Цветная лихорадка

Шерловая Гора… Родина. Сколько о тебе сказано, сколько писано в разных справочниках   и энциклопедиях о твоих кладовых! Вот и я решил сказать о тебе слово – имею право, ведь судьбы наши переплелись тесно.
Цветная лихорадка.
Около 300 лет эксплуатирует человек недра Шерловой Горы, как части российской государственной собственности. Шерловогорское месторождение вольфрамовых, висмутовых, оловянно-полиметаллических руд и самоцветов – так звучит название сегодня нашей кладовой. И это далеко не полный перечень полезных ископаемых, добываемых здесь. Шерловая Гора состоит из пяти сопок – Высокой, Мелехинской, Обвинской, Лукавой и Большой, которые расположены полукругом, обращённым на юго-восток.
Я часто бываю в этих местах, поднимаюсь на самую высокую из сопок – Обвинскую. Над уровнем моря её высота составляет 1035 м, но видимость с неё исключительная. Северные склоны Шерловой Горы залесены, а южные – открыты и порезаны падями – руслами древних потоков.
Смотрю на юг, туда, где тянется цепь возвышенностей с причудливым очертанием вершин – гранитных останцев массива Адун-Челон, что означает «табун камней». В настоящее время считается, что Шерловая Гора и хребты Адун-Челона – выступы одного большого геологического тела, лежащего в толще древних пород.
Краткая история освоения Шерловой Горы такова: в 1723 году Нерчинский житель Гурков открыл цветные камни на горе Тутхалтуй. Известно, что Бергколлегия наградила Гуркова за его открытие пятью рублями. Длинные голубовато-зелёные кристаллы, так называемые старателями шерлы (откуда и название месторождения), желтоватые тяжеловесы и дымчатые кварцы привлекали внимание находчивых и предприимчивых людей. До 1788 года месторождение находилось в ведении Иркутского губернатора. Потом было передано Горному управлению, которое и переименовало гору Тутхалтуй в Шерловую Гору. С этих пор она известна в литературе именно под таким названием.
Двести лет на Шерловой Горе с переменным успехом добывались только самоцветы. Золотистые бериллы Золотого отрога, светло-зелёные аквамарины сопки Куцаньей, голубовато-зелёные аквамарины сопки Обвенской, зелёные аквамарины сопки Мелехинской, и, наконец, светло-синие аквамарины Карамышевского отрога вместе с белыми и желтоватыми топазами, попадавшимися в разных местах, уже к середине девятнадцатого века создали мировую славу Шерловой Горе.
Самая крупная добыча самоцветов в 18 веке была осуществлена в 1796 году, когда было извлечено 80 кг ювелирных аквамаринов. Весьма обильными были 1810 и 1819 годы, в кои добывалось свыше 180 кг одних только бериллов. О масштабах старательских работ, проводившихся здесь, можно судить по словам очевидца – коллежского советника В. Титова (1855 г.). Он писал: «На Золотом отроге более 200 обвалившихся шурфов, ям, шахт и разрезов, так что вся площадь горы буквально разрыта; глубина некоторых работ простиралась до 11 сажень… Обвинская гора совершенно изрыта сплошными ямами и разрезами, число которых более тысячи..»
В 1829 году Шерловую Гору изучает горный инженер А. И. Кулибин, при нём была начата разведка Золотого отрога. В результате разведывательных работ было обнаружено «гнездо», из которого извлекли 150 кг аквамаринов. К середине 19 века, после статридцатилетней эксплуатации, слава Шерловой Горы, как месторождение цветных камней, впервые померкла. Однако крупные партии самоцветов, добытые в более поздние времена, опровергают версию об «истощении» месторождения.
1915 год. Главное управление Нерчинского горного округа предоставило иркутскому владельцу погребальной конторы Н. Ф. Поднебесных исключительное право на поиск и разработку драгоценных камней на кабинетских землях. Этот делец сосредоточил свои работы только на Шерловой Горе, где за одно лето 1915 года добыл несколько пудов отменной доброты самоцветов и несколькими партиями продал их в Екатеринбург на гранильную фабрику. Имя его до сих пор носит одна из копей – Поднебесная.
Право добычи самоцветов на Шерловой Горе в это же время было предоставлено и читинскому ювелиру А. В. Зубрицкому. Им были возобновлены работы на миллионной яме, которую он углубил до 17 метров и добыл здесь прекрасные аквамарины.
Манит фортуна старателей-добытчиков в Шерловую Гору. И все последующие годы до наших дней добыча цветных камней то затухает, то возобновляется, но не прекращается никогда.
Анатолий Татауров. Горный инженер. Посёлок Шерловая Гора


Рецензии