когда родители не воспринимают ребенка как самостоятельную личность, у него возникает базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств» (К.Хорни). Эта тревога вынуждает его развивать защитные стратегии.
Межличностные защитные стратегии:
- уступчивость, человек принижает себя и движется навстречу людям,
- агрессивность, человек движется против людей,
- человек движется прочь от людей.
Первые пытаются заслужить любовь и одобрение других людей, вторые стремятся получить власть (например, очаровывая), достичь безупречности в поведении, становятся безжалостными соперниками или циниками, третьи предпочитают свободу, покой и самодостаточность.
Интрапсихическая защитная стратегия - идеализированный образ и поиск славы. Человек создает  собственный идеализированный образ, который наделяется неограниченной силой и возможностями. Создав для себя идеализированный образ, человек отправляется на поиски славы, цель которых – реализовать идеальное «я».
«Я» от Уильяма Джеймса (1842-1910) многослойно: биологическое, реальное, социальное, духовное.
Наше «я» - это личностная непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда просыпаемся утром. Наше «я» больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт.
Биологическое «я» - это наше физическое, телесное существо. Это наша наследственная конституция, особенности физической внешности, наши физиологические процессы, наш мозг, руки и ноги.
Реальное «я» включает в себя предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В реальное («материальное») «я» входят не только его тело, но также его дом, друзья, семья. Насколько человек идентифицирует себя с другим предметом или человеком, настолько они являются частью его «я».
Социальных «я» может быть множество в зависимости от того, сколько ролей мы на себя взяли или сколько нам определила судьба. Эти «я» могут меняться или быть постоянными. Мы идентифицируем себя с ними в определенных обстоятельствах. Действовать правильно, по Джеймсу - найти в себе наиболее привлекательное «я» и по возможности чаще вести себя, как это «я» в самых разных обстоятельствах. Все прочие «я» с этих пор становятся призрачными, а все что происходит с выбранными «я», реально.
Социальное «я» состоит из моделей (паттернов), формирующих основы наших отношений с окружающими.
Духовное «я» - наиболее устойчивая и интимная часть «я». Каждый из нас ощущает себя как нечто большее, чем отдельная личность, и, конечно, больше, чем сумма предметов, которые мы считаем своими. Одно из выражений духовного «я» можно увидеть в религиозных переживаниях.
Нам может быть позволено увидеть возможность единства различных «я», но актуализация этого опыта остается величайшей задачей всей человеческой жизни. Интеграция личности всегда связана с неизбежной множественностью наших «я», в совокупности составляющих то, что мы собой представляем. Полное объединение не возможно, остается несколько свободных штрихов, которые никогда не вписываются в общую картину. Нам всегда легче оказаться во власти видения общего целого, но при этом мы игнорируем отдельные аномалии в ущерб себе, поскольку именно благодаря им сохраняется человеческая уникальность.
В теории Карла Роджерса (1902-1987) человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. Жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только ему самому.
Существует некая область опыта, уникальная для каждого индивида. Область опыта – индивидуальный мир личности, который может соответствовать или не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Область опыта избирательна, субъективна и несовершенна. Наше внимание сфокусировано на сиюминутных заботах и при этом оставляет за пределами почти все остальное.
«Я» находится внутри поля опыта. «Я» - это неустойчивая и постоянно меняющаяся сущность. Тем не менее, когда его наблюдают в какой-то момент времени, оно кажется неизменным и предсказуемым. Это происходит потому, что мы замораживаем некую часть области опыта, чтобы наблюдение стало возможным. Роджерс сделал заключение, что «мы знакомимся с «я» не методом постепенного изучения… Результатом наблюдения, безусловно, является гештальт, форма, где изменением одного незначительного аспекта может изменить весь паттерн целиком» (К.Роджерс). «Я» - это организованный последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.
Опираясь на понятие изменчивого «я», Роджерс сформулировал теорию о том, что люди не просто способны к личностному развитию и росту, - такая тенденция является для них естественной и преобладающей.
«Я» или «я»-концепция – это понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее.
Другое «я» у Роджерса: «Я»-идеальное. Это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. «Я»-идеальное представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение. Если у человека «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность.
Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно.
«Я»-идеальное – это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «я»-идеальное сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию. Люди страдают от такого различия, зачастую просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями.
Коснувшись теорий о «Я», считаю необходимым озвучить те способы, которые могли бы позволить осознать свое «Я» или все свои «Я». Их я нашла в работе  Эверетта Шострома «Человек-манипулятор».
В книге Шострома выразитель своего действительного «я», человек который ценит себя и окружающих как личностей с уникальным потенциалом – это «актуализатор». «Актуализированный человек доверяет своим чувствам, понимает свои потребности и предпочтения, признает собственные желания и проступки, радуется настоящему противнику, предлагает, когда нужно, необходимую помощь и искренен и конструктивен во многом, в том числе и в агрессии» (Э.Шостром).
Манипулятор напротив, эксплуатирует других, прячет собственные реальные чувства.
Причинами манипуляций Шостром называет:
- стремление человека к независимости и самостоятельности с одной стороны и желанием найти опору в своем окружении с другой. Человек не доверяет самому себе, не верит в свою возможность быть самостоятельным, потому что с детства нас учат необходимости контролировать себя,
- желание быть совершенным в глазах окружающих (чем более совершенными мы предстаем перед окружающими, чем более безупречными им кажемся, тем сильнее нас будут любить),
- непредсказуемый мир (человек чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации, в которой он находится. Видя непредсказуемость своей жизни, человек сдается и впадает в полнейшее бездействие, что только усугубляет его беспомощность),
- страх перед близкими межличностными отношениями или страх вовлеченности.
«Все мы манипуляторы, когда сознательно, подсознательно или бессознательно применяем всевозможные фальшивые трюки, усвоенные нами на пути между колыбелью и могилой, - лишь бы не дать проявиться своему истинному жизненному характеру – и в процессе этого низводя самих себя и окружающих до подконтрольных объектов». (Э.Шостром)
Шостром предлагает актуализирующую терапию, позволяющую выработать:
- честность (откровенность, искренность) – быть честным в своих чувствах, какими бы они ни были,
- осознанность (живость, интерес к природе, искусству и др.аспектам жизни),
- свободу (спонтанность, открытость) – оставаться самим собой и реализовать собственный потенциал. Быть субъектом, а не объектом воздействия или марионеткой в чьих-то руках,
- доверие – обладать базовым доверием к себе и к миру, строить свои отношения с миром с позиции «здесь и сейчас».
Под актуализирующей терапией Шостром подразумевает любую известную терапию, которая сосредотачивается на уменьшении манипулирования и поощрения актуализации.
В настоящее время в любом женском журнале можно найти статью о необходимости самосовершенствования, нахождения в себе неких способностей, которые могли бы помочь самореализоваться, о том, что самореализация необходима для гармоничного развития и т.п. Однако, «существует еще одно противоречие между провозглашаемой свободой человека и всеми ее фактическими ограничениями. Общество  говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей… В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом - на выбор работы, форм отдыха, друга. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности» (К.Хорни).
Однако, на мой взгляд, полезно знать свою истинную сущность. А жить по своему собственному выбору, без принятия тех правил, ролей, которые другие нам навязывают, означает жить в гармонии.


Рецензии