Образование. Перспективы образования в России

Истории известны случаи, когда повсеместное образование приводило к процветанию государства, военному превосходству над другими народами, а, следовательно и высокому уровню защитной  организации от захватчиков.
В Древнем Египте роль писца  была почетной профессией (фактически чиновничья должность, так как прочие могли не владеть грамотой - особенно крестьяне, либо какие-то ремесленники). В то же время от писца требовалась усидчивость (каторжная работа на солнцепеке - учет урожая и т.д. или за проступок можно было и плетей отхватить).Впрочем, высокий уровень грамотности обеспечивал государству хорошее функционирование системы, возведение грандиозных построек (храмы,пирамиды,дворцы и т.д.), ирригации, земельного орошения, постройки каналов и т.д.

В Междуречье тоже были государства с весьма высокой долей уровня образования (даже были библиотеки).

Но подлинное повсеместное образование мы находим в Древней Греции - каждый гражданин обязан был владеть грамотой. Из Греции этот обычай перешел к древним римлянам. Затем пришли варвары-современные европейцы - практически все становятся безграмотными (папа Григорий 1 вообще запретил держать дома  книги и их чтение). Западная Европа снизошла до уровня примитивности (по сравнению с византийцами,где продолжала развиваться античная традиция,правда уже в религиозных тисках), о чем сообщала дочка Ярослава Мудрого, оказавшись при дворе французского короля.

В Китае высокий уровень грамотности (не всех слоев населения) обеспечил живучесть китайского народа. Так,например, Китай часто был децентрализованным государством, а объединяли его захватчики, которые превращались в китайцев: приобщением к китайско культуре, письменности, -  официальным языком был китайский (к тому же без грамотных чиновников нельзя было собирать налоги и управлять все страной, опять же ими были китайцы), устраивали смешанные браки,учили язык и даже имена принимали китайские. Таким образом, захватчики очень быстро смешивались с китайцами.

В 14-15 веках, в Европе  появилась мода на старые книги, произошло т.н. "Возрождение", - особенно, в среде итальянцев (венецианцев,генуэзцев и др.) . - Книги закупались в Византии, что-то переводилось, что-то находилось в самой Италии в монастырях и в каких-то собраниях. Это дало мощный интеллектуальный рывок. К сожалению в культурном плане он был кратковременным и практически только в Италии, зато новые европейцы стали совершенствовать военные технологии, что и привело к превосходству над прочим миром (это было достигнуто только к 18 веку). Значение эпохи "Возрождения" трудно переоценить, так как оно затрагивало основы тогдашних европейских государств, еще слаборазвитых, по отношению к государствам востока и тех же турок-османов. Именно в эпоху Возрождения образование становится светским, а не монастырским, хотя никто школ при монастыре не отменял и знание "божьего закона", но появлялись первые университеты с разветвлением науки и обоснованием вообще науки как таковой.

В России крестьянские школы открывались и в начале 19 века, но только во второй половине 19 века они стали массовым явлением, что и дало высокий уровень научных достижений в России в конце 19-начале20века. Даже несмотря на потерю многих кадров в результате Гражданской и высылкой-эмиграцией, многие выходцы из низших слоев, шли теми же учителями и педагогами в первые советские школы, создавали первые научные институты. Проведенный в стране ЛИКБЕЗ привел к тому, что многие сельские жители (еще пока аграрной страны) в Хрущевскую эпоху массово стали стремиться в города - на заводы, искать более престижной и высокооплачиваемой работы, естественно в рамках тогдашнего советского общества. Частично прикрепление крестьян к деревне (отбор паспортов),видимо тем и объясняется, что  многие стремились уехать из деревень и сел в города, где больше возможностей и перспектив имелось.
Думается, направление (обязаловка) после пединститута в глухомань уравнивало (до какой-то степени) сельскую местность, маленькие города и города вообще. Выпускник городской школы не имел никаких преимуществ перед выпускником сельской школы - и там и там были те же самые педагогами с теми же самыми учебниками (с вариациями) и с тою же системой образования. Сейчас в сельской местности не хватает учителей, учебной литературы. Школьные библиотеки давно устарели...
 Со всеми реформами образования творится неразбериха и в школе, и в образовательном процессе, и в самой образовательной системе. Там, где полный комплект учителей и доступность к книгам выше - шансов на поступление в ВУЗ выше...Например, могут быть у учеников тяга к знаниям и сформированы кое-какие навыки, но не будет доставать систематичности обучения и просто широты кругозора (особенно острая проблема в нехватке книг ощущается в маленьких городах и сельской местности).

Сейчас идет процесс перехода школьного образования на платную основу - бесплатными будут только 3 предмета - остальные платные. Чем состоятельнее родитель, тем больше шансов получить чаду качественное образование, и вообще образование. Образование будет для избранных. Если у ребенка пьющие родители, у него был шанс получить кой-какие знания и как-то пробиться в жизнь, нынче доступ этой категории попросту закрыт. Например таким детям стыдно ходить в школу - у них не хватает учебников либо тетрадей и возникает комплекс перед одноклассниками и сверстниками. Среди таких детей много талантливых и смышленных людей (личный опыт). Большинство из них не станет светилами науки или еще какой шишкой, но многие смогут стать грамотными и образованными, нормально устроиться в жизни, быть людьми.Если в России 80-90% населения стоит за чертой бедности, сколько из них смогут получить нормальное образование? Преимущества советской школы были в том, что и дети партийных работников (точнее, ее высших представителей - номенклатуры) и дети простых рабочих получали те же самые знания, и пробиться в жизни у них было больше шансов. нежели сегодня, при деградирующем образовании в демократическую эпоху. Что нас ожидает в будущем? Какие  ждут новые открытия и изобретения и будут ли они вообще?..
Вот такие "наплывы" мыслей.


Рецензии
Добрый день. Считаю, что все наши образовательные метания есть следствие массы неопределенностей в нашем обществе. Система образования СССР создавалась под запросы индустриального инновационного развития. Эта система в основе своей сохранилась, однако страна уже другая. Если будет определен магистральный план развития экономики и социальной сферы образовательная система структурируется в соответствии с новыми запросами. Так произошло во всех развитых и развивающихся ныне странах. А мы пока, увы, деградируем...

С уважением,

Дмитрий Воблин   05.08.2011 09:54     Заявить о нарушении
"Если будет определен магистральный план развития экономики и социальной сферы образовательная система структурируется в соответствии с новыми запросами."

Ваши слова я могу трактовать как отсутствие нацидеи. Именно - ИДЕИ. У нас есть нацпроекты, но вот с идеей туго.Поэтому соглашусь полностью в таком ракурсе... То есть во имя чего нам нужно жить и работать в государстве...Даже удвоение ВВП - как-то слишком мелковато...

Лев Агни   05.08.2011 09:59   Заявить о нарушении
Идея может быть простой и понятной всем - улучшение уровня жизни всех россиян. В отличие от Запада нам еще есть куда развиваться, в этом смысле идея "модернизации" есть признание факта, однако без дальнейшей работы по планированию и, самое главное, без привлечения колоссальных инвестиций, все останется лишь на бумаге.

Дмитрий Воблин   05.08.2011 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.