Чуть помедленнее, кони...

               


   Судьба  отмерила  ему  ровно  столько,  сколько  посчитала   достаточным.  По  человеческим  меркам,  несправедливо  мало.   Но  зато  в  его  жизни  было  всего  с  лихвой:  темперамента,  таланта,  любви,  дружбы,  народного  обожания,  впечатлений,  потрясений.

   Есть  даты,  которые  невозможно  забыть.   Одна  из  них - это  25  июля  1980  года,   день  ухода  из  жизни   выдающегося  советского  поэта-барда, артиста    театра  драмы   и  комедии  на  Таганке  Владимира  Высоцкого.   
Он  дарил  нам  свои  песни,   радовал,  удивлял   и заставлял  задумываться  над  истинными  ценностями  жизни - справедливостью,   дружбой,   любовью.   Он   прожил  всего  42  года, короткую,  но  яркую  жизнь.  Прошёл  31 год,  а  сердце   до  сих  пор сжимается  при мысли,  что  его  нет  с  нами.   Потрясение,  которое  мы  испытали,  узнав  о  смерти  Высоцкого,  сопоставимо с  личной трагедией.    
   Если  бы  кони  несли  чуть  помедленнее!

   В  1960-1980-е   годы   в  стране  трудно  было   найти   дом,   квартиру,  где  бы  не   звучали   песни  Высоцкого,  чаще   всего   переписанные   на   магнитной ленте,   не   всегда   качественной.  Его  песни   я   впервые    услышала   в  начале  шестидесятых,  в  гостях.  Сын  наших   друзей,  восторженно  сообщил,  что  достал  у  кого-то  кассету  с  песнями  Высоцкого.   Запись   была  очень  плохая,   он   буквально  "переводил"  мне  каждое  слово.   Естественно,    восторг  такой   «концерт»  не  вызвал,  скорее   наоборот.  Но  когда   удалось   найти  добротные  записи   и   услышать   слова  песен,   Владимир  Высоцкий   навсегда  запал  в  душу.  В  начале  семидесятых  годов  мне  посчастливилось  посмотреть в  театре  на  Таганке  спектакль  «Гамлет».
 
   Роль  Гамлета   о  предназначении   человека,   словно  поставившая  его перед  «последними»   вопросами —  о  соотношении  «быть»  и  «не  быть»  в  человеческой  судьбе,   стала  для  Высоцкого  центральной  в  его  творческой  судьбе,   он  играл  её  без  замен  до  конца  жизни.

   
   24  июля,   в  Российском   Центре   науки  и  культуры, в Ереване, проходил   концерт,  посвящённый   памяти  Владимира  Высоцкого.   Это  авторская  программа   Арама  Гюрджяна,   подготовившего  прекрасную   подборку,    песен  и  стихов  Высоцкого.
  Арам  Гюрджян автор  двух  поэтических  сборников,   обладатель  высшей   награды  Международной  академии  телевидения  "Эфирная шкатулка".  Лауреат  Международного  конкурса  Бардовской   песни  "Сиваш-2006" и первого  Международного  фестиваля  "Русская песня"  российских  соотечественников  в  Москве. 


     После  концерта  народ  расходился  неохотно,  люди  переговаривались,  делились впечатлениями. В  этой программе  есть  главное - огромная   любовь  автора  к  своему  герою  и  желание  рассказать  о  нем,  как  можно  больше,   особенно   молодёжи,  которая  не только  плохо  знакома  с  его  творчеством,  но  иногда даже не  знает его имени. Я слышала в маршрутке такой диалог:
- Девушка, вы очень похожи на Марину Влади!
- Марина  Влади… А кто это?
- Французская  актриса, жена  Владимира  Высоцкого.
- Высоцкий… А кто это?

  И так бывает...

  Владимир  Высоцкий  облагораживал  и  очеловечивал  наше  не очень  благородное  и  человечное  телевидение.     Песни  Владимира  Высоцкого  популярны   и  актуальны  и  в  наше  время.   Жаль  только,  что  так  мало  его  песен звучит  по  радио  и  телевидению   сегодня.  А  причина,  та  же   что  и  раньше:   правда режет  слух,  в  стране  и  так  трудно  и  неспокойно,  поэтому  народ  лучше  убаюкать  сладенькой,  глупенькой эстрадой.    Но  мы  и  сами  не  желаем  раздражаться,  вновь  и  вновь  узнавая  себя  в  портретах,  написанных  Мастером.  И  так,  мол,   время  тяжелое.  Лучше  посмотрим  мыльную  оперу...
Есть,  конечно,  и   вторая  причина:   нынешние  руководители  независимых телеканалов  и  радиостанций,  воспитаны   на   другой   культуре  -  рок-музыке,  причем  по  большей  части - западной.  Её  образцами  они  в основном  и  делятся  со  зрителем  и  слушателем.  Это  неплохо,  но  хотелось   бы   пожелать не  забывать  и  про  миллионы  людей,  выросших на  песнях  Окуджавы,  Высоцкого,  Галича... 

