Можно не церемониться

               
   Антон Никитин, молодой человек, выпускник гуманитарного вуза, страдал: зал наполнялся людьми, возраст которых достоин благоговения, а ему предстояло нести перед ними несусветную чушь: с пафосом утверждать, что в их жизни все хорошо, когда в ней все так плохо!..

  Он замечает, что к первому ряду ковыляет старушка с печальным интеллигентным лицом. «Наверняка у нее со здоровьем проблемы, – терзает душу Антон. -  Ее пенсии не хватает ей на лекарства, которые дорожают. Ее интересует вопрос: почему они дорожают? Почему все цены постоянно растут? Ей хочется знать, когда прекратится их безудержный рост. Она ждет улучшений, а я, такой же пришибленный жизнью, должен ей говорить, что улучшения есть,  она их только не видит, и я должен ее сагитировать отдать свой голос на выборах  партии, столько лет морочащей людям мозги».

   Молодой человек понимал, что у других, занимающих в зале места, тоже есть непростые вопросы, и сейчас ему будет не весело. Нет в его речи для них ничего утешительного, кроме пустых заверений. «Зря согласился участвовать в этом спектакле!..» 

   Мысли вернули его к истокам этой затеи. Институтский товарищ предложил Никитину вступить в ряды влиятельной партии, пообещав работу с хорошей зарплатой. Мыкавшему без дела Антону предложение показалось заманчивым. Но его взяли не сразу, поручили выступить с предвыборной речью на одном из собраний.

  И вот  сейчас дадут ему слово. Как поступить?.. Говорить пустые слова или, по-честному, взять и уйти?.. Но уйти, это значит, что вновь оказаться не нужным, на обочине жизни… Вспомнился ленинский постулат: сознание определяется бытием, и Никитин определился.

  Текст выступления, который вручили ему, он выучил наизусть. Там были только избитые фразы: добиться, улучшить, и Антон опасался вопроса: почему же вы, столько лет будучи в Думе, не добились и не улучшили?.. Как ответить на этот вопрос уважаемым людям?.. Стоп!.. А так ли они уважаемы?.. Кем уважаемы?.. Уж точно не теми, кто дал ему этот дешевенький текст!.. Значит, есть основания не уважать!.. Значит, с ними можно не церемониться!..

  Очень кстати на память пришло наставление одного из ораторов древности: выступая публично, не ставь толпу вровень с собой, она заведомо ниже - она ведь не знает, что ты ей намерен сказать.  Согласно наставлению древнего толповеда, следует выбрать  самое тупое лицо и только ему посвятить выступление. Все тогда будет в порядке.

    Антон высмотрел такое лицо в заднем ряду. По виду, это был беспробудный пропойца, забредший сюда ненароком, отоспаться с похмелья. Никитин сосредоточил внимание только на нем и легко разразился хвалебным трезвоном.  Слова, которые ему вручили для выступления, и которые только что ему казались бредятиной,  таковыми уже не казались. Пренебрежение к другим сделало волшебное дело.

   Закончил он речь оптимистичными лозунгами  под звуки доброжелательных аплодисментов. Никитин с опаской взглянул на старушку в первом ряду, но и она ударяла в ладошки, и ее глаза светились доверием и надеждой на лучшее.


Июль 2011 г.









               


Рецензии