Отзыв на книгу Михаила Гундарина
Книга Михаила Гундарина
« Новые календарные песни» - Барнаул – 2004 г
Книга Михаила Гундарина « Новые календарные песни» даёт нам возможность заглянуть в дневник поэта. Это именно так, ибо стихи в этой книге написаны свободным человеком, мыслящим о мире и о себе без оглядки на кого бы то ни было.
Поэзия – страна свободы, но это территория Души, которая сама знает очертания жизни и призвана любить и охранять её. Главное оружие поэта – чувствование мира, его тотальности, и осмысление себя ( что есть «человек»?) в его потоке. Отсюда в поэтическом дневнике Михаила Гундарина так много стихотворений, которые, по сути, отвечают на этот вопрос.
…………..
Здорово врёт золотой компас,
Тянет ко дну золотая сеть.
Море умрёт в тридесятый раз,
Мы постараемся уцелеть.
Американец! В твоих руках
Север стареет, как серый снег,
Как забивающий ноздри прах,
Как умирающий человек.
Нового века лукав завет –
Наша реальность идёт в расход.
Так почему же три сотни лет
Мы поступали наоборот?
Не потому, что чужая стать,
И не затем, что не тот расклад.
Просто нам твёрдо хотелось знать,
Кто из виновных не виноват! (из стихотворения «Золото мир затевает вновь»)
Да! Хотелось знать – это правда. Человек ( если он человек) всегда хочет понимать свой личный Путь и великий Путь природы, историю народов, чувствовать вкус Времён, поэтому так, по живому, режет скальпель недавних событий:
А всё-таки жаль деревянных крыл,
Всех механизмов Большой Войны.
Ну, например, Заводных Светил
И Генераторов Белизны.
Копий, Пронзающих Пустоту,
Пушек, Стреляющих По Воробьям…
Переступив, наконец, черту
И философствуя по краям,
Мы победили – о том и речь –
Ночь-метафизику рваных ран
……………………………….. (из стихотворения «А всё-таки жаль деревянных крыл»)
Но человек беззащитен пред Незнанием и так же (равно) – перед Знанием (…нас с тобой к бою готовили буквари):
…………..
Гиперболоид бросает луч
В гущу автобусных пятачков,
В самое детство, где нас с тобой
К бою готовили буквари,
В почву, грозившую стать судьбой
И оказаться у всех внутри.
Нам же хотелось уйти на дно
Или укрыться в густой тени
Не эротического кино,
Так иронической болтовни,
В землю воткнуть свой усталый штык,
Вывесить в небе свой белый флаг,
Но, вопреки миллионам книг,
Всё получилось
Совсем не так. ( из стихотворения «А всё-таки жаль деревянных крыл»)
Человеку свойственно желание быть, но и свойственно желание перемен. Однако перемены, рождённые по человеческому разумению, становятся синонимом разрушения:
Мы разрушили мир, чтобы вышел дом,
Но не вышло, как водится, ни гроша.
Вот и ночь прогремела пустым ведром,
Мимо зарослей спящего камыша.
…………………………………… (из стихотворения «Мы разрушили мир»)
Время, его ход ( календарь) – этот поток бытия – вовлекают человека и его живые чувства в своё течение, поэтому всё преходяще. Поэтому жизнь человека, его любовь и нелюбовь, его будни и праздники - всё движимо обратным отсчётом, но, в конечном итоге, возвращающим каждого, словно пространство Мёбиуса, в начало времён:
Всё свершилось. Прощание длится
Как положено – ночь напролёт.
На подушке осталась ресница.
Улетает обратно синица,
И меня за собой не зовёт.
Да и стоит ли? Новой любовью
Нас порадует новый январь.
Доверяя простому присловью,
Спи, а я положу в изголовье
Самодельный резной календарь.
……………..
Философия Нового года
Такова, что сегодняшний сон
Значит больше, чем просто свобода,
Чем ритмический взмах эпизода –
Мы опять у начала времён! (из стихотворения «Декабрь»)
Человек мыслящий всегда противостоит Времени, стремящемуся нивелировать всё живое:
Чёрным и белым написано: «двадцать пять лет».
Что расстилается, то и под стать утюгу.
Нам было меньше, но мы уже знали секрет
И уцелели на самом февральском снегу. (из стихотворения «Сердце»)
Главный «секрет», позволяющий уцелеть – это территория Души, где человек спасается творчеством. Секрет Михаила Гундарина – это его поэзия, где «безударные не в цене». А ещё ирония – самый надёжный щит самых беззащитных людей – поэтов.
«Белый медведь твоего окна
Лапой закроет разбитый нос.
Через полгода придёт весна,
Но, разумеется, не всерьёз» -
Так бы нам петь, да и петь, скользя
По ускользающей в свой черёд
Маковке кованого гвоздя,
Вбитого в шёлковый переплёт.
Где за ударом опять удар,
А безударные не в цене,
Как и любой дорогой товар,
На сохраненье отданный мне. (Стихотворение «Белый медведь твоего окна»)
На территории Души живут неуязвимые «литературные герои», которые «каждой жилкой, каждой долькой сполна за это заплатили»:
Вот милицейская машина,
Death car на уличном жаргоне.
Но есть особая причина
Тому, что нас никто не тронет.
Литературные герои,
Со дна туманного колодца
Мы движемся недружным строем,
Поодиночке, как придётся.
Смотрите, милиционеры,
Как мы проходим по бордюру,
И чёрта с два к нам примешь меры,
Несуществующим де-юре.
Безумны и неуязвимы,
Мы промелькнули краем парка,
Где в тесном гипсе херувимы
(О, как же жутко им и жарко!).
Но мы минуем их, поскольку,
Мы там уже однажды были,
И каждой жилкой, каждой долькой
Сполна за это заплатили! (Стихотворение «Вот милицейская машина»)
«Календарные песни» это именно поэтическая книга, единое полотно – портрет или скорее Дух Свободы, улетевший из мёртвого гипсового царства. «Литературные герои со дна туманного колодца…» - так и звучит эта строка, так и остаётся в памяти виртуальный мир Свободы, невозможной и немыслимой в реальности.
Если коротко определить инструментальный ряд автора, то получается следующая триада:
Художественный метод – «так велИ ледяные вёсла в загустевший спустить раствор».
Авторский стиль – ирония.
Философия автора - свобода.
Людмила Козлова
27.04.2011
Свидетельство о публикации №211072300935
Владимир Нургалиев 10.05.2019 13:43 Заявить о нарушении