   Их  умные  стихи  нужны  сегодня  не  меньше,  чем  в  застойные  годы.
Не скатиться бы снова в дом, который "погружен во мрак", не оказаться обложенными со всех сторон красными флажками, как те волки из легендарной песни.
   
Высоцкий  востребован,  как  и  раньше.   Это   наша  юность,  наша  молодость,   большая  часть   нашей  жизни,  и  нашей  общей  судьбы.

   Я   фотографировала  и  артиста, и  зрителей,   а  когда  посмотрела  на  снимки,  поразилась:  на   одухотворённых  лицах   людей,   целая  гамма   чувств:  доброта,  нежность,  грусть  по   прошедшей  молодости   и,  конечно  же,  острое  чувство   сожаления   от  слишком  раннего   ухода  такого  человека.      
   В  заключение   программы,  Арам  Гюрджян   исполнил  одну  из  песен  собственного сочинения,  посвящённую   Высоцкому.

   Владимир Высоцкий был для власти, особенно в первые годы, автором подпольных, полу-блатных песен. С ним можно было сделать что угодно. Вплоть до запрета на профессию.
Официальный брак с иностранной гражданкой переводил Высоцкого в иной статус. Тем более брак со знаменитой французской актрисой. Абсолютно невыездному Высоцкому дают разрешение на поездки за границы СССР.  В  Париже  выходит диск-гигант его песен.

   
   Власти, однако, предпочитали не замечать этой популярности. Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов; за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько его грампластинок-миньонов (по 3-4 песни на каждой). Высоцкий не являлся членом творческих союзов и потому не имел официального статуса литератора или композитора. Многочисленные выступления поэта перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов.

   Огромное напряжение на пределе человеческих сил в последние годы, болезненно переживаемое непризнание официальной литературой, подорванное здоровье оборвали жизнь Высоцкого на творческом взлете.

   Его смерть и похороны в дни московской Олимпиады стали событием национального масштаба и вылились в первое за долгие десятилетия советской истории массовое народное волеизъявление.

   Официальное  признание  поэта  состоялось  лишь  в  эпоху  «перестройки», во  второй  половине  восьмидесятых.

   Первый сборник поэта «Нерв» вышел  лишь после его смерти, в 1981году.  В  1987 году ему  была  посмертно  присуждена Государственная  премия  СССР.  В 1989г.  В  Москве  был открыт  Центр-музей  В. С. Высоцкого.   
   В  русской  поэзии  двадцатого  века,   Высоцкий  по  праву  занял своё  высокое  место.

   Пять лет  назад,  побывав  в  Москве,  как  и  в  предыдущие  приезды,  я пошла на Ваганьковское кладбище, поклониться его  могиле.  Горькое и  досадное  чувство, когда прямо  перед  входом на  кладбище  сразу  в нескольких  будочках,   продают  фотографии  Поэта,  записи его  песен на разных носителях  и   беспрерывно, оглушительно звучат  песни в его  исполнении для  привлечения  клиентов.  Всё это в непосредственной близости от места его последнего упокоения.

   Все, что было у Высоцкого, все, что случилось в его жизни, превратили в товар. Его слава, его обожание, его болезни, страдания, комплексы, радости, надежды - все на продажу... Поражает активность и предприимчивость  торговцев славным именем.

   …На  Ваганьковском   кладбище   памятник   Владимиру  Высоцкому  встречает  всех  поклонников  кумира,  а  на  небе  ярко  горит  звезда “Влад Высоцкий”,  которая  значится  под номером  2374  в  Международном каталоге  планет.
 
   Ах,  если  бы  кони  несли  чуть  помедленнее…



 Фото автора.
 
  Автором частично использованы материалы, заимствованные из интернета.


Рецензии
Благодарю за статью, за Вашу точку зрения на личность Высоцкого, его творчество и поосмертное признание властями. В студенчестве мы пели его песни из кинофильма "Высота": "Друг" и ещё одну "Здесь вам не равнина..." Я пою эти песни до сих пор, они как свежий душ для души. Вы правы, неудобно узнавать себя его сатирических образах - "Буйных мало, вот и нет вожака..." И власти не дадут отмашку на причисление Высоцкого к нашим классикам, уж очень буйный, неудобный в своей непримиримости поэт с гитарой, романтического герой на все времена, каким был и останется Высоцкий. Два парнишки с гитарой на передаче "Фактор А" так спели эти "Чуть помедленнее кони", без соплей и выпендрёжа, что потрясли всех... С уважением,

Татьяна 54   20.02.2013 16:12     Заявить о нарушении
Простите, Татьяна, что не ответила, вот только что, случайно, увидела Вашу рецензию- спасибо за нее.
Я все-таки, до сих пор, не воспринимаю песни Высоцкого в другом исполнении.

Всего Вам доброго:)

Ирина Шульц   25.04.2013 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.