Портрет Дориана Грея

Я только что закончил работу над
своей первой длинной историей и
совершенно выбился из сил.
Боюсь, она явится отражением моей
собственной жизни: одни лишь слова
и никакого действия.
Оскар Уайльд
в письме Беатрис Олхазен
[R.H. Davies The Letters of Oscar Wilde. London, 1962 p.118]

 
Мою историю можно назвать эссе
о декоративном искусстве. Она,
если хотите, источает яд, но вы
не можете также отрицать, что
она совершенна, а именно совершенство
и является для нас, художников, конечной целью.
Оскар Уайльд
[Stuart Mason. O. Wilde and the Aesthetic Movement. Lond. 1920 p.226]

«Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов боярышника……

Я оглянулся и тут-то в первый раз увидел Дориана Грея. Глаза наши встретились, и я почувствовал, что бледнею. Меня охватил какойто инстинктивный страх, и я понял: передо мной человек настолько обаятельный, что, если я поддамся его обаянию, он поглотит меня всего, мою душу и даже мое искусство. А я не хотел никаких посторонних влияний в моей жизни. Ты знаешь, Генри, какой у меня независимый характер. Я всегда был сам себе хозяин… во всяком случае, до встречи с Дорианом Греем. Ну а тут… не знаю, как и объяснить тебе… Внутренний голос говорил мне, что я накануне страшного перелома в жизни. Я смутно предчувствовал, что судьба готовит мне необычайные радости и столь же изощренные мучения. Мне стало жутко, и я уже шагнул было к двери, решив уйти. Сделал я это почти бессознательно, из какой-то трусости. Конечно, попытка сбежать не делает мне чести. По совести говоря…»

Завораживающе-интригующая  история Дориана Грея — яркий пример совершенного применения несовершенных средств, в котором, как считал Оскар Уайльд, и заключается этика искусства.

Что можно сказать об этом произведении, если о нем уже столько всего сказано? Мне кажется, что Оскара Уайльда невозможно передать словами, можно лишь почувствовать его искусство.

Иногда литература бывает интересней, чем жизнь, а иногда жизнь становится интересней литературы. «Хотите знать, в чем заключается величайшая драма моей жизни? – спросил Оскар Уайльд в роковом для него 1895 году. – Она в том, что свой гений я вложил в мою жизнь, и только свой талант – в мои произведения». Жизнь и литературу Оскар Уайльд воспринимал как высший и труднейший вид искусства. Он видел мир другими глазами, задачу каждого художника, да и каждого человека он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни. Биография Оскара Уайльда говорит нам о многом, она походит на роман, который произошел в действительности, интригующий, завораживающий, ошеломляющий. Не смотря, на кажущееся легкомысленное повествование, этот роман бросает неожиданный отблеск, возвышая его до уровня драмы.


Рецензии