Чужая земля колено иосифа
НОВАЯ СИХЕМСКАЯ ДРАМА
Племя, которое затеяло войну с Иеффаем, видимо, существовало вне связей с остальными соплеменниками из колен Ефрема и Манассии. Об этом можно судить по характеристике, данной ему другими израильтянами:"Вы - беглецы Ефремовы, Галаад же среди Ефрема и среди Манассии".
Что это были за беглецы и где они пребывали, неизвестно. Вокруг Ефремлян вообще много загадок. Некоторые исследователи полагают, что какие-то Ефремляне пришли в землю Ханаанскую задолго до того, как был совершен Исход.
Примерно за век до Исхода евреев из Египта в Сихеме пребывало весьма агрессивное семитское племя некоего Лабайи, чье имя переводят как "лев". И хотя во многих городах Ханаана, включая Газу и Яффо, стояли египетские гарнизоны и местные князьки подчинялись им, Лабайя был исключением.
Если же принять во внимание, что Египту подчинялись не только Ханаан, но и Сирия, и Финикия, поведение Лабайи выглядит еще более вызывающим. Он совершал набеги на другие города и грабил их, а несколько городов в Изреельской долине даже подчинил себе.
Какой его была дальнейшая судьба, неизвестно. Вполне возможно, что потомки Лабайи присоединились к каким-то семитским племенам, быть может, даже к израильтянам.
Сихем же (Шхем) по жребию достался Манассии, хотя там оставались жить потомки уцелевших жителей древнего Сихема, с которыми так жестоко расправились сыновья Иакова.
Наверняка жили в Сихеме и Ефремляне, ведь участок земли у города, некогда приобретенный Иаковом, был подарен Иосифу, а, значит, обоим его сыновьям.
Сихем находился между горами Гаризим и Гевал, и на первой, когда давали клятву верности заветам Господа, колено Иосифа стояло как одно, наряду с коленами Симеона, Левия, Иуды, Вениамина и Иссахара (остальные шестеро колен стояли на горе Гевал).
Однако о клятве быстро забыли, едва поселились в своих уделах (а, скорее всего, и еще раньше). В частности, в окрестности Сихема было большое капище Ваал - Вериф, название которого переводится как союз с Ваалом, и говорит само за себя.
Вблизи Сихема был и дуб, у которого волховали прорицатели.
И в остальном жизнь Ефремлян и Манассиян мало чем отличалась от традиций и обычаев местных жителей. В частности, кто был богат, имел много жен и наложниц.
Пока был жив глава рода, в клане царило относительное спокойствие, но когда он умирал, начиналась война за наследство. И тут сразу обозначалось различие между статусом сыновей от законного брака и от наложниц. Иеффай был далеко не единственным, кого выгнали из дома, поскольку его мать не была женой его отца, и даже названа блудницей.
Иеффай стал главарем банды разбойников, и его призвали на служение народу лишь тогда, когда стало невмоготу от притеснения Мадианитян.
Но еще задолго до Иеффая была история Авимелеха, одного из сыновей Гедеона. Его матерью была наложница Гедеона, жившая в Сихеме.
К какому роду - Манассии или Ефрема - она принадлежала, не уточняется, но, видимо, ее племя было весьма влиятельным в Сихеме, и, вполне вероятно, относилось к дому Милло, известному в городе.
В общем, когда Гедеон умер, Авимелех пришел в Сихем к братьям матери, "и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал:внушите всем жителям Сихемским, что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша".
Братья соответствующую работу среди горожан провели, склонив их а сторону Авимелеха, и еще дали ему семьдесят сиклей, чтобы он нанял головорезов, и те убили всех сыновей Гедеона.
Одному, Иофаму, удалось спастись, и он, стоя на вершине горы Гаризим, пытался увещевать неблагодарных Сихемцев ( "За вас отец мой сражался, не дорожил жизнею своею..."), но они остались глухи к его укорам совести, и ему пришлось бежать в город Беер (дальнейшая его судьба неизвестна).
Авимелех царствовал три года, но потом между ним и Сихемцами начались распри. Очевидно, не без подзуживания некоего Гаала, сына Еведа.
История повторялась. Теперь Гаал с братьями ходил по Сихему и говорил:"Кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему? Не сын ли он Иероваалов, и не Зевул ли главный начальник его? Служите лучше потомкам Еммора, отца Сихемова, а ему для чего нам служить? Если бы кто дал народ сей в руки мои, я прогнал бы Авимелеха".
Видимо, Авимелех настолько всем надоел, что народ принял сторону Гаала, хотя военачальник Зевул не изменил ему. Но Авимелеху пришлось сражаться с жителями города, и, как указывает летописец, сражался он весь день. "И взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город, и засеял его солью".
Уцелевшие жители ( около тысячи мужчин женщин) спрятались в башне Сихемской. Авимелех сжег ее вместе с людьми, а потом пошел в Тевец - город в колене Ефрема, недалеко от Сихема,- где в капище Ваал - Верифа укрывалась часть других уцелевших жителей Сихема. Их он тоже хотел сжечь.
"Тогда одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху, и проломила ему череп.
Авимелех тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему:обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне:"женщина убила его". И пронзил его отрок его, и он умер".
А жители, узнав, что Авимелех умер, "пошли каждый в свое место".
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №211072300645